UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Безнадега. Точка. Врут»

Антиинфляционная политика предыдущего правительства была действительно безграмотной, если существовала вообще...

Автор: Юрий Сколотяный

Заветный перечень антиинфляционных мероприятий-2008, на который премьер-министр Юлия Тимошенко возлагала такие надежды в борьбе с ростом цен, был представлен на суд широких масс лишь в самом конце марта. Хотя о начале «разработки и выполнения четкого плана антиинфляционных мер с указанием сроков и ответственных лиц за его выполнение» глава Кабмина сообщила еще в начале января. «Ответственная власть выплату компенсаций должна подкрепить комплексом антиинфляционных мероприятий», — заявляла тогда премьер, попутно заверяя, что «в этом году таких инфляционных шоков, которые были в прошлом году, категорически не будет», поскольку прошлогодняя инфляция (16,6%) была лишь следствием «безграмотной политики».

Ну что тут скажешь… Антиинфляционная политика предыдущего правительства была действительно безграмотной, если существовала вообще. Поэтому когда в начале года Юлия Тимошенко убежденно говорила, что «между правительством и Национальным банком в ближайшее время будут зафиксированы все необходимые шаги», так хотелось поверить в чудо…

Увы, предложения Минэкономики, подготовленные еще в феврале и затем принятые правительством за основу, явно разочаровали. Все как всегда: либо слишком общие и явно невыполнимые (поэтому без четких сроков), либо уже неоднократно доказавшие свою неэффективность меры административного характера.

Не выдержав обрушившейся в его адрес критики, «перечень на 16 страницах из 53 мероприятий» отправился на доработку. Появление же на свет итогового документа произошло настолько незаметно, что приметило сей факт лишь одно деловое издание. В то же время правительственный портал и веб-сайт Минэкономики, пиарящие каждый чих своего руководства, ни новости, ни даже объявления по этому поводу не опубликовали.

Сначала антиинфляционный план и вовсе едва не затерялся в разделе «Прогнозы», и лишь впоследствии для него нашлась специальная ячейка в разделе «Макроэкономическая политика Украины».

Справедливости ради следует отметить, что окончательный вариант документа все-таки отличается в положительную сторону от многократно раскритикованной первоначальной версии. Кроме общих фраз и деклараций, среди расширившегося до 57 позиций перечня все-таки можно найти некоторые достаточно конкретные пункты.

В частности, подписанные министром финансов Виктором Пинзеником обязательства, первое из которых — сократить уровень дефицита бюджета до 1,2—1,5% ВВП. По информации «ЗН», этот пункт, по которому шли наиболее ожесточенные споры, является результатом компромисса, достигнутого в ходе консультаций между правительством и Нацбанком. Монетарное ведомство предлагало ограничить дефицит цифрой до 1% ВВП.

Втрое обязательство — удерживать бюджетные расходы не более запланированного уровня, а именно 26,1% ВВП, а в случае получения внеплановых поступлений направлять их только на уменьшение дефицита бюджета. И здесь, кстати, правительство не согласилось с предложением Нацбанка ограничить свои расходы конкретной суммой (речь шла о 232 млрд. грн.). Ведь номинальный ВВП, благодаря нынешней инфляции, может оказаться значительно выше заложенных в бюджете 890 млрд. и даже обновленного прогнозного уровня в 921 млрд. грн.

Простое сопоставление последней цифры с зафиксированным Госкомстатом итоговым показателем 2007 года (709 млрд.) показывает, что с поправкой на прогнозируемый правительством реальный прирост экономики (6,8%) закладываемый Кабмином в расчеты показатель дефлятора ВВП составляет 21,6%. Это и будет наиболее близкий к реальности прогноз роста цен на производимую отечественной экономикой продукцию. Он, кстати, практически полностью совпадает с опубликованным в среду прогнозом миссии МВФ, закончившей 1 апреля свою работу в Киеве. Эксперты фонда предсказали уровень среднегодовой инфляции в Украине — 20—22%. Видимо, план антиинфляционных мероприятий, с которым функционеров МВФ наверняка ознакомили, не произвел на них достаточного впечатления.

Тем временем официальный индекс роста потребительских цен по итогам года (декабрь к декабрю), как прогнозирует все тот же МВФ, достигнет примерно 17%. Предпосылка для некоторого замедления инфляции — надежды на хороший урожай, а значит, продуктовые цены к осени, по теории, могут не только замедлить свой рост, но и даже начать снижаться.

Кроме того, глава Кабмина уже заявляла о намерении за счет снижения пошлин стимулировать импорт (цены на который не учитываются при расчете дефлятора, но влияют на индекс потребительских цен).

Тем временем в медиапространстве вдруг появилось «сообщение» «источника в Министерстве экономики Украины», что инфляция в Украине в марте превысит 2%, а показатель за первый квартал 2008 года, таким образом, «приблизится к 8%».

Что на деле противопоставляет таким слухам правительство? Оно уже начало реализовывать некоторые пункты антиинфляционного плана. В частности, в прошлом месяце Минэкономики предложило ввести ограничения на предельный уровень рентабельности производства продуктов питания — 12%, а для торговых надбавок — 15%. А 3 апреля Кабмин подписал с крупнейшими ритейлерами и товаропроизводителями Меморандум о 10-процентном ограничении торговой наценки на социально значимые продукты. Наценка будет ограничена на 32 вида продукции, перечень которых определяет Минэкономики, в частности на масло, мясо и др.

Таким образом, нынешний премьер в очередной раз продемонстрировала свое умение убеждать и договариваться. А вот с умением и готовностью осуществлять действительно жизненно важные для страны структурные реформы (кроме отказа от посредников в схемах поставок газа в Украину) дела обстоят, видимо, значительно хуже.

А что же оппозиция, в которой, напомним, фактически находятся президент с его секретариатом? Обидно, но и она не сделала никаких выводов из прошлых ошибок. Общество слышит лишь очень слабо аргументированные агитационные страшилки, которые идут стране и экономике лишь во вред, еще больше разжигая инфляционные настроения в обществе.

Есть ли содержательная и выполнимая альтернативная программа реформ у регионалов? Вроде бы да, и где-то спрятан разработанный дорогущими западными экспертами проект. Но кто его видел, насколько он выполним?

Однако вернемся к антиинфляционному плану, который содержит и другие правильные пункты:

— при подготовке Бюджетной декларации на 2009-й и последующие годы осуществлять политику повышения социальных стандартов в соответствии с ростом производительности труда;

— использовать средства от приватизации госпредприятий, полученные свыше запланированных объемов в 2008 году, для финансирования инвестиционных проектов последующих лет.

Но эффект от подобных мер начнет проявляться никак не раньше следующего года, вполне резонно замечают эксперты. И задаются вопросом: «А как же в таком случае быть с обещанием вернуть обесцененные сбережения?» Или выполнять эти пункты антиинфляционной программы на самом деле никто не собирается и именно поэтому их принятие никто не афишировал?

Отдельного внимания заслуживают перспективы «совместной разработки и реализации плана перехода к режиму, базирующемуся на ценовой стабильности», а также постепенного перехода в среднесрочном периоде к плавающему обменному курсу с одновременным усилением действенности процентной политики.

Само по себе это намерение не ново. Новизна заключается в определении сроков перехода — 2008—2011 годы.

Между тем, согласно опубликованной 3 апреля с.г. информации, интервенции по выкупу Нацбанком валюты в прошлом месяце составили 355 млн. долл., а золотовалютные резервы достигли очередного исторического максимума — 33,23 млрд. долл. Откуда, если на протяжении прошлого месяца НБУ практически не принимал видимого участия в валютных торгах на межбанке?

Все просто: не участвуя в долларовых торгах, Нацбанк при каждой удобной возможности активно запасается евро. Правда, остаются вопросы к прозрачности этого процесса, но то — совсем другая история.

В итоге снова возросла эмиссионная активность НБУ: денежная база в прошлом месяце увеличилась на 2,1 млрд. грн. (1,6%). Тревожнее всего, что снова начал расти и объем наличных в обращении. За январь он увеличился на 2,7% (почти 3 млрд. грн.).

С начала года денежная масса (агрегат М3) увеличилась уже на 5,1% (20,1 млрд. грн.), тогда как за аналогичный период «прошлого года безграмотной политики» показатели были куда скромнее — прибавка на 4,4%, или 11,5 млрд. грн. Это значит, что Нацбанк может оказаться вынужденным закручивать кредитно-денежные гайки и дальше. Несмотря на то, что темпы наращивания денежной массы пока укладываются в предельные показатели, заложенные в Основах денежно-кредитной политики на нынешний год, — 30—35%.

Кроется здесь и еще один неприятный момент. Некоторые отечественные и иностранные эксперты прогнозируют возможное значительное увеличение после вступления в ВТО наплыва в Украину так называемых горячих денег. Спекулятивный капитал может хлынуть в страну в поисках альтернативных традиционным источников вложений на мировых рынках, которые потеряли былую привлекательность. В таких условиях вероятны не только новые рецидивы с колебаниями валютного курса за пределы устоявшегося в общественном сознании и даже обозначенного Основами денежно-кредитной политики коридора (4,95—5,25 грн./долл.), но и более масштабная полноценная ревальвация гривни.

Что будет в результате с прямыми инвестициями и внутренними производителями — вопрос, не требующий ответа. Не следует ли предусмотреть упреждающие меры, чтобы потом снова не пенять на «происки врагов»?