UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экономическое падение и восстановление Украины

Автор: Иван Богдан

Война привела к масштабным убыткам в украинской экономике. Понесли потери производственные мощности, человеческий капитал, национальные сбережения. В 2022 году экономика потеряла 28,8% реального ВВП, свыше 6 миллионов беженцев выехали в другие страны, почти 5 миллионов человек стали внутренними переселенцами, более миллиона мужчин были мобилизованы в ряды Вооруженных сил Украины. Война привела к потере рабочих мест, снижению уровня доходов, уменьшению покупательной способности населения, более 7 миллионов человек оказались за чертой бедности.

По общей оценке правительства Украины, Всемирного банка, Европейской комиссии и ООН (RDNA3), причиненный Украине ущерб в период с 24.02.2022 по 31.12.2023 составляет 153 млрд долл. США, а потребности в восстановлении довоенной нормальности — 486 млрд (см. табл. 1).

За два года войны наибольшим разрушениям были подвергнуты жилищный сектор (37% суммарных убытков), транспорт (22), промышленность и торговля (10), энергетика и добывающие отрасли (7), сельское хозяйство (7%).

Кроме потерь физического капитала, убытки от войны охватывают потери человеческого капитала, а также расходование ресурсов на военное противостояние. В 2022 году бюджетные расходы на оборону составили 35,3 млрд долл., а в 2023-м — 57,4 млрд (вместе 92,7 млрд долл. в эквиваленте). При этом военная помощь внешних партнеров с начала войны до 15.01.2024 составила 95,1 млрд долл.

Демографические потери от военных действий пока трудно оценить. По данным ООН, по состоянию на 15.02.2024 за границей находятся 6,5 миллиона беженцев, или 16% от постоянного населения, зафиксированного в начале войны.

После окончания войн естественная плотность населения быстро не восстанавливается. По результатам исследования ЕБРР Transition Report, в странах, переживших войны, даже через 25 лет плотность населения остается заметно ниже, чем в странах без вооруженных конфликтов. Рост количества беженцев, жертвы и увечья людей и низкая рождаемость — основные составляющие этих потерь.

Читайте также: Экономический рост Украины глазами МВФ

Для сравнительной оценки экономических потерь было проведено специальное исследование 18 эпизодов из истории военных конфликтов: десять эпизодов из Второй мировой войны (СССР, Германия, Япония, Франция, Италия, Финляндия, Нидерланды, Австрия, Великобритания, США), два эпизода югославских войн (Хорватия, Босния и Герцеговина), два эпизода войн в Персидском заливе (Ирак), один эпизод из арабо-израильских войн (Война на истощение), два эпизода из российско-украинских войн и один эпизод российско-грузинской войны.

Источниками информации для исследования были: база данных Maddison Project Database Университета Гронингема (MPD), база данных International Financial Statistics МВФ, данные ООН, Банка международных расчетов и статистических органов стран мира.

По 18 эпизодам в 15 случаях по результатам войны страны понесли потери реального ВВП (см. рис. 1). В то же время США (1941–1945), Великобритания (1939–1945) и Израиль (1967–1970) закончили войны с приростом ВВП.

Уровень кумулятивных потерь в более чем 50% ВВП зафиксирован в Германии (1945–1946), Ираке (1991), Австрии (1945), Франции (1940–1944), Боснии и Герцеговине (1992–1993), Нидерландах (1940–1944). С другой стороны, Грузия в 2009 году потеряла всего 3,7% реального ВВП, а Финляндия в 1939–1940 годах — 9,2%. Средний уровень кумулятивных потерь реального ВВП за годы войны составил 40%, в том числе в первый год войны — 20% ВВП.

Украина в 2022 году потеряла 28,8% реального ВВП, и это ставит наш эпизод в сопоставимые масштабы с самыми трагическими примерами военной истории.

После первоначального шока войны отдельные страны, ставшие жертвами военной агрессии, смогли эффективно мобилизовать свои экономики и существенно нарастить производство еще во время военного положения. На рис. 2 приведена выборка двухлетних эпизодов из истории стран, в которых прирост реального ВВП фиксировался во время войны.

Так, США за 1942–1943 годы нарастили производство на 42%, Израиль (1968–1969) — на 30%, СССР (1943–1944) — на 24%, Великобритания (1940–1941) — на 20%. Факторами роста в основном выступали внутренняя мобилизация ресурсов и помощь внешних партнеров.

Украинская экономика продемонстрировала довольно слабые показатели восстановления. За 2023 год реальный ВВП вырос на 5,6% (оценка правительства), а на 2024-й прогнозируется прирост всего на 3,6% (прогноз НБУ). Это намного меньше примеров других стран, вышедших победителями из продолжительных военных конфликтов.

Читайте также: Риски внешней поддержки — ключевые для экономики в этом году

Слабый уровень восстановления украинской экономики особенно впечатляющ, учитывая низкую базу сравнения — падение ВВП на 29% в первый год «большой» войны, а также принимая во внимание колоссальную внешнюю поддержку 2022–2023 годов — 75 млрд долл. финансовой помощи.

Характерной особенностью, выделяющей нынешнюю украинскую экономику среди других военных экономик, является жесткость монетарных условий, то есть процентных условий получения заемных средств. Так, среднегодовой уровень учетной ставки НБУ в 2023–2024 годах составляет 18% годовых при средней инфляции 10% (учитывая прогнозы НБУ на 2024 год). Для сравнения: в США (1942–1943) средняя ключевая ставка составляла 0,8% при инфляции 6,0%; в Великобритании (1940–1941) — 2,0% при инфляции 13,1%; в Финляндии (1941–1943) — 4,0% при инфляции 16,4% (см. рис. 3).

Жесткие монетарные условия снижают стимулы к направлению заемных средств в поддержку экономического роста и потребностей государственных финансов. Уровень кредитования украинской экономики за 2023 год сократился с 20 до 15% ВВП и продолжит уменьшаться в 2024-м. Уровень работающих гривневых кредитов еще ниже — 7,5% ВВП, из которых 50% выдаются на льготных условиях. Все это снижает уровень инвестиций, ослабляет резистентные возможности украинской экономики и в целом влияет на результаты восстановления.

В то же время слишком мягкая монетарная политика формирует риски высокой инфляции. Но, как свидетельствует мировой опыт, во время войны эпизоды гиперинфляции были редким явлением, поскольку в таких условиях цены сдерживались подавленным спросом и административными мерами по контролю над ценами. Из исследованных 18 военных эпизодов гиперинфляция (прирост цен более 50% в год) наблюдалась только в трех странах (Япония, Италия, Хорватия). Частота возникновения гиперинфляции в послевоенный период выше — шесть эпизодов (Япония, Франция, Италия, Австрия, Финляндия, Ирак).

Читайте также: Военные рельсы и локомотивы военной экономики

Исторический опыт стран, переживавших военные конфликты, свидетельствует, что во всех успешных эпизодах реальная процентная ставка была ниже темпов прироста реального ВВП (см. табл. 2). В таких условиях сохраняются стимулы к привлечению кредитных ресурсов в экономику, поскольку прирост производства покрывает затраты на привлечение заемных средств.

К сожалению, в Украине с самого начала войны реальная стоимость заемных средств значительно опережает темпы реального ВВП. Более того, государственная политика в Украине даже планируется таким образом, чтобы стоимость заемных средств превышала ожидаемый прирост производства. Так, согласно прогнозу НБУ ожидаемый прирост реального ВВП в 2024 году составит 3,6%, а реальная учетная ставка — вдвое больше, или 7,4%!

Внутренний долговой рынок играет важную роль в поддержке военных экономик. Так, в Израиле во время Войны на истощение (1967–1970) 25% расходные потребности правительства были обеспечены за счет внутренних займов. В США во время разных военных эпизодов и структурных кризисов 60–80% потребностей правительства обеспечивалось за счет внутреннего долгового рынка (см. табл. 3).

В то же время в Украине в 2022–2023 годах за счет внутренних рыночных займов профинансировано всего 1,6% потребностей правительства. При этом национальная банковская система во время войны накопила колоссальные ресурсы — свободная ликвидность банков по состоянию на начало 2024 года достигает почти 20 млрд. долл. (10% ВВП)!

 

***

Украинская экономика показала некоторую способность к восстановлению и на второй год войны выросла на 6% после падения на 29% в первый год. Благодаря поступлению достаточных объемов внешней финансовой помощи была решена проблема валютной стабильности. Инфляция после первоначального шока войны стремительно снизилась в 2023-м, что в основном произошло вследствие кардинального падения совокупного спроса и фиксации (а потом стабилизации) обменного курса гривни.

Однако уровень мобилизации финансовых, трудовых и производственных ресурсов Украины остается довольно низким. В банковской системе аккумулированы свободные объемы ликвидности размером более 10% ВВП, в то время как уровень кредитования и инвестирования национальной экономики остается низким, на фронте не хватает оборонных укреплений и вооружения, увеличиваются потребности в товарном импорте. Уровень безработицы составляет около 20% ВВП, при этом предприятия остро необходимы квалифицированные кадры. Украинские бизнесмены активно регистрируют новые бизнесы в соседних странах Восточной Европы, хотя почти 40% производственных мощностей в промышленности остаются незадействованными (по состоянию на январь 2024 года).

Для выживания государства и надлежащего функционирования военной экономики надо принять рациональные решения по военно-промышленной, монетарной и фискальной политикам. Их безусловным приоритетом должна стать максимизация производства внутреннего продукта для удовлетворения потребностей фронта и тыла.