UA / RU
Поддержать ZN.ua

АНТИГЛОБАЛИЗМ — ПРИЗНАК ОБЪЕДИНЕНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Будущее. Место действия: то, что когда-то называлось планета Земля. Глобализация закончена! Везде смотрят одни и те же фильмы, одеваются в одну и ту же одежду и думают одинаковыми мыслями...

Автор: Олег Гавриш

Будущее. Место действия: то, что когда-то называлось планета Земля. Глобализация закончена! Везде смотрят одни и те же фильмы, одеваются в одну и ту же одежду и думают одинаковыми мыслями.

Сюжет рок-оперы «We will rock you».
Музыка Queen, постановка Ben Elton. Бродвей, 2002 год.

Пользуясь плодами демократии, легче бороться против кого-то или чего-то, а не за что-то, потому что критиковать и разрушать всегда проще, чем создавать и строить. Во все времена такими противниками экономических реалий служили молодежные движения. В конце прошлого века это были хиппозы семидесятых, затем панки восьмидесятых и, наконец, «зеленые» девяностых, не давшие развиваться атомной энергетике и устраивающие акции протеста у офисов нефтяных компаний. А с началом нового тысячелетия — эстафету у них перехватили антиглобалисты. Последних отличает большая агрессия, желание при разношерстности мировоззрений обрести единую идеологию и выход за пределы самоотчуждения, замкнутости и пассивного протеста, как это было присуще семидесятникам. По иронии судьбы антиглобалисты, оставаясь самым универсальным продуктом эпохи мировой глобализации, выступают против мировой корпоратизации, чем, по сути, борются за то, чтобы богатые были еще богаче, а бедные (в том числе и Украина) — беднее.

Антиглобализм представляет собой весьма специфическое варево, приготовленное на продуктах, совместное использование которых вызывает политэкономическое несварение общества. Среди активистов можно встретить леворадикалов и крайне правых, анархистов и профсоюзников, коммунистов и националистов. Причем все они говорят о том, что антиглобализм — движение надклассовое, а в экономическом смысле направленное на защиту производителей реальных благ: рабочих, предпринимателей, строителей, фермеров, а также врачей, преподавателей, военных. Но все же определение безклассовости движения служит оправданием, скорее, для самих антиглобалистов. Иначе как можно объяснить генуэзский поход под красными знаменами, песнопение «Интернационала» на разных языках и защиту «наиболее неимущих» с точки зрения антиглобалистов «слоев населения». Причем, если в Испании или Германии к сонму «незащищенных» причислен средний класс, то в Украине этот класс ассоциируется, скорее, с буржуазией.

На Западе

Столпом антиглобалистов является американский «Интернешнл экшен центр», набравший силу во второй половине 90-х. Сегодня, по мнению представителей «Интернешнл экшен центр», в их рядах насчитывается от 20 до 35 млн. членов из более чем 50 стран, где расположены центры или офисы организации. Отыскать подобный в Украине не удалось, очевидно потому, что пока хватает московского офиса, который «защищает» интересы белорусов и украинцев. Непонятен источник и объемы финансирования этого движения, хотя достоверно известно, что саммит G-7, проходивший недавно в Канаде, благодаря усилиям по защите от антиглобалистов, обошелся устроителям в несколько сот миллионов долларов.

Идеология антиглобалистов является винегретом кислотного драйва с ярко выраженным красно-коричневым либидо и рассчитана на молодежь, которой надоело быть подопытными кроликами рекламистов с Мэдисон-авеню, эдаким пелевинским «Generation П», и на соучастие наиболее социально-неимущих граждан. Но в рядах движения можно встретить весьма приметных личностей. Например, Ремби Кларк, в прошлом министр юстиции США, бывший верховный судья США. «Он добровольно отошел от всех благ и привилегий, чтобы бороться за справедливость. А как творится несправедливость, он познал, будучи на ответственных постах. То же самое можно сказать и о профессуре, которая тоже составляет немалую часть нашего движения. Это те люди, которые проходили протестные акции 60-х годов и еще в то время начали бороться с мировым злом», — говорит американский антиглобалист Валерий Герасимов. Питер Хеншоу, директор по связям с общественностью представительства British Petroleum в Москве, так прокомментировал «ЗН» ситуацию с наблюдающимся объединением экономик: «теория глобальной экономики — это рыночная модель. Отвергая её, антиглобалисты не предлагают никакой альтернативы. Нельзя забывать, что глобализация несет такие положительные стороны, как инвестиции в экономику развивающихся стран, чем, например, занимаются международные нефтяные компании».

«Связь времен», сплав двух «М» (молодости и мудрости) объясняет менталитет среднестатистического славянского антиглобалиста. Идеология русских антиглобалистов — это история КПСС и политэкономия со «съездами», «вождями» и «диалектическим материализмом». Надо отметить, что эта идеология находит все большую поддержку в развивающихся странах, чему послужили реальные результаты акций, которые приписывают себе руководители движения. Этому опосредованно способствовали решения Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые после выступлений антиглобалистов списали сначала 200 млрд. задолженности со всех стран Латинской Америки, а затем — 200 млрд. долларов задолженности со всех стран Африки.

Против кого воюют

В антиглобальном сериале «Звездных войн» мировым злом называется «мировое правительство», или клуб Роттенбергеров, в котором главными действующими лицами выступают «кланы» Лейба, Баруха, Шифа и Коена. Интересная деталь: по данным «Интернешнл экшен центр», 63-м членом этого «мирового теневого кабинета» стал всем нам известный Анатолий Чубайс. Финансовый криминал работы «теневого кабинета» заключается якобы в том, что после создания в 1915 году американским президентом Вильсоном Федеральной резервной системы, все мировые финансы перешли в руки «клубу Роттенбергеров», в связи с чем получается парадоксальная система: весь мир должен США, в то время, как каждый американец, только родившись, также должен Америке порядка 60 тысяч долларов. На самом деле, по мнению апологетов антинглобализма, все находится не в руках Америки, а в руках «теневых банкиров», в частности «Штандарт Чартер Банка» со штаб-квартирой в Лондоне, который существует с 1613 года, но до сих пор не входит в банковский топ. По данным антиглобалистов, именно этот банк контролирует все расчеты в мире со скоростью 20 миллиардов долларов в минуту. В борьбе против Баруха&Коена «поколение Х» действует по принципу: лес рубят — щепки летят. Более того, складывается впечатление, что борьба против «мировых теневиков», скорее, ведется в мозгах руководителей движения или является ширмой для революционно-экономических вылазок. Если отбросить всю идеологическую мистику и судить исключительно по делам, то получится удручающая картина — все усилия антиглобалистов сводятся к ограничению трансграничного перемещения капитала вообще и его перетока в развивающиеся страны, такие, как Украина в частности. «Важно признать, что экономическая глобализация не представляет собой совершенно новую тенденцию и является закономерным явлением мирового развития. Фактически, издревле прослеживаются тенденции, когда разрозненные группы населения постепенно вступали во все более тесные и сложные экономические отношения. Глобализация прошла период раннего развития, который пришелся на конец XIX столетия, главным образом на страны, которые сегодня являются развитыми и богатыми», — говорит «ЗН» Дмитрий Деркач, руководитель службы внешних связей Всемирного банка (г. Киев).

Впрочем, некоторые эксперты считают, что движение антиглобалистов пока является субъективным процессом на пути замедления глобализации. Есть и другие причины, по которым мировое объединение экономики может резко снизить темпы или до конца не состояться. Причиной этому может стать позиция некоторых стран Европейского Союза. Например, по уставу Евросоюза новых претендентов должны одобрить на референдуме жители всех стран содружества, но Ирландия проголосовала против вступления, как и неясен вопрос вступления претендентов из Восточной Европы. Причем в Польше количество желающих интеграции за последние два года значительно уменьшилось по той причине, что местные рынки станут открытыми для импортных, более конкурентных товаров.

Кроме того, нужно четко отличать антиглобализм и изоляционизм, который применят некоторые развитые страны. «Например, Япония, Норвегия, Швейцария проводят политику изоляционизма. Они защищают свои рынки от товаров из других стран, экономика успешно работает. Но там нет таких диких, экстремистских проявлений, как на сборах антиглобалистов в Европе», — говорит Юрий Куренков, глава комитета предпринимателей базовых отраслей промышленности при Торгово-промышленной палате Украины.

Что Украине с того

Первое, что отличает «протестников XXI века» от предыдущих поколений, — их крайняя непримиримость, агрессивность и революционность. Само движение, организованное на казачий манер, со своим временным атаманом-лидером. Как считают эксперты, экстремизм такого рода запросто может привиться уже в ближайшие годы не только в России, но и в Украине. «Движение антиглобалистов вполне могло бы привиться на украинской почве, поскольку оно активно использует протекционистскую риторику, что, конечно, близко обыкновенному отечественному производителю. Мировая деятельность антиглобалистов в основном построена против ВТО, ЕС, G-7. С другой стороны, Украине нужно решить внутренние проблемы по интеграции с развитыми странами, а уж потом, возможно, страна столкнется с проблемой антиглобалистского движения», — считает Лидия Кузнецова, государственный эксперт Национального института проблем международной безопасности при СНБОУ.

Как и положено, у истоков всякой мировой революции лежит борьба против мирового зла, мистического мирового заговора. На этот раз борьба против мировой корпоратизации выступает как частная субпроблема, главная задача — победить мировой заговор финансистов.

Если следовать логике антиглобалистов, то правильно, чтобы финансы оставались в пределах национальных границ, что фактически лишает третьи страны шансов на развитие и рост. Например, на долю тех же США при населении, не превышающем 4,8% мирового, приходится 26,4% всего мирового валового продукта. На страны Евросоюза при населении в 2,4% от мирового уровня приходится 23,0% промышленного и 19,0% сельскохозяйственного производства. На развивающиеся страны, чье население составляет 84,5%, приходится 33,4% внутреннего валового продукта, 34,0% промышленного производства. Фактически ВВП на душу населения в развитых странах в 11—15 раз выше, чем в развивающихся. Неплохо было бы вспомнить и то, что уровень высоких технологий в автомобильной промышленности Японии достигает 93,0%, в Германии — 85,0%, Америке — 78,0%, в России — 12,0%, в Украине — не более 5,0%. И антиглобалисты хотят сохранить существующее положение вещей, препятствуя перетоку инвестиций.

С другой стороны, сторонники движения желают узаконить право американских или западноевропейских рабочих получать заработную плату в 15—20 долларов в час, одновременно с тем, чтобы украинские рабочие делали эту же работу за 20—50 центов в час при худших условиях труда. Выходки экстравагантной молодежи на Западе нацелены на запрещение выноса производств в страны третьего мира, где рабочая сила более дешевая. Но таким образом рабочие слаборазвитых государств лишаются любого заработка.

Доля тридцати наиболее слаборазвитых стран третьего мира в мировой торговле в 1980 году составляла 0,8%, а в 2000-м — 0,4%. Со слов Д.Деркача, это произошло именно из-за отсутствия глобализации торговых отношений. «Всемирный банк, ЕБРР, ВТО выступают за открытость торговли и иностранных прямых инвестиций, поскольку есть свидетельства того, что выгоды от экономического развития (в виде уменьшения бедности в странах) как правило превышают возможные расходы от потенциальных потерь и рисков. Следует обратить внимание на конкретные политические подходы с целью уменьшить эти расходы и риски. В то же время западный бизнес занимает более осторожную позицию по либерализации других финансовых или рыночных потоков капитала, значительная нестабильность которых может иногда вызвать циклы бумов или спадов и финансовые кризисы, связанные с большими потерями, как это имело место во время кризисов рынков, находящихся в стадии формирования», — говорит Д.Деркач.

Как известно, немало достается от антиглобалистов Всемирной торговой организации (ВТО), а именно к участию в ВТО сегодня направлены усилия Украины. Есть немало примеров, когда производители развитых стран, США, Германии и т.д., применяют протекционистские, не всегда честные методы для защиты собственных интересов. Как ни странно, но именно ВТО, особенно после переговоров в Дохе, является чуть ли не единственной защитницей производителей третьих стран и той «дверью», которая позволяет их продукции выйти на рынки развитых. Почему же большинство «рядовых» антиглобалистов считают ВТО врагом номер один, непонятно. Нельзя не согласиться с тем, что мнение развитых стран в ВТО является главенствующим, но сегодня Всемирная торговая организация является чуть ли не единственным союзом, где голос представителей третьих стран не только слышен (особенно после вступления Китая), но и влияет на чашу «рыночных весов». «Интеграция с мировой экономикой принесет Украине больше положительного, чем отрицательного. Причем интеграцию эту никто не сможет остановить, тем более антиглобалисты, которые даже не в состоянии были повлиять на расширение ВТО и вступление в эту организацию Китая. На вступление Украины в ВТО и ЕС влияют прежде всего внутренние причины и уж потом — внешние. Наша интеграция зависит от того, выполним ли мы требования западных партнеров в сфере развития демократии и рыночной экономики в стране. Существует так называемый «копенгагенский критерий», который поясняет, насколько страна готова к вступлению в Евросоюз. Если мы подойдем по этому критерию, то помешать интегрироваться в Сообщество нам не сможет никто», — делится с «ЗН» своей точкой зрения Вячеслав Медведев, директор департамента европейской интеграции Министерства экономического развития и по вопросам европейской интеграции Украины. Но ведь история уже знает процессы замедления глобальной интеграции. Например, наметившаяся в конце XIX столетия глобализация, в начале ХХ была отброшена назад, и потребовалось почти 90 лет, чтобы уровень транснационализации финасово-экономических отношений достиг уровня 1913 года.

Кто для нас нужнее?

«Глобализация — это естественный процесс, на глобальных рынках легче взаимодействовать, но выгоден он прежде всего корпорациям, поскольку они с расширением рынков могут получить больше прибыли, а государство от интеграции получает приток иностранных инвестиций», — объясняет упрощенную логистику происходящего Валерий Нестеров, аналитик российской ИК «Тройка-диалог».

«Украине известен опыт удачной и не очень инвестиционной деятельности, которую можно ввести в ранг глобализации. Среди наиболее удачных проектов можно отметить работу «Сибирского алюминия» на Николаевском глиноземном заводе, «Тюменской нефтяной компании» на «Лисичанскнефтеоргсинтезе», организация нефтяного консорциума на базе «Укртранснафти». Неудачными можно считать работу «Казахойла» на «Херсоннефтепереработке», «Славнефти» на Кременчугском НПЗ», — говорит В.Нестеров

«Воссоединение кооперации внутри стран СНГ — вообще закономерный процесс, поскольку предприятия Содружества строились из расчета кооперации. С другой стороны, ситуация с глобализацией на сегодня амбивалентна. Ведь мировой процесс слияния экономик более выгоден для развитых стран, чем для развивающихся», — оценивает «ЗН» ситуацию Сергей Вакунов, руководитель службы АО «Группа «Альянс».

Не будем рассуждать об интересах государств и корпораций. В процессе глобализации есть как положительные, так и отрицательные моменты для обеих сторон — инвестора и Украины. Заметим лишь, что, с точки зрения антиглобалистов, в развивающихся странах интересы рабочих нарушаются потому, что они не имеют таких же социальных гарантий, как и пролетариат развитых стран. Это на сленге коммунистов, антиглобалистов, националистов называется эксплуатацией трудового народа. Но при этом и те, и другие, и третьи не смотрят правде в глаза — до прихода крупного капитала промышленность как правило простаивает, а значит, рабочие не получают никакую заработную плату, и об их социальной защите речь вести вообще кощунственно. Очевидно, что в большинстве развивающихся стран у работников нет выбора между плохой и хорошей работой, речь идет о выборе между каким-либо рабочим местом или его полным отсутствием. Именно в этом интересы украинских рабочих и западных корпораций сходятся. И именно поэтому для Украины важна глобализация.