UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как спланировать контрнаступление против РФ на «топливном» фланге

Авторы: Артем Куюн, Иван Марченков

С началом военной агрессии России маршруты поставок горючего в Украину были перекроены радикально. Но прекратить поставки российского топлива не удается. Даже после майского решения правительства Украины, которым был запрещен импорт горючего российского происхождения и усилены требования к документам о происхождении горючего. Конечно, это дало некоторый эффект, но сейчас есть все основания считать, что и это требование российские партнеры научились преодолевать. Похоже, Украина приближается к необходимости решить принципиальный вопрос: покупать ли вообще горючее у тех, кто сотрудничает с агрессором?

Запрет на импорт российского горючего был реализован усовершенствованием постановления №1147 «О запрете ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые происходят из Российской Федерации», вступившего в силу 20 мая 2023 года.

То, что обычно длится неделю-две, растянулось на пять месяцев: инициация, согласование в министерствах, вынесение на заседание правительства, подписание… За это время на рынке нефтепродуктов, особенно сжиженного газа, произошли неутешительные трансформации. Открытая граница, огромные объемы дешевого «мутного» (читай — российского) газа в Балтии и Польше и низкий моральный барьер импортеров привели к тому, что поставки газа из прозрачных источников почти прекратились. По результатам марта 2023-го, доля подозрительного газа превысила 80% импортных объемов.

Читайте также: ЕС отложил решение об ограничении цены на российский газ

Предъявите докУмент!

Чтобы посмотреть, как запрет повлиял на ландшафт рынка, мы сравнили поставки за 20 дней мая, пока не действовали ограничения, с 20 днями июня (см. рис.), когда граница закрылась для горючего российского и неопределенного происхождения.

Согласно таможенной статистике, в наибольшей степени изменения затронули Польшу. Географически импорт из Польши остался на том же уровне, но именно польского газа стало мало. Об этом еще вспомним.

Почти полностью ушли с украинского рынка поставщики из Латвии, страны, импортирующей 90% сжиженного газа из РФ. По словам трейдеров, объем, который раньше украинские покупатели выбирали в Латвии, ушел в Польшу. Вместе с тем в статистике значительно увеличилось количество газа с евросертификатом (форма EUR1). Этот документ свидетельствует о том, что в партии как минимум 51% составляющей, произведенной в ЕС.

А наибольшим поставщиком остается Казахстан. Летом до трети газа поставляется в Украину с казахстанским сертификатом.

И вроде бы картина выглядит круто: Казахстан, Европа, США и никакой русни. Впрочем, более глубокий анализ показывает, что российский газ все еще здесь, с нами в этой комнате.

Сначала — Польша и партии, заезжающие оттуда с евросертификатом. Много отправок до сих пор осуществляется из хранилищ, которые пополняются только российским газом или получают его в значительном количестве. Наш союзник, к сожалению, остается наибольшим покупателем российского LPG в мире. Это стоит помнить.

Потом — Балтия. Объемы из Латвии тем или иным образом остаются на рынке, также продолжает поступать ресурс из Литвы (кроме местного завода Orlen). Все они утверждают, что в основе — газ литовского НПЗ Orlen Lietuva, но существуют большие сомнения, что предприятие продает в свободный рынок столько сжиженного газа. Ну и совсем странной выглядит логистика: везти из Литвы в Латвию, чтобы потом отправить в Украину. Ситуацию мог бы прояснить Orlen, но он традиционно молчит. (Может, потому, что сам тоже покупает много российского газа на внутреннем польском рынке?)

Напоследок самое вкусное — Казахстан. Лишь небольшая часть «казахского» пропан-бутана идет реально из Казахстана (большей частью по морю), но основная — из России. А именно — из Оренбурга. Там работает совместная российско-казахстанская компания, перерабатывающая казахское сырье на российском заводе «Газпрома». То есть продукт, который никогда не был в Казахстане, едет от российской конторы в российских вагонах, но с казахстанскими документами.

По нашим подсчетам, доля «мутного» газа в импорте в июне относительно мая заметно снизилась и составляет 25–30%. В июле (на момент написания текста еще не было данных для адекватного сравнения) процент стал еще ниже, а поставки из прозрачных источников продемонстрировали рост. Да, динамика относительно критического марта неплохая, но есть нюансы.

Во-первых, в критическом марте импорт сократился до минимума, поэтому доля подозрительного ресурса стала еще большей.

Во-вторых, в апреле-мае российский газ значительно потерял привлекательность. По понятным только россиянам причинам, стоимость их газа в Польше начала понемногу расти, тогда как в Средиземном и Северном морях — ощутимо падать. То есть везти подозрительный газ украинские компании стали меньше только из-за его подорожания, а не из этических соображений, поэтому стоит ожидать увеличения поставок подозрительного LPG, как только изменится ценовая конъюнктура. А это может произойти уже в сентябре.

Читайте также: Турция хочет продавать Европе российский газ

Сертификаты не спасают от России

Еще в процессе доработки постановления №1147 мы отмечали, что только лишь требования сертификата происхождения горючего будет недостаточно. К сожалению, так и случилось. Рынок начал искать не столько альтернативный нероссийский продукт, сколько нужный сертификат. Как оказалось, система сертификации происхождения во многих странах очень дырявая.

Примеров хватает, в частности Польша. В мае страна внедрила новшество для экспортеров LPG — указывать страну происхождения. Объем импорта из страны в отчетных периодах не сильно отличается, но структура происхождения — значительно. За 20 дней мая из Польши приехало более 12 тыс. тонн газа с польским сертификатом, а за тот же период июня — всего 1,7 тыс. Получается, что сертификаты, которые в мае польских таможенников удовлетворяли, в июне уже вызвали подозрение у таможенников Украины.

«Я не могу сказать, что можно оформить сколько угодно и чего угодно, — описывает свое видение системы сертификации происхождения в Литве местный трейдер. — Но, скажем так, контроль этих документов (подаваемых для оформления сертификата. — Авт.) неидеален».

Почти то же самое говорят торговцы из Польши. «Как выдается американский сертификат на партию, отправляемую с базы, куда этот газ никогда не попадал?!» — спрашивает наш собеседник не под запись. Он акцентирует также на том, что цены на рынке почти не отреагировали на украинские нововведения, потому что для поставщиков почти ничего не изменилось.

Или вот интересная статистика: из Оренбурга в Европу в июне выехало 14,4 тыс. тонн, что равно объему импорта газа казахстанского происхождения в Украину через западную границу за первые 20 дней июня… Что заходило с казахскими сертификатами в третьей декаде месяца, можно только догадываться.

О другом ярком случае (правда, с дизтопливом) рассказал сотрудник таможни. Внимание привлек сертификат румынской ТПП на партию индийского ДТ. То есть сертификат выдали в стране перевалки продукта, а не производства. Среди оригиналов документов, на основании которых был выдан сертификат, — набор наподобие сертификатов качества и других неубедительных документов, которые украинские импортеры часто подавали Энерготаможне до мая. Источник в крупной компании из Бухареста подтвердил, что это абсолютно нормальная практика для Румынии, из которой поступает огромное количество нефтепродуктов в Украину.

Таким образом, декларативный характер определения страны происхождения сохранился, только точка его фиксации сместилась в другую страну.

Читайте также: Премьер Саксонии призывает Европу содействовать мирным переговорам, чтобы у Германии был российский газ

Построить забор

Означает ли это, что многострадальное постановление не стоило принимать? Конечно, нет. Оно является фундаментом для построения забора от российского горючего.

К делу уже подключился Совет нацбезопасности и обороны. В ведомстве создали специальную рабочую группу по противодействию потоку горючего сомнительного происхождения. На основе аналитических данных Энерготаможни, СБУ, службы внешней разведки и других структур СНБО уже выдал рекомендации о более плотном контроле над импортными нефтепродуктами.

Волна неудовольствия импортеров от выполнения рекомендаций СНБО была ожидаемой, чего не скажешь о лагере, из которого она вышла. В частности, свой голос подала «Украинская ассоциация сжиженного газа», так упорно боровшаяся за запрет импорта российского горючего. «Газовики» в письме в Евротаможню пишут, что дополнительные проверки, мол, задерживают импортные партии и что сертификат происхождения является документом, который «однозначно свидетельствует о стране происхождения». Неожиданно такое слышать от профессионалов рынка, которые, в частности, точно знают вышеизложенную историю «казахского» газа. И именно углубленная проверка транспортных документов покажет, что это фактически российский газ. Вспоминается анекдот о трусах и крестике.

Энерготаможня уже инициировала изменения в Таможенный кодекс. Планируется предоставить большие полномочия в запросах документов, подтверждающих маршрут поставки от производителя до границы. Кроме того, для партий с сертификатом, выданным в страны вывоза (как в упомянутом случае с Румынией), предлагается ввести требование предоставлять сведения о сертификате происхождения из страны первичного происхождения.

Свои идеи о выявлении горючего, потенциально имеющего российское происхождение, и наказании виновных есть у СБУ и Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции. Все больше интересуются «санкционной» темой нардепы.

***

История борьбы с российским горючим в Украине весьма показательна. Ведь аналогичные вызовы возникают и перед Западом. Со временем россияне и их партнеры адаптируются к санкциям и находят новые лазейки для поставок своего горючего. Мы уже должны себя спросить: что делать с импортом из Турции, Индии, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Венгрии и других, которые являются надежными партнерами российских нефтяных компаний? Они полностью работают согласно санкциям, ничего не нарушают, но может ли это удовлетворить нас, жертву российской агрессии?

Украина уже стала драйвером невероятных превращений на энергетическом рынке планеты, развернув глобальные потоки нефти, нефтепродуктов, угля и природного газа. Мы должны стать примером для мира и в возведении суровых барьеров на пути «кровавого» горючего.