Можно много спорить, какой из факторов устойчивого экономического развития является основным - инвестиции, благоприятный деловой климат или доступность кредитов…
Какие бы аргументы мы ни приводили, главным все-таки останется трудовой вклад человека - предпринимателя, менеджера, инженера, рабочего. От идеи до воплощения, от кульмана до небоскреба - без человека нельзя нигде, сколько бы мы ни гордились автоматами и компьютерами. Существует математическая зависимость количества работающих и прироста ВВП, и отстающие от конкурентов страны в первую очередь пытаются нарастить квалифицированную рабочую силу, добавляя к ней и условия предпринимательства, и инновации, и модернизацию.
А если количество людей сокращается? Кто-нибудь задумывался о том, что тогда все разговоры о будущем росте, удачных реформах и процветающей стране напрасны? Кому строить самолеты, учить детей, сеять и собирать хлеб? В украинской практике уже есть факт, когда европейский инвестор решил построить в стране завод, а затем… отказался от проекта, поскольку не смог набрать персонал, прежде всего рабочих. Не такая ли судьба ожидает со временем всю страну?
По данным Госстата, ежегодно население уменьшается на 170–180 тыс. человек, словно с карты страны исчезает довольно большой город. При этом темпы сокращения населения растут: за январь-август 2017 года нас стало меньше на 139,6 тыс., поэтому по результатам года можно ожидать сокращения до 200 тыс. ВОЗ называет Украину в пятерке государств с самой большой динамикой сокращения населения. Нынче на 100 умерших приходится лишь 61 новорожденный, а это - признак депопуляции.
Из-за низких показателей рождаемости и высоких - смертности быстро меняется возрастной состав населения - удельный вес граждан среднего и старшего возраста растет. Зато сокращается группа людей трудоспособного возраста, прежде всего мужчин.
По данным Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни в Украине на пять лет ниже, чем в странах Европейского Союза. По сравнению со странами Европы смертность населения в Украине практически вдвое выше (в 2014 г. - 14,7 случаев на 1000 населения против 6,7 в странах - членах ЕС).
По состоянию здоровья населения граждан Украина занимает одно из самых низких рейтинговых мест в европейском регионе, а в мире - 99-е среди 145 принятых к оценке стран.
По мнению работодателей, экспертов, нынешняя так называемая реформа здравоохранения - это бессистемный набор фрагментарных, научно не обоснованных мер. В стране много лет не готовится ежегодный доклад о состоянии здоровья населения, с его обязательной частью - профессиональными рекомендациями необходимых изменений. Последняя перепись населения проводилась в начале 2000-х, хотя, по рекомендациям ООН, должна проходить раз в 10 лет. Беспрецедентно снижен уровень качества управления в сфере здравоохранения.
Давайте уясним: необходимость реформирования национальной системы здравоохранения вызвана не только уровнем заболеваемости, смертности или инвалидности, хотя по этим показателям мы - "лидеры" в мире, она обусловлена огромными социально-экономическими трудностями, низким приростом ВВП, снижением качества жизни граждан, неблагоприятной экологической ситуацией. Кстати, сокращение населения - это не только уменьшение количества рабочей силы, но и сокращение внутреннего рынка, который, по законам экономики, является главным стимулом экономического развития. За последние 25 лет потребителей в стране стало на 20% меньше. Итак, нас можно сравнить с семьей, в которой тяжело болеет единственный кормилец. Если он умрет - всем, и детям, и старикам, придется уповать разве что на бога.
Но вернемся к трудовым ресурсам, очень зависимым от социально-экономической политики, сферы образования, системы переквалификации для взрослых. Отечественные заведения профтехобразования ослаблены недостатком финансирования, перекладыванием его на местные бюджеты. Материально-техническая база, образовательные стандарты давно не обновлялись, утрачена их связь с реальным сектором экономики. Высшее образование также оторвано от реальных потребностей. Существует избыток одних специальностей и нехватка других, что является причиной последипломной безработицы. Дисбалансы образования приводят к растущему желанию уехать из страны. По данным экспертов, каждый шестой-седьмой украинец задумывается о трудовой миграции.
Стыдно об этом говорить, но по уровню жизни Украина относится к беднейшим странам Европы. По данным ООН, более 60% людей у нас живут ниже черты бедности. Среднемесячная зарплата за январь-август в Украине составила 6784 грн, при этом в промышленности - 7269 грн, сельском хозяйстве - 5501, образовании - 5658, здравоохранении - 4877 грн. Ни одна позиция не дотягивает до 300 долларов! Повышение минимальных зарплат до 3723 грн., что предусмотрено проектом бюджета-2018, принципиальных изменений не принесет.
Около 80% пенсионеров, а это более 9 млн человек, живут за чертой бедности. Принятый закон о пенсионной реформе не изменит ситуацию кардинально, пенсионеры так и останутся самой бедной прослойкой населения.
Вот такие огромные демографические, финансовые, социальные, этические дисбалансы влияют ныне на состояние трудовых ресурсов, на формирование трудовой мотивации и настроения людей. Они также дают понять, откуда в Украине берутся истоки трудовой миграции, какие вызовы необходимо преодолеть, чтобы переубедить украинцев, которые давно не живут за железным занавесом и хорошо представляют, как найти себе место в Европе, остаться дома.
Наши соседи - Польша, Венгрия, Румыния, частично страны Балтии, Словакия и Чехия - ведут по отношению к украинцам политику, граничащую с миграционной экспансией. По данным экспертно-аналитического центра HeadHunter, трудоустройство украинцам предлагают также Швеция, Германия, Израиль, Италия.
Лидером среди этих стран является, безусловно, Польша, которая сама потеряла большое количество рабочих рук из-за их переезда в "богатую" Европу. Польше удалось за счет украинцев обновить рост населения от 15 до 70 лет за 2009–2016 гг. почти на миллион (в Украине именно за этот период население сократилось на шесть миллионов - по данным Госстата). В ходу такие механизмы, как выдача вида на жительство, предоставление гражданства, упрощение трудоустройства и пребывания в стране-работодателе, специальное банковское обслуживание финансовых потребностей новых "европейцев", и т.д.
И при таких соседях проблема оттока рабочих рук, немедленная подготовка и реализация государственной стратегии возрождения трудового потенциала, создание действенных стимулов для работы и жизни в родной стране, адекватная миграционная политика даже не стоят на первоочередной повестке дня государства. А именно эти вопросы являются самыми приоритетными. Они должны опираться на комплексные, системные, обоснованные организационно и финансово программы улучшения здравоохранения, модернизации профессионально-технического и высшего образования, обеспечения молодежи жильем, создания современных рабочих мест, поддержки работающих пенсионеров, существенного роста уровня и качества жизни вообще и многого другого. Сложное задание, государству не под силу? Но пока еще есть кому его выполнять, завтра - уже не будет.
Кстати, для быстрого роста числа рабочих рук в Украине нужно, на мой взгляд, говорить и о миграционной политике. Польше повезло с Украиной, когда она оказалась перед угрозой демографических проблем - рядом были тысячи образованных, трудолюбивых, близких в смысле культуры и традиций людей. У нашего государства такого богатства среди соседей нет, только внутри страны. Откуда к нам могут приехать мигранты? Готовы ли мы к этому? Каковы планы СНБОУ, парламента, экспертов?
Не секрет, что средний класс, предприниматели в современном мире определяют возможность устойчивого экономического развития. Именно поэтому работодателей и всю деловую общественность очень беспокоит рост бизнес-миграции, когда за границу перемещаются не только физические, но и юридические лица, начиная платить налоги в бюджеты других стран. Основная причина - привлекательный деловой климат в целом плюс специальные меры по поощрению украинцев. Даже "старые" страны Европы (Франция, Дания, Великобритания) предлагают бизнесменам разного рода стимулы. Ноу-хау в миграционной политике стала известная эстонская программа электронного резидентства, которая дает возможность открывать счета в банках, регистрировать компании и управлять ими, даже не меняя страну проживания. Правительство Венгрии ввело программу помощи малым предприятиям Закарпатья. На собственное дело можно получить до 10 тыс. евро, которые не надо возвращать, да еще кредитные средства под минимальные проценты. Таких примеров стимулирования притока трудовых ресурсов, создания у украинских бизнесменов настроений отъезда не сегодня так завтра можно приводить много.
А что же предлагает взамен родное государство? Низкая инвестиционная привлекательность, неблагоприятные условия ведения бизнеса стали притчей во языцех в Украине.
Болезненная проблема экономики - отсутствие доступа предприятий к финансовым ресурсам, что ограничивает инновационную деятельность, модернизацию мощностей, рост доходов, ВВП в целом. Хотя учетная ставка НБУ значительно упала за последнее время и составляет сейчас 13,5%, коммерческие банки не спешат снижать стоимость кредитов (ныне 20–22%). Если и найдется украинское производство, готовое принять такие условия, - как ему конкурировать с Евросоюзом, где для бизнеса выделяют средства под 2–3, а то и 0%?
По требованию делового сообщества весной этого года состоялось заседание Национального комитета промышленного развития. По его итогам премьер-министр Украины Владимир Гройсман издал распоряжение провести в июле специальное заседание КМУ с Национальным банком по проблеме доступа производителей к кредитным ресурсам, отработке механизмов их удешевления. Однако оно до сих пор не состоялось.
Для отечественных производителей необходимо сделать более доступной практику тендеров как в Украине, так и за рубежом; использовать механизмы государственного реинвестирования коммерческих кредитов, если речь идет о приоритетных направлениях развития - транспортное, энергетическое машиностроение, авиастроение, ракетно-космическая отрасль и т.д.; реализовывать возможности государственно-частного партнерства; проводить агрессивную экспортную экспансию. Все это является прямыми и незыблемыми обязанностями государства.
Очень острой во взаимоотношениях государства с бизнесом остается налоговая проблематика. Последние нововведения администрирования НДС на фоне неготовности технической базы и программного обеспечения ДФС - очередной пример поспешного и непродуманного решения ради латания дыр в бюджете. Налогоплательщики вынуждены отвлекать от основной деятельности значительные ресурсы, мириться с грубым вымыванием оборотных средств, а главное - снова на пустом месте доказывать законность обычных хозяйственных операций и свою честность, будто презумпция невиновности у нас не действует.
Запутанность обычных процедур, бюрократическая волокита - вот с чем отечественный бизнес сталкивается ежедневно. Например, предприниматель из Сум запланировал расширить производство. Итак, земля в аренду - хлопоты до 2 лет; получение технических условий на электроэнергию и воду - минимум год; документы архитектурного контроля для начала строительства - до 2 лет. На все про все - 4–5 лет только подготовительного периода, до строительства и запуска производства, если все делать по закону. В итоге - завод открыли в Польше и потратили на все около месяца!
Ежедневно приходится слышать о давлении силовых органов на предпринимателей, о несовершенстве системы защиты прав собственности. По данным Всемирного экономического форума, в 2016 г. Украина по индексу защиты частной собственности из
137 государств заняла 128-е место. Под массированной атакой силовиков - ІТ-сектор. С одной стороны, мы гордимся, как сегодня он динамично развивается, и это признает весь мир. С другой - очевидно, что именно те, кто демонстрирует прогресс, ликвидность, доходность, сразу попадают в центр как минимум нездорового внимания.
Страдает агробизнес, особенно фермерские хозяйства, речь идет о попытках отобрать выращенный урожай, технику и землю. В постоянном напряжении - морские порты, и это на фоне потери транзитного потенциала страны. В этом списке много громких названий - "Акселор Миттал", "Драгон Капитал", "Мотор Січ", Бориспольский и Одесский международные аэропорты, МАУ и т.д.
Нынешнее рейдерство отличается циничностью, незамаскированностью, связью с правоохранительными структурами. Бизнесу крайне трудно, если вообще возможно, доказать свою правоту в судах и вернуть отобранное. Государство, по закону являющееся гарантом прав собственности, защиты имущества, жизни и здоровья людей, отстраняется от выполнения этой задачи.
Например, происходит громкий, под телекамеры, обыск с помощью масок-шоу. Информационное напряжение зашкаливает, идут десятки телесюжетов, которые смотрят граждане, коммерческие партнеры компаний и их клиенты, нынешние и будущие инвесторы ... Было бы логичным, если уж дошло до такого, чтобы после обысков незамедлительно появилось обвинение, сообщение о подозрении, направление в суд. Не тут-то было! За обыском часто следует тишина. При этом владелец лишен документов, серверов, иногда арестованы счета - никакой возможности продолжать производственную деятельность. Убытки наносятся колоссальные, причем не только материальные - прежде всего репутационные. Безусловно, они безжалостно бьют по инвестиционному климату, по доверию к государству, по его авторитету в целом. Такие вещи недопустимы.
К сожалению, все призывы чиновников "прекратить кошмарить бизнес" остаются призывами. Недавно УСПП был вынужден провести обсуждение многочисленных заявлений предпринимателей по поводу административного давления, немотивированных претензий со стороны контролирующих государственных органов. Было обнаружено, что несмотря на все разговоры о дерегуляции, контрольные функции по отношению к бизнесу имеют почти 40 министерств и ведомств, к которым еще нужно добавить многочисленные структуры органов местной власти.
Экономическими преступлениями, зачастую - в собственном понимании, занимаются сейчас и СБУ, и Генеральная прокуратура, и полиция, и якобы ликвидированная налоговая полиция. Эти структуры следует вообще лишить права вмешиваться в работу бизнеса и проверять его, тем более - по собственной инициативе. Служба финансовых расследований, о создании которой много говорят, не может механически заменить эти структуры с их недопустимыми методами работы, она должна защищать права предпринимателей.
Требуют существенной поддержки попытки противостояния этому злу со стороны деловой общественности. Сейчас принят меморандум о партнерстве и сотрудничестве между СБУ и Советом бизнес-омбудсмена, начала активно рассматривать жалобы предпринимателей Межведомственная комиссия по вопросам защиты прав инвесторов при КМУ, работает комиссия при Министерстве юстиции. Однако представим, насколько сложно общественным формированиям противодействовать силовикам. Против рейдерства вообще, и особенно - под прикрытием правоохранительных органов - надо бороться всем миром. Под ногами рейдеров должна гореть земля, и все возможности гласности, открытости информации, честной журналистики должны этому помогать.
Но здесь необходимо сказать о следующем. В мире существует практика серьезно наказывать государственных служащих, не заботящихся о развитии национального товаропроизводителя. Не может быть ответственности, как движения на дороге, в одном направлении. Если беспощадно караются убытки, которые предприниматель может нанести государству, не менее серьезно должны преследоваться вредные действия или бездействие государственных чиновников, которые привели к ущербу для бизнеса, даже моральному.
Я глубоко убежден, что максимальные предпринимательские свободы и неприкосновенность частной собственности как основной догмат современного украинского права могут стать отдельной стратегией сохранения и приумножения трудового потенциала нашего государства. Существует естественная потребность современного, образованного, с широкими взглядами человека путешествовать по миру, работать и жить в его лучших уголках. Но рано или поздно большинство людей захотят вернуться - из-за любви к родине, удовольствия быть востребованным и уважаемым в родной сторонке. Если работа в Украине станет привлекательной, желанной, перспективной в смысле предпринимательских, профессиональных, карьерных, финансовых достижений, число желающих выехать за границу существенно уменьшится. Подчеркиваю, даже если такие преимущества возникнут не в настоящем - в перспективе, но с конкретными предпосылками здесь и сейчас.
Что для этого надо? Это хорошо известно всем, но не грех и повторить. Реально защитить права собственника и инвестора, сломать хребет коррупции, взяточничеству, бесстыдному рейдерству. Прекратить создавать комитеты по борьбе, но на практике внедрить верховенство права, добиться нового качества работы правоохранительных органов и судов. Принять для бизнеса программы доступных банковских кредитов. Прекратить эксперименты с налоговой системой, ввести налог на выведенный капитал, завершить реальное, а не голословное преобразование государственной фискальной службы из контролирующей в сервисную. Размер и порядок взимания налогов должны стимулировать предпринимателей - прежде всего производителей, экспортеров, тех, кто проводит модернизацию, внедряет инновационные программы. Всеми средствами развивать государственно-частное партнерство, которое способно концентрировать значительные инвестиции для общенациональных проектов - возрождения транспортной инфраструктуры, ремонта и строительства дорог, очистки рек, благоустройства городов и т.д. Прилагать усилия для развития гражданского общества, возможностей его активизации и структурирования для контроля над деятельностью власти, наработки предложений по актуальной повестке дня, глубокой аналитики и идей. Все это изложено в Антикризисной программе совместных действий власти и бизнеса - комплексном документе, подготовленном представителями около ста общественных организаций и профильных ассоциаций, НАНУ, экспертами, бизнесменами, и переданном руководителям государства.
Может, тогда и не надо будет бить в колокола по поводу роста трудовой миграции. Украинцы - талантливы и работоспособны, они смогут сделать себя богатыми и счастливыми в своей стране.