Полномасштабное вторжение России в Украину продолжает наносить колоссальные потери. Только по официальным данным, почти за два года войны убиты более 10 тысяч гражданских, а миллионы людей находятся в вынужденной эмиграции. Материальный ущерб за первый год по состоянию на февраль 2023-го, по подсчетам Всемирного банка, оценивался в 411 млрд долл. Впрочем, Россия продолжает атаковать Украину, причиняя все больше разрушений. По словам главы Европейского инвестиционного банка Вернера Хойера, Украине может понадобиться до триллиона евро внешней помощи для возмещения убытков, нанесенных российским вторжением.
Пока на международной политической арене до сих пор дискутируют о возможности взыскания прибылей с 300 млрд долл. государственных российских средств, Украина как жертва агрессии стала первым государством, где работают механизмы взыскания активов РФ и пособников агрессии. Чего удалось достичь в этом направлении за первый год войны, мы рассказывали. Подытожим, что было сделано за 2023 год.
Российские государственные активы. Вопрос на паузе или необоснованное промедление
В Украине не размещены средства российского центробанка, но есть объекты, принадлежащие РФ или ее государственным компаниям. Для их конфискации депутаты 3 марта 2022 года приняли соответствующий закон. В мае 2022-го по решению СНБО были конфискованы два российских банка — Сбербанк и «ВЭБ.РФ» («Международный резервный банк» и Проминвестбанк), а взысканные средства направлены в Фонд компенсации последствий вооруженной агрессии. Сейчас от этой конфискации в Фонд уже направлено более 25 млрд грн.
5 августа 2022 года правительство утвердило указ президента о передаче в пользу Украины 903 коммерческих объектов, принадлежащих правительству РФ и российским государственным компаниям. В частности, в списках российских активов, которые планировалось изъять, были перечислены компании в сферах энергетики, машиностроения, логистики и других, железнодорожные вагоны, автомобили, нефтеналивной танкер, строительная техника и прочее.
Однако этот перечень объектов так и не вынесли на рассмотрение и голосование СНБО, то есть изъять это имущество все еще не удалось (см. Инфографика 1).
Спустя более чем год промедлений, 6 октября 2023 года, Кабмин во второй раз одобрил проект указа президента о введении в действие решения СНБО о принудительном изъятии имущества, принадлежащего правительству России и российским государственным компаниям. Согласно этой версии проекта, предлагалось изъять свыше 800 объектов движимого имущества, в частности вагоны, автомобили, технику, авиационные двигатели и семь МиГ-25 ВС РФ в нерабочем состоянии, которые могут пойти на запчасти для украинских боевых самолетов.
После этого 4 декабря 2023 года депутат Верховной Рады Ярослав Железняк сообщил, что на заседании правительства будут рассмотрены решения о принудительном изъятии 50 объектов права собственности РФ и ее резидентов. В основном речь шла о миноритарных пакетах акций ряда украинских предприятий, которые принадлежали резидентам РФ. В новый перечень были включены десятки компаний, производственные мощности и имущество которых находятся на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и в Крыму. При этом из списка изъяли ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» и ООО «Брокард-Украина». Впрочем, даже новый сокращенный перечень до сих пор не вынесен на рассмотрение заседания СНБО.
Общественные организации неоднократно обращались по поводу необходимости взыскать все российское имущество на территории Украины, но это до сих пор не было сделано.
Таким образом, в 2023 году вопрос конфискации активов государства-агрессора в Украине хоть и сдвинулся с мертвой точки, однако украинцы соответствующее решение так и не увидели, как и Фонд не пополнился новыми поступлениями от этого взыскания.
И выглядит так, что Украина не использует все возможности, которые ей дает статус жертвы агрессии. Более того, это может негативно сказаться на процессе конфискации российских активов за рубежом. Ведь именно Украина должна показывать своим международным партнерам пример, требуя синхронных шагов по конфискации.
Частные активы пособников агрессии. Процесс набрал обороты
В отношении частных активов в Украине почти действует механизм санкционной конфискации. В 2022 году, после внедрения соответствующего законодательства, Министерство юстиции с помощью других государственных органов и общественности начало выявлять и подавать иски о взыскании активов, принадлежащих пособникам агрессии, как россиянам, так и предателям и коллаборантам. Так, Высший антикоррупционный суд в 2022-м взыскал активы российских олигархов, ректоров-пропагандистов, депутатов госдумы и беглого президента Януковича.
По состоянию на конец 2023 года ВАКС принял уже 32 решения о конфискации активов пособников РФ (см. Инфографика 2).
В частности, за 2023 год были конфискованы активы:
- бизнесов, поддерживающих вооруженную агрессию России против Украины путем уплаты налогов в бюджет РФ, инвестированием в ценные бумаги и производством;
- российских олигархов;
- депутатов госдумы РФ, голосовавших за постановление №58243-8 «Об обращении Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации к президенту Российской Федерации В.В. Путину о необходимости признания Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики»;
- пропагандиста Артемия Лебедева;
- минобороны Республики Беларусь;
- коллаборантов.
В декабре 2023-го Министерство юстиции Украины подало в Высший антикоррупционный суд два иска о применении санкции в виде взыскания активов в доход государства. Первый — 25 декабря к ООО «Роял Пей», с которого министерство просило взыскать в бюджет Украины ценные бумаги и денежные средства на общую сумму свыше 1,8 млрд грн. Последний иск в прошлом году было подан 28 декабря к АО «Ильюшин Финанс Ко».
Кроме них, на рассмотрении ВАКС сейчас находятся еще несколько исков Минюста о применении санкции взыскания (см. Инфографика 3).
По словам главы департамента санкционной политики Минюста Инны Богатых, министерство планирует продолжить эту деятельность в 2024 году.
В целом в 2023-м сохранялась положительная тенденция по взысканию в Украине активов пособников агрессии, в основном благодаря серьезным усилиям Минюста и ВАКС и поддержке других субъектов, помогавших выявлять активы. Но институциональная состоятельность министерства до сих пор остается не очень большой в первую очередь из-за нехватки квалифицированных юристов. Возможно, по этой причине общество сейчас не видит исков против всех «больших рыб», подготовка которых требует больше времени. До сих пор неконфискованными остаются активы ряда одиозных персон, среди которых российский олигарх Фридман, что уже подчеркивала общественность. В частности, по Фридману в октябре 2023-го была информация, что Министерство юстиции готовит иск, но он так и не был подан.
Надеемся, что в 2024 году появится больше решений о взыскании, а конфискованные активы будут работать на Украину.
Дальнейшая судьба конфискованного имущества. Принесло ли оно доход?
После решения ВАКС о конфискации изъятые активы переходят в управление Фонда государственного имущества Украины. В сентябре 2023 года ФГИУ объявил о создании реестра арестованных санкционных активов россиян и коллаборантов, переданных в управление Фонда. Сейчас там содержится информация о 179 санкционных активах и 20 подсанкционных группах и лицах.
Еще раньше, в июле 2023 года, ФГИУ объявил о продаже первой российской компании. Ею стала аграрная компания «Инвестагро», конфискованная у российского миллиардера Михаила Шелкова. Однако первый аукцион не состоялся из-за отсутствия потенциальных инвесторов. В таких условиях система Prozorro.Продажі, через которую проводятся аукционы, автоматически снизила стартовую цену на 50% — с 55 млн грн до 27,5 млн. Но вскоре после объявления повторных торгов ФГИУ своим приказом отменил аукцион. Таким образом, с двух попыток продать компанию не удалось. Сейчас информации об объявлении следующего аукциона нет.
В октябре прошлого года ФГИУ анонсировал продажу еще одной компании, конфискованной у того же Шелкова, — на этот раз «Тай-Минералс». Стартовая цена примерно 5 млн грн, но дата проведения аукциона пока неизвестна.
Таким образом, на сегодняшний день конфискованное имущество частных лиц не приносит денег, которые могут работать на пользу Украины.
Однако эту проблему видят на государственном уровне и пытаются ее решить. В частности, в сентябре 2023 года вступил в силу закон, которым решение ВАКС о применении санкции в виде взыскания активов сразу направляется в Фонд госимущества для определения порядка и способа его выполнения. Таким образом, удалось убрать бюрократические формальности по определению субъекта, которому передаются взысканные активы, что раньше занимало более месяца. А в ноябре прошлого года было принято постановление Кабинета министров Украины №1233 «Некоторые вопросы управления активами, взысканными в доход государства». Постановление определяет порядок и способы управления активами, по которым есть решение ВАКС о взыскании.
Эти шаги преследуют цель упростить и упорядочить процедуру управления Фондом госимущества взысканными активами, чтобы ускорить поступления в государственный бюджет Украины.
Еще одним проблемным моментом остается координация между ФГИУ и Агентством по розыску и менеджменту активов в вопросе управления подсанкционными активами в зависимости от их статуса. Так, АРМА отвечает за управление подсанкционными активами, арестованными в рамках уголовных производств.
Проблема же заключается в том, что когда эти активы взысканы в доход государства и их должны передать ФГИУ для продажи, то необходимо сначала снять с них арест, расторгнуть договор с управляющим (если он был заключен) и уже потом решать дальнейшую судьбу активов. Решить проблемные аспекты координации между АРМА и ФГИУ о взысканных активах надо как можно быстрее. Для этого в парламенте уже был зарегистрирован законопроект №10069. Несмотря на существующие недостатки, ожидаем вынесения его на профильный комитет для принятия решения и дальнейшей доработки.
***
2023 год показал, что пока украинские воины дают мощный отпор врагу на фронте, активы врага остаются неиспользованными. И пока Министерство юстиции и ВАКС постепенно избавляют украинскую экономику от влияния активов пособников войны, российская государственная собственность остается неконфискованной, несмотря на громкие заявления высших должностных лиц правительства.
Важно, чтобы Украина была хэдлайнером таких процессов и показывала другим странам пример, как надо законно и оперативно обеспечивать возмещение ущерба за счет активов агрессора.