UA / RU
Поддержать ZN.ua

А давайте Гетманцев просто уйдет

Сейчас точно не лучшие времена для фискализации

Автор: Юлия Самаева

Сохранить страну — это не только о ее границах, это еще и о ее людях, ее экономике, потенциале развития. Это не те вопросы, которые можно отложить на потом. Мы уже анализировали макроуровень наших расходов и доходов, вывод простой: расходы настолько огромны, что даже если бы мы собирали сейчас двойной налог с каждого работающего, этого бы и близко не хватало. Так что нынешний крутой разворот власти от либерализации к фискализации лишен какого-либо смысла. Он нанесет непоправимый вред остаткам реального сектора, при этом вообще не поможет хоть как-то сбалансировать наш текущий бюджет. И мы удивились бы этому непродуманному решению, если бы не одно «но»: его идеолог — Даниил Гетманцев, который планомерно и настойчиво вредит украинской экономике, и ему не стыдно.

Начиналось все слишком хорошо, чтобы оказаться правдой, — правительство пошло на беспрецедентную либерализацию и снижение налоговой нагрузки, только бы работали. Чрезвычайно важный шаг для сохранения предпринимательской активности, максимума рабочих мест, зарплат, хоть какого-то спроса и производства. Но это была бы не Украина, если бы через месяц после последних налоговых изменений не появились новые. Максимально вредные, инициированные главой парламентского налогового комитета Гетманцевым, фото которого уже должно быть в словаре напротив выражения «Налоговая удавка».

Чтобы оценить цинизм его предложений, давайте сначала посмотрим, кого Гетманцев собрался дожимать.

Что там в реальном секторе?

В крупном бизнесе без изменений работают 28% компаний, еще 68% работают, но частично и с ограничениями (либо онлайн, либо закрыв часть офисов или точек продажи). Полностью зарплату при этом выплачивают всего 54% компаний, остальные либо платят только половину, либо отправляют работников в неоплачиваемые отпуска или же вообще увольняют.

Совокупные потери компаний (имущества и активов), принявших участие в опросе ЕБА, составили более 518 млн долл. При этом 48% крупных компаний помогают армии деньгами, другие — продукцией, медикаментами, средствами защиты или обороны. Только 5% работающего крупного бизнеса признаются, что уже исчерпали свои ресурсы на помощь.

У среднего и малого бизнеса дела значительно хуже: нормально работает лишь каждый пятый, при этом:

Сумма убытков, нанесенных МСБ с начала войны, составляет около 2 млн долл., всего 6% предпринимателей ничего не потеряли с 24 февраля. И если в начале войны более 60% малых компаний поддерживали волонтеров и защитников страны, то сейчас уже 18% из них признаются, что у них просто нет на это денег.

Что там на рынке труда?

Украину покинули почти шесть миллионов человек, преимущественно трудоспособного возраста. И если в предыдущие волны миграции речь шла о временной занятости, то сейчас принимающие страны сделали все, чтобы в кратчайшие сроки выиграть у нас войну за людей: визы на год с правом продления еще на два года, автоматическое разрешение на работу, места в школах и вузах для наших детей, денежная помощь и т.п.

Да и поехали туда не классические трудовые мигранты:

Таким образом, почти половина — люди, имеющие успешный опыт построения карьеры, знание языков, денежные накопления и способность максимально быстро адаптироваться за рубежом. Вместе с ними уехали их дети, наибольшая ценность страны, у которой в прошлом году был наихудший показатель рождаемости за десять лет. Если они не вернутся, мы не восстановим страну, сколько бы денег нам ни дали. И ВВП наш не будет расти, как бешеный, потому что если у тебя работающего населения только 10 миллионов, ты не прыгнешь выше головы, ты даже голову не поднимешь.

Внутренние мигранты, сосредоточившиеся на западе Украины, существенно изменили рынок труда — он впервые за годы стал рынком работодателя. Теперь они диктуют здесь правила, что обычно почти сразу приводит к уменьшению заработков наемных работников. Вспомните, какое количество людей уже работает без зарплаты.

Что там в голове у Гетманцева?

На первый взгляд, это типичная «бюджетоцентричность» — желание собрать как можно больше в госказну. И оно было бы норм, если бы, с одной стороны, пан Гетманцев ожесточенно воевал с реальными схемами крупного бизнеса, а не наезжал на ФЛП и не давил еще больше на тех, кто и так работает «в белую». А с другой стороны, если бы команда, для которой так старается собрать как можно больше дани Гетманцев, гарантировала рациональное использование этих денег, а не их распил, например, при строительстве дорог. Но что было, то сплыло. Сейчас, в войну, «бюджетоцентричность» Гетманцева — это настоящая катастрофа, потому что реальному сектору в прямом смысле надо выживать, и если помочь ему государство не может, то должно хотя бы не мешать. Вместо этого глава налогового комитета предлагает фактически перечеркнуть налоговую либерализацию, которая едва начала работать.

Просто сама идея несколько раз в месяц менять налоговое законодательство, даже в мирные времена, — заявка на увольнение с должности главы налогового комитета. Это единогласно поддержат все бухгалтеры Украины, которые в ожидании очередных разъяснений DDoS-ят сайт налоговой почти как российские хакеры. Но суть предлагаемых изменений еще хуже.

А давайте запустим уже налоговые проверки! Потому что вы там, в реальном секторе, что-то расслабились, слишком много у вас свободного времени и денег. Мы уже идем к вам, тем более что суды практически не работают, и обжаловать наши доначисления и штрафы вы просто не сможете.

А давайте возмещать НДС экспортерам гособлигациями. Неважно, что в нашей экспортной экономике в этом году экспорта будет минимум из-за заблокированных портов, нагнем хотя бы оставшихся. Пусть платят людям зарплату ОВГЗехами и за них же покупают расходные материалы.

А давайте отменим льготы на ввоз топлива, потому что жируют. И все равно, что там уже есть огромная проблема с логистикой, потому что только через запад сейчас завозится то, что раньше можно было привезти и с севера, и с юга. Не посмотрим и на то, что государство усугубило там дефицит непродуманным регулированием. Добавим проблем, пусть будет бензин по 100.

А еще давайте вернем 20% НДС на импорт для тех, кто перешел на 2%. И кому там интересно, что у нас от импорта осталось процентов 30, остальное — под ограничениями. И их логистические проблемы — это же не наши проблемы. Пусть платят, причем еще больше, чем платили раньше.

Давайте соберем как можно больше! Везде, где можно. Безразлично, что предприниматели, которые закрылись, уже не откроются, уехавшие — не захотят возвращаться, а оставшиеся — уйдут в «тень», потому что на работу «в белую» не хватит денег.

Хуже всего, что для госбюджета в итоге ничего не изменится, там все равно львиную долю финансируют западные партнеры и Нацбанк. Но деньги не пропадут, кто-то под шумок войны обязательно найдет, как ими воспользоваться.

Давайте все же думать, что пан Гетманцев просто не самый лучший экономист, а не предатель, хотя после истории с нефтебазами, которую он так и не смог четко объяснить, это действительно трудно. Но с учетом всех его предыдущих инициатив (лучшее — тут, тут, тут и тут) он действительно не лучший из лучших, так что, вероятно, и время сейчас не наилучшее для его бенефисов. Тем более что налоговая политика — лишь инструмент политики экономической, причем довольно тонких настроек. А мы до сих пор, не зная, какую экономику хотим строить, этим тонким инструментом то двор метем, то тесто месим, то гвоздь забиваем.

В это время волонтеры собирают ребят на войну, за собственный счет покупая им все — от шлемов до носков. Не государство. Волонтеры за собственный счет и своими силами организовали выезд для сотен тысяч украинцев в безопасные места. Не государство. ОСМД за собственный счет начинают ремонтировать дома в Буче и Ирпене. Не государство. Холдинги, фермеры и крестьяне за собственный счет и своими силами перепахали и засеяли все, что могли. Не государство. Где они все взяли на это деньги? Точно не в госбюджете. Это деньги бизнеса и граждан, а еще их же организованность, слаженность и готовность помогать, причем сейчас, а не «подождите, у нас еще не прошло заседание межведомственной рабочей группы». То, что государство как институт неэффективно, очевидно, как и то, что украинцы более чем в состоянии эту неэффективность компенсировать самоорганизацией и софинансированием. И мы обязательно после победы вернемся к разговору о том, на сколько процентов должна вырасти эффективность госаппарата и снизиться коррупция в нем же, чтобы он вообще заслуживал финансирования граждан. Сейчас же следует просто признать: мешать бизнесу и обществу выживать и хоть что-то делать — преступление.

Больше статей Юлии Самаевой читайте по ссылке.