После полномасштабного вторжения десятки международных компаний заявили об уходе с российских рынков и объявили о желании поддержать Украину. Некоторые даже заявили о желании направить средства в помощь нашему государству. Но отдельные международные тяжеловесы решили усидеть на двух стульях. Например, нефтегазовый гигант Royal Dutch Shell с начала полномасштабной войны не прекращал сотрудничества с РФ, хотя и заявил о создании фонда в поддержку Украины. Причина весьма прозаичная — война войной, а у структур Shell было как минимум три крупных проекта с россиянами: доли в «Сахалин-2» и «Салим Петролеум», а также участие в «Каспийском трубопроводном консорциуме».
Ну, да, Shell заявила о выходе из проекта «Сахалин-2», да и из «Салим Петролеум» вроде бы вышла, но, скажем так, на своих условиях. Напомним, что акционерами «Салим Петролеум» на паритетных началах с россиянами до 22 декабря 2022 года были упомянутый выше транснациональный гигант и компания «Газпром нефть». Мало кто знает, что выход Shell из этого партнерства сопровождался непубличным процессом в Украине и Нидерландах, касавшимся совместной компании «Альянс Холдинг». В указанном предприятии 51% через компанию из Нидерландов принадлежал Royal Dutch Shell, а еще 49% — путинскому олигарху Эдуарду Худайнатову.
Напомним, что Худайнатов владел рядом активов как в России, так и в Украине. Он не просто обычный российский миллиардер, он действительно интегрирован в ближайшее путинское окружение, потому что входил в совет директоров «Роснефти» и считается одним из десятков «карманов» главы Кремля через связь с Игорем Сечиным. Последний сопровождает Владимира Путина в течение всей карьеры, еще со времен работы нынешнего президента РФ в мэрии Санкт-Петербурга.
26 января 2024 года Высший антикоррупционный суд вынес по иску Министерства юстиции Украины решение о взыскании активов Эдуарда Худайнатова, расположенных на территории нашего государства. Тогда было взыскано 100% его долей в уставном капитале ООО «НК «Альянс-Украина». Кажется, что это победа. Но не совсем так, ведь ВАКС отказал в другом требовании Минюста — взыскании упомянутой доли в 49% в уставном капитале «Альянс Холдинга». Причиной отказа стал ряд действий, совершенных Royal Dutch Shell с целью размыть долю Худайнатова в офшорной компании Cicerone Holding B.V., которой в свою очередь владеет ООО «НК «Альянс Холдинг». Международный конгломерат запланировал — да и осуществил.
Юридически это выглядело следующим образом. В начале полномасштабной войны через офшорную компанию Todwick Ltd. (Мальта) Эдуард Худайнатов фактически владел 49% в ООО «НК «Альянс Холдинг». В свою очередь Royal Dutch Shell контролировала через компанию Shell Overseas Investments B.V. 51% долей в указанном украинском юридическом лице. Напомню, Кабинет министров Украины постановлением №187 от 3 марта 2022 года «Об обеспечении защиты национальных интересов по будущим искам государства Украина в связи с военной агрессией Российской Федерации» установил публичный мораторий на отчуждение (перераспределение и т.д.) корпоративных прав юридических лиц в Украине, где конечным бенефициаром являются субъекты РФ. Конечно, Худайнатов подпадал под действие этого моратория. Соглашения (в том числе доверенности), заключенные с нарушением этого моратория, в том числе если ими предполагается соответствующее отчуждение в будущем, являются никчемными. Со временем «путинский карман» Худайнатов оказался под санкциями как с украинской стороны, так и со стороны Европейского Союза.
Однако вопреки этому публичному мораторию компания Royal Dutch Shell обратилась в Палату по вопросам предпринимательства Апелляционного суда города Амстердам с целью дополнительного выпуска (эмиссии) акций компании Cicerone Holding B.V. Ей никто не препятствовал.
Эмиссия по факту размыла долю Эдуарда Худайнатова, поэтапно уменьшив его участие с 49 до 2,56%. Нефтегазовый гигант не мог не знать о публичном моратории. Соответствующие действия противоречат как международному законодательству, так и нормам права в Украине и Нидерландах. Эта эмиссия акций привела к уменьшению объема прав по управлению портфелем акций Cicerone Holding B.V. Худайнатовым. Как следствие, это лишило Украину права на компенсацию убытков, нанесенных вооруженной агрессией, за счет активов лица, которое через свои компании способствовало полномасштабному вторжению.
Конечно, есть версия компании, которая оправдывает обращение Shell Overseas B.V. в Палату по вопросам предпринимательства Апелляционного суда Амстердама необходимостью финансово спасать компанию Cicerone Holding B.V. Якобы ей требовались финансовые вливания после полномасштабного вторжения для дальнейшего функционирования.
Средства были предоставлены именно как финансовая помощь (возвратная и безвозвратная) в украинское юрлицо, хотя должны были быть внесены в уставной капитал. Но уже с мая 2022 года Shell Overseas Investments B.V. предъявляет требование — дальнейшая поддержка украинского бизнеса возможна лишь при условии увеличения доли корпоративных прав, и требует дополнительной эмиссии акций указанной компании. Компания Shell Overseas Investments B.V. аргументировала свою позицию в том числе отказом Todwick Holdings LTD, которую контролирует Худайнатов, предоставлять инициированную денежную поддержку.
В действительности был еще один вариант. Shell Oveseas Investments B.V. теоретически могла выкупить долю у компании Cicerone Holding B.V. в контролируемой Худайнатовым компании Todwick Holdings Ltd. Но есть одно но. Евросоюз на тот момент, 3 июня 2022 года, уже наложил санкции на «карман Путина». Поэтому юристы Shell и побежали в Палату по вопросам предпринимательства Апелляционного суда города Амстердам и поэтапно размыли долю Худайнатова в Cicerone. Плевать на санкции или на установленный Украиной публичный мораторий. Международному гиганту Shell было крайне необходимо выбросить токсичного акционера из совместного предприятия. Мы уже не упоминаем об организованной «оценке» стоимости активов ООО «НК «Альянс Холдинг» в 700 тыс. долл. Это уже даже не смешно, ведь если поделить эту сумму на количество автозаправочных станций в Украине, то окажется, что стоимость одной АЗС равняется трети аренды такой АЗС. Так что на заключения аудита KPMG даже не будем обращать вашего внимания — это просто стыд, как международный гигант Royal Dutch Shell технично организовал свою аферу.
Между тем по состоянию на июль 2023 года Royal Dutch Shell продолжает торговать российским газом после обещания уйти с энергетического рынка РФ. Хотя после полномасштабного вторжения в Украину компания Shell объявила об уходе с российского рынка и списании до 5 млрд долл. активов и инвестиций в России. Речь шла о 27,5% акций в проекте «Сахалин-2», касающемся крупного месторождения нефти и морского газового бурения на Дальнем Востоке РФ. Тут мы также видим принцип «есть одно но» — в дальнейшем Royal Dutch Shell подписывает соглашение с россиянами, а именно: с компанией «Новатек» (контролируется еще одним другом Путина Геннадием Тимченко и олигархом Леонидом Михельсоном), о продаже своих акций за 95 млрд рублей, что составляло на ту дату сумму немногим более миллиарда долларов.
Война войной, а деньги деньгами. Так что можно предположить, что размывание долей Эдуарда Худайнатова в компании Cicerone было частью соглашения о продаже (а не о безвозмездной национализации) путинскому окружению акций в том же проекте «Сахалин-2». Надеемся, судьи в Апелляционной палате ВАКС поймут глобальную игру и попытку «законным» образом выводить путинских олигархов из-под удара после наложения санкций Евросоюзом. Соответственно, примут решение о взыскании в доход государства полноценной доли Худайнатова в ООО «Альянс Холдинг», то есть 49%, а не 2,56%.
Для збереження балансу думок редакція додає позицію компанії Shell в Україні:
З моменту повномасштабного вторгнення Росії в Україну в лютому 2022 року Shell взяла на себе зобов’язання підтримувати критично важливу національну інфраструктуру в країні та виділила мільйони доларів, аби її український ритейл-бізнес продовжував функціонувати. Наразі 90% (або 118) її АЗС під брендом Shell продовжують функціонувати в Україні.
Shell більше не веде жодної бізнес-діяльності в Росії та є прозорою в своїх діях перед органами державної влади України. Попри це, на жаль, цього тижня Shell повертається до суду, аби захистити свою власність від повторної спроби Міністерства юстиції експропріювати 49% її українського бізнесу.
Shell керує своїм ритейл-бізнесом в Україні через спільну холдингову компанію, зареєстровану в Нідерландах. Наразі Shell володіє 97,44% акцій цієї компанії. Згідно із законодавством Нідерландів та на основі рішень суду Нідерландів кількість акцій, якими володіє Shell зросла завдяки грошовим вливанням Shell в український бізнес, чого не відбулося з боку іншого партнера по холдингу. Такі дії були необхідні, щоб забезпечити подальше функціонування бізнесу.
Ці факти справедливо визнав Вищий антикорупційний суд 26 січня 2024 року. Тоді він ухвалив рішення на користь Shell, підтвердивши, що спроба Міністерства юстиції націоналізувати 49% нашого бізнесу базувалася на некоректній та неактуальній інформації.
У довгостроковій перспективі позов про експропріацію активів Shell демонструє нехтування юрисдикцією судів однієї з країн-засновниць Європейського Союзу, членом якого Україна прагне стати. Ці дії спрямовані проти Shell та наших зусиль з підтримки роботи критично важливої національної інфраструктури. Крім того, вони можуть негативно вплинути на зацікавленість потенційних нових інвесторів у відбудові України.