ЗНАНИЕ — СИЛА…
И БОГАТСТВО
Концепция конкурентоспособности стран далеко не нова. Ее эксплуатируют довольно давно, а в последнее время даже настраивают сами основы экономики на новый мотив — мотив экономики Знания, ставящей интеллектуальный капитал и человеческий фактор во главу угла, в центр экономической и экологически-сознательной политики. Однако это — на Западе. У нас же все еще нет четкого понимания конкурентоспособности собственной страны, как нет и стратегии по ее целенаправленному формированию. Что грозит отставанием по части инвестиционной привлекательности в будущем.
На протяжении последних лет в «ЗН» уже несколько раз поднимался вопрос о конкурентоспособности стран в глобальном аспекте и конкурентоспособности нашей страны в частности. Однако недавняя статья исполнительного директора ЕБРР Юрия Полунеева «Конкурентоспособность страны как национальная идея» (см. «ЗН» № 10 (538) от 19 марта 2005 года) вызвала оживленную реакцию аудитории еженедельника. Возможно, это свидетельство (наконец-то!) нашей готовности заняться своим светлым будущим, начинать которое придется с «капремонта» экономики, с формирования новых, направленных на повышение уровня конкурентоспособности страны, элементов экономической политики.
Понимая важность и общенациональный масштаб идеи конкурентоспособности, редакция «ЗН» представляет новую рубрику «УКРАИНА КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ», в которой неравнодушные представители науки, бизнеса и власти смогут высказаться, предложить свое видение проблемы, обсудить и прокомментировать идеи повышения уровня конкурентоспособности страны. Под этой рубрикой мы также планируем опубликовать основополагающие статьи западных авторов по данному вопросу. Кроме того, здесь будут освещаться международные и национальные события, конференции и съезды, проводимые в этой связи.
Наша главная задача — пробудить широкий интерес к предпосылкам украинского экономического успеха, к своей конкурентоспособности, напомнить о том, что страны, ориентированные на экономику Знания, сегодня являются самыми состоятельными. А также о том, что гордость Украины — тяжелая (в прямом и экологическом смысле) промышленность — продолжает приносить больше вреда, чем пользы: загрязняет окружающую среду, закрепляет традиционные схемы инвестиционных потоков, дает обманчивое ощущение стабильности, отвлекая интеллектуальные силы страны от поиска новых путей выживания и развития. Среди которых путь к «новой экономике».
В бывшем СССР знание было силой. Сегодня развитые страны успешно превращают его в богатство. О чем следует задуматься и как можно скорее перенять их положительный опыт.
Приглашаем наших читателей присылать свои идеи, комментарии, статьи и вопросы по поводу конкурентоспособности Украины на электронный адрес compete@mirror.kiev.ua. Это не только поможет нам в подготовке материалов рубрики в дальнейшем, но и сфокусирует общественный интерес на этой важной проблеме.
У своевременных идей нет собственников, однако всегда немало попутчиков.
В феврале с.г. в «ЗН» была опубликована моя статья «Конкурентоспособность страны как национальная идея». Отзывы подтвердили, что основная мысль статьи своевременна. И что ее можно и нужно взять на вооружение. Вопрос — как.
«К конкурентоспособной стране» — так Социалистическая партия Украины назвала свою предвыборную платформу, озвученную А.Морозом 9 апреля с.г. Это значит, что в преддверии парламентских выборов 2006 года, которые впервые обещают стать политическим состязанием по стратегии развития Украины, идее конкурентоспособности страны прозорливые политики уже приделывают партийные ноги. В чем нет ничего плохого. Хотя, по сути своей, идея эта аполитична.
Чтобы стать конкурентоспособной и поддерживать марку в быстро развивающемся мире, страна должна вначале себя понять, потом — себя изменить. Инициатива создания стратегии конкурентоспособности страны и парадигмы новой экономической политики должна в Украине принадлежать обществу в целом.
Что станет основой конкурентоспособности Украины? Какой должна быть новая экономическая политика? Как заинтересовать людей в повышении привлекательности своей страны, ее интеллектуального капитала и интеллектуального капитала ее компаний в международном контексте? Сейчас вопросов больше, чем ответов.
Политэкономия ноосферы
Еще в начале прошлого века наш великий соотечественник, академик В.Вернадский сформулировал роль человеческого интеллекта как производительной силы глобального масштаба и связал дальнейшее развитие человечества с наукой, интеллектом и гуманизмом, то есть с «ноосферизацией» (noos по-гречески «разум»).
Сегодня «ноосферизация» экономики сводится к пока еще не до конца осознанным изменениям в политической экономии наций. Так, некоторые исследователи считают, что эволюция политической экономии капитализма проходит такие этапы: экономика товара (основная доля добавочной стоимости (ДС) возникает на уровне товара); экономика отношений (ДС генерируется на уровне экономического проекта); экономика менеджмента (главный актив компании — качество менеджмента); экономика услуг (ДС за счет более качественного обслуживания клиента). И, наконец, экономика Знания, основанная на интеллектуальном и человеческом капитале, где ДС возникает в процессе генерирования и промышленного использования знаний. Создание стоимости, которая как политэкономическая категория становится все более нематериальной, в экономике Знания связано с радикальными изменениями в обществе и в моделях ведения бизнеса.
Экономика Знания в деталях
Финансовый кризис 1997—1999 гг. в Юго-Восточной Азии привлек внимание международных политиков и банкиров к реформированию банковско-финансового сектора, а корпоративный кризис конца 90-х в США — к качеству корпоративного управления и финансовой отчетности. Теперь внимание политиков сосредоточено на поддержании конкурентоспособности стран в будущем.
В начале нынешнего века концепция Знания как источника экономического развития привела к возникновению нового понятия — экономика Знания (knowledge-based economy). Знание (уже не столько философская категория, сколько экономическая) теперь становится основным источником богатства наций на уровне компаний и стран. В развитых экономиках стоимость промышленных активов компаний и организаций напрямую связана с их способностью генерировать новые знания, с интеллектуальным капиталом (ИК).
Экономика Знания движима производством, распределением и использованием знаний и информации. Источником экономического роста и конкурентоспособности в ней является производство идей, а не товаров. Лишь страны, которые продуцируют знания и интегрируют их в свои экономические модели, смогут быть глобально конкурентоспособными. По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «знание признается сейчас двигателем производительности труда и экономического роста».
Если источником конкурентных преимуществ страны в «старой» («тяжелой») экономике были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, емкий потребительский рынок, дешевая рабочая сила, то в «новой» («мягкой») экономике фактор успеха — инновации и предпринимательство, основанные на знаниях, развитая инфраструктура информации и знаний (Интернет, базы данных, телекоммуникации).
Таким образом, к новым факторам экономического роста можно отнести: инвестиции в образование; развитие информационно-компьютерных технологий; рост расходов на НИОКР; расширение доступа компаний к венчурному капиталу; качество управления страной и компаниями (высокие темпы роста сбережений, низкая инфляция, открытость экономики, социальная «сцепленность»); эффективная политика привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ); количество и качество людских ресурсов, занятых в отраслях знания.
Сегодня лидерами в создании экономического богатства становятся страны, в ВВП которых преобладают «знание-емкие» виды экономической деятельности. Так, в докладе ОЭСР «Карта 2001 — к экономике знаний», проранжированы около 30 стран по уровню их инвестиций в ИК. В первой десятке — США, Швейцария, Швеция, Ирландия, Нидерланды, Венгрия, Канада, Бельгия, Великобритания, Южная Корея. Основные черты экономики Знания, которую внедряют у себя эти страны, таковы:
1) повышение «знание-емкости» ВВП;
2) рост удельного веса нематериальных активов (ноу-хау, информационных систем, патентов);
3) рост доли «нематериальных» товаров в международной торговле. Если в странах с низкими доходами per capita доля в экспорте высоких технологий составляет в среднем 7%, то в странах с высокими доходами — более 22%;
4) рост в структуре капитала передовых международных компаний доли капитала, связанного с расходами на НИОКР;
5) рост инвестиций в образование, науку, здравоохранение и окружающую среду.
Объять необъятное?
Агентство «Инвестируйте в Швецию» (Invest in Sweden Agency, или ISA) стало первым страновым агентством по привлечению иностранных инвестиций, замерившим интеллектуальный капитал для сравнительного анализа конкурентоспособности разных стран в экономике Знания. По мнению ISA, потоки и направления ПИИ будут все больше определяться потенциалом прироста ИК.
Измеряя конкурентоспособность стран в экономике Знания, ISA использовали большинство из приведенных далее необходимых показателей:
1. «Инновационность» страны (т.е. интенсивность продуцирования и коммерциализации инноваций) — общий размер НИОКР и их доля в ВВП; расходы на исследования и их доля в ВВП; количество научно-технических публикаций и др.
2. Создание знаний с коммерческим потенциалом — расходы на прикладные НИОКР, их доля в ВВП; количество патентов, зарегистрированных в «триаде патентных семей» (Европа, США, Япония) на 1 млн. населения; коэффициент «изобретательности» населения и др.
3. Емкость рынка знания и динамика международного обмена знаниями — доля национальных НИОКР, финансируемых из зарубежных источников; доля НИОКР в частном секторе, производимых за границей, но финансируемых из национальных источников; международное сотрудничество в науке и технологиях; количество иностранных студентов в национальных вузах.
4. Инновации и изобретения — доля промышленных предприятий, имеющих инновации (по размерам, отраслям, типам инноваций).
5. Предпринимательская деятельность — количество создаваемых частных компаний; зарегистрированных предпринимателей; удельный вес малых и средних предприятий по отраслям.
6. Поддержка инноваций и изобретательства — доля расходов на НИОКР, финасируемых государством, в ВВП; доля предоставленного венчурного финансирования в ВВП.
7. Качество человеческого капитала — все показатели системы образования; доля ученых в общей численности занятых; показатели миграции высококвалифицированных работников.
8. Развитость национальной информационной инфраструктуры — показатели развития информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Парадигма НЭПа
Ведущие страны придают все большее значение политическим и регуляторным мерам по развитию ИК и человеческого капитала как основы конкурентоспособности страны. Вот тут-то и возникают вопросы. Как оценить капитал знаний нации, как культивировать эффективное воспроизводство ИК и как превратить его в богатство? Иными словами, как идеи и знания превратить в общественное благосостояние и деньги?
Сегодня на повестке дня экономической политики «продвинутых» стран — вопрос не просто конкурентоспособности экономики. Как таковая за последние 10—15 лет она уже стала едва ли не главным фокусом экономической политики США, ряда государств Азии и Европейского Союза. Сейчас важнее формирование конкурентоспособности страны в условиях глобальной экономики Знания. Именно этой идеей пронизана Лиссабонская повестка дня Евросоюза, политика конкурентоспособности США, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Канады.
Почему парадигма новой экономической политики по формированию экономики Знания, ставшая парадигмой политической практики во все большем числе бывших постсоветских стран, может быть привлекательной для Украины? Прежде всего потому, что под влиянием технологической и информационно-компьютерной революций классическое разделение труда между богатыми и бедными странами изменяется, дав последним шанс «обойти историю на повороте». Проложив мост к экономике Знания, бедные страны могут вырваться из замкнутого круга, в котором у богатых — технологии, ноу-хау, деньги, а у бедных — ресурсы и дешевая рабсила.
По оценкам западных экспертов, Украина в этом отношении обладает явно выраженным конкурентным преимуществом — ввиду высокого уровня образования, науки и общей культуры населения. Это в значительной мере «наследство» миллиардных «зарытых» инвестиций (sunk capital) времен СССР, которые могут и должны стать основой конкурентоспособности Украины в экономике Знания. Этот капитал необходимо как можно скорее модернизировать и использовать.
Контуры стратегии конкурентоспособности Украины
Чтобы создать стратегию конкурентоспособности Украины в глобальной экономике Знания, необходима, как минимум, общественная дискуссия, а может, и партийная соревновательность по поводу формирования такой стратегии в ближайшем будущем — то есть уже во время и после выборов 2006 года. Кроме того, политическая воля и способность власти вдохновить людей и институты на достижение нелегких и неблизких целей станут важными факторами будущего успеха.
Так как важнейшей составляющей философии конкурентоспособности является качество и скоординированность управления экономическими, политическими процессами и корпоративным сектором, то для радикального улучшения корпоративного управления и организационной культуры необходима система «кнута и пряника». Без нее невозможно будет воплотить в жизнь понятие culture to deliver — культуры, в которой люди, организации и общества делают то, что обещают. Целенаправленное формирование такой культуры станет важнейшим фактором конкурентоспособности нашей страны.
Далее — формирование предпринимательско-инновационной модели экономики, где идеи быстро генерируются и сталкиваются между собой в борьбе за рынок, а это достижимо там, где процветает малый, средний бизнес (МСБ) и предпринимательство, особенно связанные с НИОКР и малосерийными субподрядами с крупными высокотехнологичными компаниями. Можно подумать, например, и о технопредпринимательстве как государственной инициативе, ранее уже успешно апробированной в ряде южноазиатских стран. В ее рамки можно уложить устранение регулятивных препятствий, тормозящих «запуск» новых компаний, создание правительством нового фонда (возможно, с привлечением ЕБРР и ВБ, других доноров) для инвестирования в венчурные фонды. То есть привлечение в страну ведущих венчурных капиталистов и введение льготных схем для поощрения инвестиций в новые компании (фонд финансирования подачи заявок на патентование, льготы для создания бизнес-инкубаторов).
Как вариант, можно было бы объявить всеукраинский конкурс на Лучшую область по предпринимательству и экономике Знания с призом, например, в виде освобождения от уплаты налога на прибыль для всего малого и среднего бизнеса области на год.
Для МСБ и предпринимательства важно, во-первых, поддержание стабильной макроэкономической среды, простой и неизменной системы налогообложения, улучшение общих социально-экономических показателей, превращение экономики из ЗАО в ОАО, в котором выгоды экономического роста «просачиваются» до всех членов общества. В этом контексте усиление инфляционных ожиданий и непредсказуемость действий власти не способствуют этим целям.
Во-вторых, поддержание внутренней конкуренции, которая прямиком ведет к конкурентоспособности глобальной. Честная конкуренция должна стать краеугольным камнем государственного регулирования, основным правилом игры. Многие действия правительства (отмена льгот, устранение налоговых дыр и борьба с контрабандой) направлены на это. Здесь ему необходима поддержка общества. Однако, с другой стороны, борьба с «несовершенством» рынка командно-административными или ограничительно-приказными методами несет опасность новых искажений в экономической политике и их институализации. Кроме того, отменяя льготы «бланкетным» (повальным) образом, можно срубить весь лес.
В-третьих, необходимо развивать экспортно-ориентированные «знание-емкие» производства. Ранее многие из компаний такого рода вкладывали «излишки» прибыли в развитие технологий, повышение квалификации работников, словом, шли к экономике Знания. Резкое снижение курса гривни и отмена налоговых льгот стала для них дестимулирующим сигналом от власти.
Для развития МСБ и предпринимательства необходимы соответствующие финансовые инструменты: банковское кредитование МСБ, индустрия венчурного капитала, создание института «бизнес-ангелов» (т.е. частных инвесторов, предоставляющих предпринимателям собственные средства для финансирования начальных этапов бизнеса), развитие фондового рынка.
Создание благоприятного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций также является стратегической задачей. И приоритетом в политике их привлечения в страну должен стать сдвиг от эксплуатации дешевой рабсилы и мозгов к созданию, с помощью тех же ПИИ, новых знаний. Иными словами, от «отверточного производства» к производству «знание-емкому».
Политика развития человеческого интеллектуального капитала является едва ли не ключевым компонентом стратегии конкурентоспособности в экономике Знания. НЭП по созданию экономики Знания, где человеческий и интеллектуальный капитал, высокообразованная и высококвалифицированная рабочая сила становятся самыми важными факторами конкурентоспособности страны, включает не только реформу образования и увеличение инвестиций в этот сектор, но также реформирование управления и осуществление долгосрочных инвестиций в систему здравоохранения и охрану окружающей среды.
Ассигнования на образование, науку и здравоохранение должны рассматриваться в новой политической парадигме как инвестиции в поддержание и увеличение интеллектуального капитала (по аналогии с инвестициями в модернизацию основных фондов предприятия), которые приведут к созданию стоимости путем генерирования знаний. Исследования показывают, что, к примеру, эффективная система образования обеспечивает стране — так же, как и уровень НИОКР, — высокие баллы в мировой шкале конкурентоспособности. Из сфер, «паразитировавших» на подаяниях из госбюджета, они превратились в передовых странах в сферы производства знаний, которым уделяется едва ли не первостепенное внимание. Ведь там на государственном уровне одержимы идеей конкурентоспособности.
Однако интеллектуальный капитал в условиях жесткой конкуренции по его привлечению, как и капитал финансовый, идет туда, где выше «процентные ставки», то есть общий уровень и качество жизни. Для того чтобы удержать его дома, необходимо уже сегодня значительно повысить ассигнования на образование и науку (возможно, путем введения специального корпоративного налога) и начать создавать общенациональную идеологию «интеллектократии».
А завтра?
Сегодня я не могу дать исчерпывающий ответ на вопрос «Что делать?». Однако попытаюсь «сотрясти ноосферу» Украины предложением: давайте не ждать ответа на вопрос, есть ли адамы смиты в Украине, давайте вместе думать о завтра.
Хорошо, что идею конкурентоспособности (еще до того, как она выкристаллизовалась применительно к украинским реалиям) озвучил в своей речи А.Мороз. Значит, идея правильна, ибо опытный политик не стал бы сотрясать ноосферу пустыми фразами. Если же о своем видении конкурентоспособности страны заговорят и другие партии и движения, возможно, в конце концов начнется нормальная конкуренция идей и подходов.
Идея овладевает массами, когда она правильна. Овладеет ли нами идея конкурентоспособности так, как США, Финляндией, Швецией и другими передовыми странами, которые вовремя «просекли», что Знание есть Процветание?
И появится ли на нашем государственном гербе место для лозунга — AGNITIO EST PROSPERITAS?