UA / RU
Поддержать ZN.ua

А какой у нас план «Б» в случае затягивания войны?

Пока толстый сохнет, худой сдохнет

Автор: Михаил Бно-Айриян

Каждый день войны для Украины стоит намного больше, чем для России. Так, в абсолютных цифрах потери российской экономики несравнимы с нашими, но важность этих потерь для экономики и жизнедеятельности России намного меньше. К сожалению.

В Украине остановилось большинство предприятий тяжелой промышленности. На очереди — предприятия легкой промышленности в ряде регионов. Отток рабочей силы в Западную Украину и страны ЕС колоссальный. Заблокированы все морские артерии, через которые осуществлялся экспорт основных товаров, обеспечивающих страну валютной выручкой, — черных металлов, руды, зерновых. Это десятки миллиардов долларов в год.

Мы этого еще не почувствовали, но у нас очень мало времени. Нас это быстро догонит.

Тем, кто верит в скорый экономический конец России, надо понять, что страны ЕС не отказались от российских нефти и газа и ежедневно платят ей валюту, оставив щелочку в SWIFT для отдельных российских банков. У России есть Китай — мировая фабрика товаров, с которым у нее огромная общая граница и хорошо налаженные логистические коридоры. Китай производит все и охотно заместит тысячи товарных позиций западного импорта. Плюс потребляет и будет потреблять российские природные ресурсы. Это не говоря уже об Индии, которая обогнала Китай по населению и является огромным рынком сбыта.

Плюс в России есть и своя промышленность, которая охотно будет компенсировать замещение импорта. Посыл простой — они останавливаются, но намного медленнее, чем мы. И они тоже маневрируют и приспосабливаются.

Следовательно, Путину сейчас наиболее интересно «подвесить ситуацию», растянуть войну на 3–5 месяцев и заблокировать ключевые логистические артерии. Больше у России, вероятно, нет времени, а для нас это время критическое.

Нам нельзя недооценивать противника и переоценивать собственные силы.

Нам срочно нужен план «Б». Этот план должен дать ответ, как мы запустим экономику и обеспечим более или менее нормальное функционирование государства, а значит, надежные тылы для армии.

Поэтому ключевая задача правительства сейчас — это, по сути, создание эффективной функции перераспределения центральных бюджетных средств (в том числе и многомиллиардной помощи стран Запада) в экономику. В нашу экономику. От философии «завозим из-за границы все, что можем» нужно перейти к «вырабатываем в Украине все, что надо».

Это должна быть не просто раздача денег через «Дію» (хотя это возможно и целесообразно в определенных условиях), а перестройка крупных предприятий, которые остались или будут эвакуированы, на работу в военное время через мобилизационный заказ и другие экономические программы.

Именно предприятия должны выстроить цепочки поставок и обеспечить движение оборотных средств в экономике.

И это не должно быть 10–15 понятных для себя заводов. Десятки, сотни, а может, и тысячи предприятий тяжелой, средней и легкой промышленности должны начать и продолжить функционирование. А следовательно, занимать людей, у которых вот-вот останутся последние сбережения. И, кстати, не только мужчин. Потому что если мы не создадим сотни тысяч новых рабочих мест, то получим вторую волну миграции — поствоенную в поисках заработка.

Плюс нам необходимо у стран Запада просто выгрызть возможность увеличивать экспорт товаров, которые производятся в Украине, не нужны для войны, но крайне важны для получения валютной выручки. Сегодня в мире огромное желание помогать Украине — на уровне правительств, на уровне муниципалитетов, бизнеса, церкви и простых граждан. Для нас это шанс обеспечить новые рынки сбыта и поддержать собственных производителей.

Поэтому сейчас очень важно:

  1. Провести реальный анализ экономического состояния и просчитать экономические сценарии с пониманием, какой объем ВВП и какие отрасли мы потеряли и можем потерять.
  2. Разработать и запустить мобилизационный заказ для первоочередных потребностей армии.
  3. Определить перечень отраслей (и предприятий), которые будут нуждаться в государственном заказе с целью обеспечить Украину товарами первой необходимости, в том числе с целью импортозамещения.
  4. Разработать программу стимулирования производства в Украине с определением четких механизмов получения государственного заказа и сбыта продукции.
  5. Обеспечить эвакуацию предприятий, готовых переезжать, в регионы с лучшей ситуацией безопасности.
  6. Разработать программу поддержки спроса со стороны украинских граждан, временно переехавших из регионов боевых действий в регионы с лучшей ситуацией безопасности.
  7. Начать переговоры с зарубежными странами (в частности со странами ЕС, США и Канадой) по линии как правительств, так и бизнеса о возможной закупке определенных групп товаров из Украины, которые можно экспортировать за границу.

Это непростые процессы, но реальные.

И все это требует абсолютно другого качества управления и принятия решений. Кстати, также целесообразно укомплектовать ряд центральных органов исполнительной власти, региональные администрации, другие службы профессиональными кадрами, которые «вышли из системы», но, по сути, являются сейчас невостребованными и готовы работать нон-стоп. Это необходимо, потому что задачи перед страной стоят очень сложные, и нам нужны десятки тысяч эффективных государственных управленцев.

У нас обязательно получится. Другого выхода у нас просто нет.