Буквально дня не проходит, чтобы какой-либо политический деятель или комментатор, живущий в той или иной европейской стране, от Испании до Германии и от Скандинавии до Италии, пристально вглядываясь в старушку Британию, не высказывал бы положительную оценку о «британском пути». И не сопоставил бы тот или иной плюс Великобритании с минусовыми оценками о состоянии дел в остальной Европе, где более чем достаточно всякого рода беспорядков и неприятностей.
В 50-е, 60-е, 70-е годы английские политики и журналисты, возвращаясь домой из Швеции, Германии, Франции и даже Италии, начинали читать англичанам лекции на тему тех экономических уроков, которые им следует получше изучить, о тех успехах, которых упомянутые страны достигли в сфере менеджмента, в отношениях с профсоюзами, на производстве, в повышении производительности труда и так далее. Англичанам нужно с них брать пример, говорили они. А сегодня Великобритания показывает остальной Европе, как следует управлять эффективной современной экономикой.
Убедительные, впечатляющие свидетельства на сей счет дали декабрьские события во Франции, тот социально-промышленный взрыв, который имел там место во время массовых забастовок: ведь страна чуть ли не оказалась на коленях. И вот две ведущие французские газеты «Монд» и «Фигаро» публикуют редакционные статьи, в которых прямо говорится, насколько успешнее Великобритании удается контролировать государственные расходы, распоряжаться ими по-умному и насколько эффективнее в Англии контролируются и сдерживаются влияние и сила профсоюзов.
А ведь ранее ни от «Монд», ни от «Фигаро» слова доброго нельзя было услышать о британцах. И это, впрочем, было в известной мере закономерно: Британия являлась «столицей забастовок» в Европе. Сегодня же на улицы выходят люди в Германии, Италии, Франции. В Англии забастовок по сути нет. И если относительно недавно англичане не могли вылезти из глубокой безработицы, сегодня она не превышает двух миллионов. Во Франции безработных свыше 3 миллионов, в Германии - 4 миллиона (самая высокая цифра с 1945 года).
Британия стала излюбленным местом для иностранных инвестиций. И не только из Японии и Америки, хотя львиная доля вложения от этих двух экономических гигантов приходится на английскую экономику. Но и европейские компании, такие, как немецкие «Сименс» и БМВ, тоже рвутся в британский недорогой, спокойный «климат» высокой производительности труда. В «Дейли мейл» недавно была публикация с высказываниями немецких партнеров, которые называли Британию «чудом эффективности» и страной «отличного сервиса».
Сегодня такие авиакомпании, как «Эр Франс», «Иберия», «Алиталиа», клянчат в Брюсселе субсидии для своего убыточного бизнеса. А «Бритиш эйруэйз» без государственных субсидий стала самой прибыльной авиакомпанией. В телекоммуникациях Франции и Германии властвуют национализированные динозавры, приватизированное же Британское телевидение обеспечивает Великобритании наилучшие позиции на европейском ТВ-рынке.
И речь не только об экономике. Президент Ширак, заявляя о намерении модернизировать французские вооруженные силы, говорит: они не должны уступать лучшим ВС в мире, особенно британским. Так что Британия чувствует себя лучше в сравнении с недавними годами, тэтчеровские реформы 80-х, которые так поносили лейбористы, сделали Британию подтянутее, чище, конкурентоспособнее, превратили в пример для Европы. Консерваторам следует больше и умнее подчеркивать эти моменты с учетом приближающихся выборов. А для лейбористов все сказанное звучит предупреждением: не зацикливайтесь на социал-демократии европейского образца, ибо она превращается в синоним массовой безработицы и загнивания.