Из-за российской агрессии Украина фактически потеряла возможность использовать по своему усмотрению собственную морскую транспортную инфраструктуру. Даже Одесский морской порт сейчас заблокирован. Исключение только для транспортировки грузов в рамках зернового соглашения. Блокада портов привела к увеличению перевозок по автомобильным и железнодорожным путям через западные пограничные переходы. Но попробуйте удовлетворить потребности такой большой страны (да еще и в условиях войны) через западную границу в условиях несоответствия украинской железнодорожной колеи европейской.
Львов—Европа
Из-за разных стандартов железнодорожной сети в Украине и соседних с ней европейских странах грузовые поезда нужно перезагружать на пограничных терминалах. Конечно, это не только увеличивает время доставки, но и делает существенно более дорогой транспортировку грузов.
Премьер-министр Денис Шмыгаль на заседании правительства еще в мае прошлого года объявил о начале процесса строительства европейской железной дороги, которая окончательно интегрирует страну в Европейский Союз. Для модернизации до стандарта 1435 мм (сейчас ширина украинской колеи составляет еще советские 1520 мм) учитываются в первую очередь три основных направления:
1) граница с Польшей—Львов—Киев;
2) Польша—Львов—Одесса;
3) граница с Польшей—Львов—Кривой Рог.
Но не будем забывать, что в Украине идет война, соответственно, ее экономика не готова к грандиозным проектам. Ведь понятно, что речь идет не только о замене колеи, но и о замене вагонов и тяги. Поэтому говорить о таком огромном проекте, на наш взгляд, рановато. В то же время уже сейчас можно (и нужно) заняться реконструкцией и достройкой существующих пограничных врезок европейской колеи с привлечением средств европейских партнеров.
И, похоже, уже решились приступить к этому процессу. Начали с прямого сообщения по евроколее (без смены колесных пар или пересадки на другой поезд) по маршруту Львов—Варшава (через Раву-Русскую). Ведь беспересадочное пассажирское сообщение между городком Рава-Русская на Львовщине и Варшавой (всего 330 км) раньше уже существовало. Правда, летом 2005 года прямой поезд, соединяющий Раву-Русскую и польскую столицу, отправился в путь в последний раз.
Следовательно, пустопорожняя болтовня о восстановлении маршрута закончилась. Тем более что речь идет о проекте, которому пророчат высокую окупаемость. Понятно, что если бы не различие в ширине колеи, железнодорожные перевозки из Польши (или других стран Европы) в Украину могли бы быть намного более быстрыми, без необходимости пересаживать пассажиров и перегружать грузы в пограничных «сухих портах».
Наконец без пересадок и смены шасси
От польского Гребенного до Равы-Русской всего 9 км. Немного больше — 50 км — от Равы до Львова. Старенькая электричка преодолевает такое расстояние за два часа.
С учетом десятков миллиардов долларов и евро западного финансирования нашей экономики найти несколько десятков миллионов долларов на фантастический, с точки зрения рентабельности и перспективности, проект восстановления уже существующей, но заброшенной евроколеи до Равы-Русской и продления ее до Львова не выглядит сверхсложной задачей даже для воюющей Украины.
Соответственно, в прошлом году дело все же сдвинулось с места. Чиновники наконец начали действовать. И уже по состоянию на начало 2023 года должностные лица Львовщины сообщили о завершении первого этапа запланированного маршрута с ремонтом вокзала, обустройством железнодорожной платформы и восстановлением таможенного поста Рава-Русская—Гребенное (Польша).
До конца же 2023 года колея должна дойти из Равы-Русской до города льва, соединив его европейской колеей с Варшавой без пересадок и смены шасси.
Напомним, что эти же немногочисленные километры узкой железной дороги планировались к строительству буквально многие годы. И дело дошло до них только во время войны. В итоге 8 км евроколеи до границы с Польшей восстанавливали почти год...
Проект несомненно имеет особо важное стратегическое значение. Евроколея — это реализация качественных пассажирских и грузовых перевозок из неформальной столицы Западной Украины в Евросоюз. А значит, получим повышение пассажиропотока, упрощение перемещения товаров и грузов, увеличение дипломатических, предпринимательских контактов и туризма, разгрузку пунктов пропуска на Львовщине.
Почти как самолетом
А затем проект Львов—Варшава продлят до Киева по европейской колее 1435 мм. Строительство высокоскоростной железной дороги Киев—Варшава рассчитано на 2026–2032 годы. В январе 2023 года «Укрзалізниця» подписала с Центральным коммуникационным портом Польши меморандум о сотрудничестве, который предусматривает, в частности, строительство высокоскоростной линии Варшава— Львов—Киев (через Раву-Русскую).
При этом не лишним будет заметить, что максимальная скорость поезда будет достигать 250 км/ч (средняя — 180 км/ч). Между двумя столицами будут предусмотрены только три остановки — в Замостье, Люблине и Львове.
После реализации проекта уже не из Львова, а именно из Киева можно будет добраться до Варшавы за 4–5 часов. В то же время новый железнодорожный путь обеспечит функционирование и грузовых перевозок.
Поездом в Болгарию, Румынию и Турцию уже в 2024-м
Скоростная железная дорога — это сейчас проекты прекрасного будущего. А вот железнодорожное сообщение между фантастическим по комфорту и невероятным по доступной стоимости болгарским побережьем Черного моря и Украиной при желании можно запустить уже в 2024-м. Если «Укрзалізниця» воспользуется этим бесплатным советом.
Его суть вот в чем. Общеизвестно, что украинцы уже имели возможность добираться по железной дороге в морскую столицу Болгарии Варну несколько лет назад. А от Варны, не секрет, совсем недалеко до знаменитых Золотых Песков и Солнечного Берега. Но по понятным причинам белорусский поезд Минск—Варна, курсировавший через Львов, ушел в небытие.
Между румынской станцией Вадул-Сирет и Черновцами всего 42 км железнодорожной колеи, которую несложно переоборудовать в узкую. Тем более что румыны еще в 2018-м предлагали это сделать за счет ЕС. (Но, похоже, то предложение было отвергнуто нашими железнодорожниками, а потом забыто.)
Из Львова до Черновцов можно добраться на поезде за четыре часа. И, проложив «узкоколейку» до Черновцов, Украина могла бы получить не только прямое беспересадочное пассажирское сообщение сразу с тремя странами — Румынией, Болгарией и Турцией, но и такой необходимый сейчас доступ грузов к черноморским и средиземноморским портам.
Это еще один стратегический проект, который именно сейчас будет своевременным. С его помощью еще сразу три страны окажутся в «копилке» «Укрзалізниці», да еще и с привлечением средств ЕС.
Посмотрим, что скажут железнодорожники.
Больше статей Вадима Башты и Сергея Следзя читайте по ссылкам.