UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инвестиции в Украину: обзор существующих инструментов и будущих задач

Автор: Сергей Бенедисюк

Инвесторы, работающие в Украине, сталкиваются с рядом серьезных препятствий. С одной стороны, Украина предлагает им специальные стимулирующие инструменты, а с другой — список того, что нужно сделать, в разы больше перечня уже сделанного.

Читайте также: Помогать правильно — это привлечь украинский бизнес в программы западной поддержки

Для привлечения прямых инвестиций Украина ввела специальные инвестиционные режимы, такие как государственные стимулы для индустриальных парков и специальный правовой режим «Дія.City». Наряду с этими комплексными программами поддержки инвестиций Украина также предлагает разные инвестиционные стимулы для приоритетных секторов экономики. Некоторые из них были введены еще до начала войны, другие — после.

В ІТ-секторе Законом «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине» была внедрена концепция виртуальной экономической зоны, известной как «Дія.City».

Виртуальная экономическая зона «Дія.City» предлагает разнообразные льготы для своих резидентов, включая специальный режим налогообложения прибыли предприятий, по которому они могут платить 9% налога на выведенный капитал вместо 18% налога на прибыль, применяемого ко всем. Резиденты также имеют право на 0% налога на дивиденды, начисленные компанией-резидентом, при условии, что они выплачиваются один раз в два года. Зона также предоставляет налоговые скидки на инвестиции в украинские стартапы и разрешает новую форму сотрудничества между резидентами и ІТ-специалистами через «гиг-контракты», где специалисты платят 5% налога на доходы физических лиц и могут включать такие положения, как обязательство о неразглашении, неконкуренции и вознаграждении в иностранной валюте. «Дія.City» также предоставляет инструменты венчурного инвестирования, такие как право на увеличение уставного капитала компании через механизм конвертируемых займов, механизмы плана владения акциями работниками, гарантии, положение о возмещении убытков, положение о ликвидационных убытках и т.д.

Читайте также: Не суды и "маски шоу": "инвестняни" рассказали, что интересует бизнес при принятии решения об инвестициях в Украину

Работа индустриальных парков управляется ЗУ «Об индустриальных парках» и подзаконными актами, предусматривающими ряд мер для поддержки развития индустриальных парков в Украине. Законодательство определяет требования к созданию, управлению и функционированию индустриальных парков. Для управляющих компаний, инициаторов и участников индустриальных парков предусмотрен ряд стимулов. Среди них:

В Закарпатье индустриальные парки зарегистрированы в Соломоново (автомобильная промышленность) и Солотвине (парк «Марамуреш» — деревообрабатывающая и мебельная промышленность). Также в Каменском индустриальный парк планирует заниматься логистикой и переработкой сельскохозяйственной продукции и уже находится на последнем этапе создания. В Ужгороде индустриальный парк также на последнем этапе создания. Здесь будут производить строительные материалы и индустриальное жилье из перлитовых утеплителей.

В сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственной продукции в Украине действует государственная программа «Доступные кредиты 5–7–9%».

Известная масштабная инициатива по привлечению инвестиций в Украину была предусмотрена ЗУ «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями», или просто так называемыми инвестиционными нянями, который был принят в январе 2021 года. Идея заключалась в том, чтобы предоставить инвесторам налоговые и таможенные льготы с целью поощрять их вкладывать значительные средства в Украину, а именно — минимальная сумма инвестиции должна превышать гривневый эквивалент 20 млн евро по курсу НБУ.

Читайте также: "Антиинвестиционные няни": после абсолютного провала "нянь" Верховная Рада принялась менять закон

С момента внедрения инициативы «инвестиционных нянь» прошло уже более двух лет, но пока она не достигла каких-либо успехов. Начало войны может быть объяснением этого. Например, трое из пяти заявителей были поданы в Минэкономики в конце 2021 года, а из-за войны процесс застопорился. Сейчас компании обновляют расчеты и ждут окончания активной фазы войны, еще две заявки поступили во время войны, как раз в конце декабря 2022-го — начале января 2023 года.

Конечно, для того чтобы этот механизм завоевал доверие бизнеса, необходимо создать всеобъемлющие и прозрачные подзаконные акты и практику, а также исправить существующие недостатки и несогласования в законодательстве.

Существует также несколько сфер, очевидно требующих определенного усовершенствования для повышения инвестиционной привлекательности в послевоенный период.

Читайте также: Brave Inventors: развитие изобретательства, новые партнерства и привлеченные инвестиции

В первую очередь очень важно повысить прозрачность государственных закупок. Бизнес должен знать, что процессы государственных закупок честные и соответствуют лучшим международным практикам. Это предусматривает дальнейшее повышение прозрачности, запрет дискриминационных условий тендеров и усовершенствование механизма обжалования. Бизнес должен чувствовать, что он может эффективно защитить свои права как в Антимонопольном комитете Украины, так и в суде, если считает, что процесс государственных закупок несправедлив или предвзят. Без этого будет сложно привлечь крупные международные компании к участию в тендерах на реконструкцию, проводимых украинскими государственными учреждениями, государственными или коммунальными компаниями.

Еще одна вещь, на которую следует обратить внимание, — это усовершенствование государственно-частного партнерства. Правительство должно обеспечить, чтобы государственно-частное партнерство было структурировано таким образом, чтобы оно было выгодным для обеих сторон. Это будет содействовать укреплению доверия среди бизнеса и повышению привлекательности инвестиционных возможностей в стране. Прежде всего целесообразно сохранить за частным партнером право собственности на вновь созданный или реконструированный объект до истечения срока действия договора о партнерстве, для чего необходимо внести соответствующие изменения в законодательство.

В дополнение к вышесказанному не следует забывать об определенных общих правилах, применяемых к частным инвесторам.

Инвесторам, желающим инвестировать в Украину, надо учитывать несколько важных факторов для обеспечения надлежащего структурирования и защиты инвестиций. Прежде всего, чтобы достичь запланированной цели транзакции, крайне важно провести прединвестиционный аудит (due diligence). Довольно много украинских предприятий имеют исторические риски, которые должны быть устранены до закрытия соглашения или иным образом учтены в документах по соглашению.

Другой чувствительной сферой является создание совместных предприятий, поскольку часто оказывается, что практика ведения бизнеса и ожидания партнеров могут отличаться. Надлежащее регулирование правовых отношений между партнерами важно для любого инвестора. Это включает наличие хорошо разработанной юридической документации, такой как акционерное соглашение (SHA), опционные механизмы, инструменты безопасности (поручительство UBO и т.д.), а также бизнес-планы и другие операционные документы.

Кроме SHA и другой транзакционной документации, для инвесторов также важно иметь надлежащий операционный контроль над своими инвестициями и деятельностью компании. Это может включать назначение одного из директоров (членов правления для надзора за инвестициями), доступ к банковским счетам и финансовой документации и т.д.

Читайте также: Украина получит еще 840 млн евро от Европейского инвестиционного банка

***

Ни одна инвестиционная конференция не принесет ощутимых результатов без кропотливой планомерной работы в стране. Власть должна помнить, что каждый существующий или потенциальный риск непосредственно влияет на выбор инвестором юрисдикции для работы. Сейчас многие инвесторы решают использовать холдинговую компанию, зарегистрированную в иностранной юрисдикции, с целью защиты инвестиций. Иностранные юрисдикции имеют ряд международных конвенций, направленных на защиту инвестиций, и на положение этих конвенций можно ссылаться, если государство нарушает права инвестора. Это та оценка, которую получает от них нынешняя Украина.

Кроме работы над собственно инвестиционными инструментами, улучшить эту оценку могут и такие долгожданные изменения. Окончательное реформирование судебной системы, эффективная борьба с коррупцией, предотвращение злоупотреблений со стороны государственных органов по отношению к бизнесу, предсказуемая государственная политика и стабильная правовая среда — ключевые предпосылки для успеха в привлечении инвестиций в Украину.