По оценкам экспертов, сумма прямых потерь Украины с начала полномасштабной войны составляет более 125 млрд долл. США, а косвенные убытки достигают 1 трлн долл. Бизнес в Украине также пострадал. Общая сумма прямых убытков предприятий, включительно с государственными, и частных лиц-предпринимателей оценивается в 13 млрд долл., из них 9 млрд долл. — убытки крупных и средних предприятий. Общие косвенные потери крупных предприятий в Украине достигают 33,1 млрд долл. В 2022 году зарегистрировано на 40% меньше юридических лиц и на 30% — физических лиц-предпринимателей.
Металлургическая, нефтеперерабатывающая и авиационная отрасли Украины понесли стратегически значимые потери. И только прилагая значительные усилия, привлекая инвестиции, технологии и высококвалифицированный кадровый ресурс, их можно будет восстановить.
Вышеуказанное состояние обусловливает необходимость серьезно переосмыслить и найти возможности для перехода Украины от государств с неустойчивыми институтами и невозможностью развиваться в круг таких стран, как Израиль или Южная Корея. А значит, нужно найти инструменты и механизмы, которые бы способствовали этому. По моему мнению, именно современный Израиль и Южная Корея — лучший пример успешного восстановления и функционирования в условиях постоянного военного противостояния и проблем с безопасностью. Для сравнения, ВВП на душу населения в Украине по состоянию на 2021 год составлял 4835,6 долл., тогда как в Израиле — 52 170,7 долл. (в 11 раз больше) при численности населения 9 364 000 человек, в Южной Корее — 34 997,8 долл. (в 7,2 раза больше), население которой 51 744 876 человек.
Развитие Израиля и Южной Кореи за последние 70 лет показывает, что, только сформировав собственные самодостаточные экономические возможности, можно построить устойчивое государство, со значительными военными ресурсами и потенциалом. В связи с низким внутренним спросом Израиль в ходе своего основания и Южная Корея в послевоенный период сфокусировались на формировании экспортоориентированной конкурентной экономики с высокой добавленной стоимостью товаров на продажу.
Исследование опыта Израиля и Южной Кореи во время их становления как современных и высокоразвитых стран показывает, что важно наличие ответственной и последовательной государственной элиты и институтов, которые разрабатывают прозрачную политику социально-экономического развития страны, постепенно формируя и стимулируя потенциал нации. То есть среди значимых факторов успеха этих стран — долгосрочный и целенаправленный учет интересов широких групп населения, действенное верховенство права, справедливая и необременительная налоговая политика, значительные системные инвестиции в человеческий капитал. Как следствие, через 20–30 лет — интеллектуализация общества и развитая экономика инновационного типа.
В этом контексте, считаю, Украине необходимо стратегически сформировать свое видение и интересы в глобализированном мире на следующие 20–30 лет, выявить базовые приоритеты, ресурсы, перенастроить государственное регулирование под них и постепенно тактическими шагами двигаться к достижению промежуточных и стратегических целей.
К сожалению, потенциал отечественных бизнес-структур в военное время существенно подавлен. Так, основными угрозами для бизнеса во время войны являются основные военные проблемы — насильственная смерть значительного количества людей, оккупированные территории, разрушенные предприятия, цеха, склады, магазины, отделения или филиалы. Также в этот перечень входят более продолжительная доставка и необходимость в релокации. Значительными проблемами являются сокращение количества работников, сниженная производительность работающих специалистов и их подавленное психологическое состояние. Многим владельцам и руководителям верхнего или среднего звена очень сложно принимать решения, ведь приходится полагаться не на планирование или прогнозы, а скорее, на ожидания, гибкость и собственное критическое мышление. Введение новых товарных сегментов, инвестиции в переход на новые линейки или категории в таких условиях откладываются на неопределенное время, бизнес-структуры в основном фокусируются на выживании.
Кроме того, во время войны значительно снизилась покупательная способность подавляющего большинства граждан, большое количество платежеспособного населения выехало из страны либо ограничило уровень расходов. Из-за этого совокупный спрос на большинство товаров и услуг снизился, а объемы оборотных средств у отечественных бизнес-структур значительно сократились. При этом учетная ставка НБУ составляет 25%, так что кредитование бизнеса в таких условиях почти невозможно. Фондовый рынок Украины также малодейственный для привлечения средств — системное нарушение прав собственности на активы, постоянные манипуляции и правоохранительно-судебный произвол полностью уничтожили этот эффективный инструмент привлечения средств бизнесом.
Замечу, что не для всех предприятий Украины военные действия служат причиной убытков и ухудшают их положение. Так, для предприятий военно-промышленного комплекса происходит значительное масштабирование, существенно растет спрос на их продукцию, поступают значительные авансовые платежи из бюджета и внебюджетных фондов. Но за год войны производство дронов, мин, снарядов, военного снаряжения и прочего почему-то до сих пор еще не на надлежащем уровне… Неужели мы наивно полагаемся только на западную помощь? Так же надеялись, что Путин не нападет, и теперь все мы знаем цену таким ожиданиям!
В меньшей степени страдают фирмы, которые реализуют IT-услуги для иностранных заказчиков. Они также меньше зависят от местных заказчиков и не нуждаются в сложных логистических маршрутах доставки и значительных товарно-материальных или сырьевых запасах. К тому же экспортоориентированные предприятия, особенно расположенные (или релоцированные) в Западной Украине, получили в 2022 году широкий доступ к рынкам ЕС благодаря введению зоны свободной торговли с Евросоюзом. Сейчас же ЕС отменил все пошлины и квоты для украинских товаров, а также упростил транспортное сообщение. Если до большой войны на ЕС в международной торговле Украины приходился 41%, то на протяжении 2022-го этот показатель вырос до 55,5%. Для дальнейшей успешной интеграции в рынки ЕС отечественным бизнес-структурам необходимы адаптация к европейским техническим стандартам и регламентам, сертификация продукции и производства согласно требованиям Европейского Союза.
Кроме того, на фоне ухода российских производителей с западных рынков у украинского промышленного сектора появились и новые ниши на мировых рынках, и этим надо оперативно воспользоваться. Ведущую информационно-консультационную и стимулирующую роль (особенно для малого и среднего бизнеса) в выходе на внешние рынки должны играть прагматичные государственные органы власти, но их адвокации и помощи, к сожалению, почти нет.
Потенциал для развития украинских местных производителей увеличивается и из-за выхода с отечественного рынка некоторых международных игроков. Для многих предприятий добывающей, строительной, деревообрабатывающей, мебельной, архитектурно-конструкторской, дизайнерской, транспортной и других сфер откроются широкие возможности в послевоенный период во время восстановления, ведь для восстановления поврежденной инфраструктуры, зданий и дорог необходимы компании и государственно-частные партнерства, которые будут предоставлять эти услуги. В таких случаях государство должно обеспечить фандрайзинг путем привлечения средств из фондов репараций, конфискаций, грантов на восстановление от правительств других стран, а частная составляющая партнерства — организовать работников и услуги по восстановлению. Организация этих процессов требует от государственных органов власти большей прозрачности, четких и достижимых стандартов контроля и, главное, большей доступности к тендерам дл представителей отечественного бизнеса (способствовать его росту, масштабированию и инновационности), а не всем известных турецких компаний.
Опыт стран, которые прошли через разрушительные военные конфликты и стали успешными, показывает, что государству нужно быстрее адаптироваться, гибко и с максимальной эффективностью реагировать на вызовы, активно развивать инклюзивное предпринимательство, а не олигархические структуры. Отечественная бизнес-среда уже более 30 лет ждет доступного финансирования, удобных государственных сервисов и защиты прав собственности на свои активы. Для выживания в современных сложных геополитических и геоэкономических условиях Украине необходимо восстанавливать свою экономику на принципах устойчивости и самодостаточности, она должна быть конкурентоспособной с соответствующими социальными лифтами и прозрачным государственным аппаратом. Перестроить ее может, на мой взгляд, лишь ответственная политическая элита с действенными государственными институтами и долгосрочной стратегией социально-экономического развития. Но есть ли эта элита? Или сначала необходимо провести политическую реформу от безответственности и олигархическо-государственного произвола?
Больше статей Евгения Редзюка читайте по ссылке.