UA / RU
Поддержать ZN.ua

Возвращение к реальности. Придется ли Украине переходить к «плану Б»

Автор: Мартина Богуславец

Третий полномасштабный военный год в Украине. Блокирование помощи США и ЕС, в том числе военной, — это серьезный звоночек, который должен был бы разбудить Киев и вернуть к реальности. Потому что не все идет по плану. Украина нуждается в более серьезном и мощном международном адвокатстве. Не в Таиландах.

Ведь, несмотря на обещанную поддержку «столько, сколько потребуется», похоже, все больше проявляется «усталость» западных партнеров. Три важных события 2024 года могут создать новые политические вызовы в первую очередь для Украины. Речь идет о путинских выборах в России, которые состоятся в марте, парламентских выборах в ЕС — в июне, президентских выборах в США — в ноябре. Это может существенно сместить внимание в международном информпространстве с вопросов Украины, что скажется на поддержке международников, или же, наоборот, усилить акценты, если для получения политических баллов ЕС и США будут использовать тему помощи Украине. Конечно, на это повлияет уровень поддержки европейцами и американцами продолжения помощи.

Поэтому на фоне только усиливающихся российских нарративов в Европе об «если Россия победит» Украине понадобится больше влияния на международной арене. Одними лишь конференциями по восстановлению или же требованиями предоставить оружие этого не сделать. Тем более что новыми вызовами станут не только адвокатство оказания помощи, но и продолжение отсрочки выплат по международным облигациям на 20 млрд долл., срок замораживания по которым истекает в августе 2024 года.

В 2023 году ЕС стал крупнейшим донором прямой бюджетной помощи, направив на поддержку Украине обещанные 18 млрд евро.

Потребности на 2024 год, по новым оценкам, несколько сократились — с 41 до 37,5 млрд долл. внешнего финансирования. Но с фактическим 0 от международников в начале года эта цифра пугает. К тому же две трети общей суммы даже после решений о помощи остаются под вопросом.

Но уже понятно, что начинать год Украине придется не с оптимистического сценария, а с «плана Б», рассчитывая на собственные ресурсы в январе-феврале, при том что экономика и вся социальная сфера сейчас полностью зависят от международной помощи. Дыра в бюджете может привести к сокращению расходов бюджета и повышению налогов или же к включению печатного станка, что является еще худшим решением.

При оптимистическом сценарии Украина уже в начале 2024 года получит разблокирование 18 млрд евро от Еврокомиссии и более 10 млрд долл. от США. Также перспективой является предоставление 5–6 млрд долл. от МВФ при условии успешного выполнения программы.

Во власти попытаются растянуть на этот период 1,5 млрд евро помощи от Еврокомиссии, поступившей в декабре, и приблизить все другие возможные расходы, чтобы не возникло проблем с социальными выплатами. Понятно, о восстановлении в это время речь идти не будет.

Читайте также: Ближайшее будущее Украины – несколько месяцев тяжелых боев без критических ресурсов. Но войну еще можно выиграть – The Guardian

Станет ли 2023 год уроком на 2024-й в восстановлении

В 2023 году состоялась «репетиция» восстановления. Из-за громких факапов с неактуальными закупками, с завышением цен в сметах она явно прошла не на «отлично».

Однако все неудачные решения должны стать уроком на 2024-й, где главная тема — «возвращение к реальности», чего ожидает общество.

Ведь чем больше украинские чиновники отдалялись от войны и погружались в строительство бассейнов—стадионов—мостовых и в целом довоенных проектов, тем меньше становилась поддержка и со стороны общества, и от международных партнеров.

При этом главными результатами восстановления стали 3,8 тыс. многоэтажек и 19 тыс. частных домов, 9,2 тыс. объектов энергоинфраструктуры, более 400 — теплоснабжения и 200 — водоснабжения, 448 школ, 237 детсадов, 390 медучреждений.

По программе «єВідновлення» украинцы подали более 62 тыс. заявлений, по которым уже согласованы выплаты на 3,2 млрд грн. Начались компенсации за уничтоженное жилье: из 7 тыс. заявлений согласования получили уже более тысячи — жилищных сертификатов сформировано уже на 2,4 млрд грн, средняя сумма сертификата — 2,1 млн грн.

Жилье — вопрос №1 в восстановлении, больше всего волнующий людей. Но очевидно, что большинство средств в 2023 году шло не на восстановление жилья, — по понятным причинам, ведь нарабатывались механизмы компенсаций.

Поэтому фокусом на следующий год должно стать восстановление жилья, в том числе социального, на уровне с восстановлением критической и самой важной инфраструктуры.

Что нужно изменить в восстановлении

Несмотря на разработанные прозрачные инструменты восстановления, как, например, Фонд ликвидации, который прогнозируемо сократится, в 2024 году правительство попытается взять расходы на восстановление под ручное управление.

В частности, через Резервный фонд в размере 42,2 млрд грн и предусмотренное финансирование критических потребностей, в том числе восстановления — от ремонтов дорог до восстановления школ. Это удобный механизм для правительства, когда средства выделяются без методик приоритезации, доступа к заседаниям комиссий и какой-либо публичности.

Альтернативой ручному управлению восстановлением может стать законопроект «Об основных принципах восстановления» с созданием Фонда восстановления, сейчас активно нарабатываемый. Важно, чтобы он стал не рамочным и декларативным, а профильным «паспортом восстановления». Поэтому здесь необходимо не допустить перенесения ключевых положений на уровень подзаконки, а утвердить главные условия восстановления именно на уровне закона.

Что должно быть предусмотрено на уровне закона «Об основных принципах восстановления»?

Первое: создание Фонда восстановления, где будут аккумулироваться средства на восстановление. Новый фонд должен учесть апробированные процедуры и практики Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии по четкой и открытой процедуре отбора и финансирования проектов.

Второе: обязательное применение правил приоритезации проектов. Сейчас приоритезация носит рекомендательный характер. Чтобы не допустить выделения средств на неактуальные проекты, правила приоритетности по четким критериям отбора должны быть обязательными при выделении средств на каждый проект восстановления.

Это стало бы предохранителем таких кейсов, как с делом нардепа Одарченко, который пытался дать взятку в сумме 50 тыс. долл. в биткоинах главе Агентства восстановления за выделение средств из Фонда ликвидации на ремонт Государственного биотехнологического университета, в котором раньше был ректором и на который до сих пор оказывает влияние как депутат.

С применением четких критериев приоритезации протащить такие решения будет невозможно. Ведь приоритезация позволит отслеживать, на какие объекты выделили средства, почему и сколько баллов они набрали.

Третье: DREAM для всех объектов восстановления. Это предусматривает обязательное внесение проекта в цифровую экосистему DREAM как условие получения финансирования из Фонда. В дальнейшем это даст возможность отслеживать каждый этап реализации проекта восстановления, источник финансирования, суммы использованных средств и перечень выполненных работ.

В 2024 году произойдет официальный и полный запуск системы DREAM, которая должна быть урегулирована на законодательном уровне.

Четвертое: прозрачность. Она состоит в обязательной трансляции заседаний комиссий по выделению средств и обнародовании заявок, протоколов, решений и т.п.

Само обнародование заявок по финансированию из Фонда ликвидации позволило заблаговременно остановить такие инициативы, как восстановление бассейна и стадиона в Житомире.

Пятое: право органов местного самоуправления самостоятельно подавать проекты на финансирование, как это удалось реализовать в работе Фонда ликвидации. Иначе вернемся к централизации в вопросах восстановления, когда у областных военных администраций будет полный карт-бланш.

Читайте также: Поддержка Украины, выборы в США и угроза вторжения Китая на Тайвань: прогнозы FT для мира на 2024 год

Демократические правила восстановления должны закрепляться параллельно с реформированием Нацполиции, являющейся одним из ключевых игроков в противодействии коррупции в ходе восстановления, а также с усилением финансового контроля за использованием средств на восстановление.

Так, именно полиция расследует 90% преступлений и абсолютное большинство коррупционных правонарушений. В декабре должна была стартовать разработка законопроекта о конкурсах на высшие должности в полиции, что является первым и самым важным шагом к реформированию правоохранительного органа. Это предусмотрено Государственной антикоррупционной программой, но постоянно откладывалось в долгий ящик.

Общественность сделала несколько заявлений по этому поводу, в том числе в Еврокомиссию и INL. Речь идет о требованиях по введению открытого и прозрачного конкурса на руководящий состав Нацпола, конкурсов на руководителей территориальных подразделений и о проверках на доброчестность.

Что касается усиления финансового контроля, то сейчас главным органом, который будет следить за использованием средств в ходе восстановления, определена Государственная аудиторская служба Украины. Поэтому необходимо тщательно следить за работой ГАСУ и наработками инструментов контроля и привлечения к ответственности за нарушение порядка использования бюджетных средств.

В 2024-м нам остается продолжать донатить на ВСУ и следить за тем, чтобы «донаты» международников на восстановление использовались по назначению. И пока парни и девушки на передовой отвоевывают наши территории, мы должны бороться с коррупцией, неактуальными закупками и быть вочдогами на местах.