На мой взгляд, простая логика экономического бронирования — это справедливость, экономическая устойчивость и обороноспособность. Но существует немало мифов, связанных с экономическим бронированием. Решил собрать 15 аргументов, которые развенчивают эти мифы и показывают, почему экономическое бронирование критически важно для Украины сегодня.
Рассмотрим каждый из них.
Миф: экономическое бронирование нарушает принцип справедливости.
Реальность: по определению, справедливость — это не субъективное, а объективное понятие. И означает оно общественное благо. Мы исходим из этого фундаментального принципа. Следовательно, решения, которые нам как обществу и государству как представителю наших интересов необходимо принимать, особенно в эти времена вызовов, должны основываться на максимизации общественного блага. В том числе от каждого из нас.
А значит, использовать самый важный почти не возобновляемый ресурс — человеческий капитал — мы должны наиболее эффективным образом. В том числе позволить предприятию забронировать критический для его функционирования персонал; государству — определить критические предприятия и ОПК как такие, которые могут бронировать персонал и давать отсрочку тем, кого ради общественного блага, следовательно, справедливо, следует не мобилизовать на данном этапе.
Миф: экономическое бронирование может привести к провалу мобилизации.
Реальность: предпосылки Победы — укомплектованная и вооруженная армия с технологическим и управленческим преимуществом. В Силах обороны Украины уже насчитывается, по разным оценкам, от 800 тысяч до более 1 миллиона человек. Насколько эффективно военное руководство распоряжается этими силами? Насколько быстро способно учить? Проводить ротацию? Результаты аудита нам так и неизвестны. А факты неэффективного управления известны.
С другой стороны, мобилизационный потенциал Украины — от 3,5 до 6 миллионов человек. При этом критический персонал для бизнеса — тот, мобилизация которого приведет к значительному сокращению оборотов бизнесов, вплоть до закрытия, — это около 600 тысяч человек. Их мобилизация может стать причиной закрытия бизнесов и краха экономики.
Так что экономическое бронирование коснется максимум 15% мобилизационного потенциала и не повлияет на объемы мобилизации. В то же время существенно снизит стоимость мобилизации для государства, будет содействовать получению государством больше денег через налоги и сохранит возможность для бизнеса финансировать ОПК и армию как через налоги, так и через пожертвования.
Миф: поскольку приоритет — это победа, то все должны идти в армию.
Реальность: Победа требует реализации целого ряда факторов. А именно следующих: количество военных, технологическая оснащенность войска и соответствующее преимущество, управленческая эффективность. Если акцент делается на количестве военных, то мы проиграем не только из-за большого мобилизационного ресурса РФ (25 млн) и из-за готовности врага нанимать граждан других стран или договариваться о военных из КНДР. Главное — это их отношение к самим военным как к «пушечному мясу».
Поскольку очевидно, что стратегия «количества» проигрышна для Украины, основной акцент должен делаться на управленческом и технологическом преимуществе. Основные источники технологизации и вооружения — западная помощь и частный бизнес, насчитывающий уже 1500 предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Что касается управления, то мотивация мобилизованных, как и поток рекрутов, будут выше в том случае, если будет соблюдена реальная возможность выбора подразделения, повысится качество обеспечения военных, обучения, отношений. Все перечисленное в свою очередь нуждается в работающей экономике и повышении доверия к военному руководству и ТЦК.
Существующая практика горизонтального взаимодействия бизнеса и военных подразделений в помощи с оснащением и рекрутингом может стать примером для распространения на более высоких уровнях. Для этого необходимо обезопасить сам бизнес от потери производительности и возможности вести деятельность из-за мобилизации критического персонала.
Миф: денежное обеспечение военных — это государственные расходы, и это не зависит от бизнеса.
Реальность: денежные ресурсы, которыми распоряжается государство, — это преимущественно налоговые поступления, заимствования государства и международная помощь. До сих пор международные партнеры не соглашались на то, чтобы за счет их помощи финансировались Силы обороны Украины. Таким образом, налоговые поступления — это основной источник финансирования армии.
Налоги в свою очередь платятся государственными учреждениями и предприятиями, бизнесом и гражданами. Сокращение бизнеса приведет к сокращению налоговых поступлений, следовательно, скажется на возможности обеспечивать военных.
Собственно, поэтому речь идет о нахождении баланса — как сделать так, чтобы мобилизация, нуждающаямся в увеличении военного бюджета, не привела к сокращению бизнеса и уменьшению поступлений в государственный бюджет. Именно поэтому экономическое бронирование предусматривает бронирование только критического персонала бизнеса.
Также следует обратить внимание на то, что уже сейчас бизнес делает существенные пожертвования на ВСУ, составляющие, согласно исследованиям Advanter Group, приблизительно 200 млрд грн за последние 12 месяцев. Неэффективная мобилизация ударила уже сейчас в первую очередь по белым предприятиям, объем пожертвований которых был самым большим. Из-за этого уже наблюдается сокращение способности бизнеса к пожертвованиям и финансированию проектов развития ОПК.
Миф: мобилизация не влияет на экономику.
Реальность: бизнесу уже не хватает 26% персонала из-за мобилизации и миграции, что приводит к замедлению восстановления после шока 2022 года. В связи с увеличением мобилизации в любом случае сокращаются налоговые поступления, а потребность в финансировании увеличивается. Поэтому, как указано выше, важно сохранить баланс между количеством и качеством мобилизованных и сохранением возможности бизнеса функционировать, что также достигается бронированием критического персонала.
Миф: не существует более важного персонала — все работники одинаково важны.
Реальность: смоделированная ситуация показывает, что мобилизация еще 15% человек приведет к сокращению оборотов бизнеса в среднем на 20%, но при мобилизации критически важных работников падение оборотов бизнеса достигнет от 30 до 100%, то есть вызовет полную остановку бизнеса.
Да, для человекоцентричного государства все люди одинаково важны. Но во время войны государство должно исходить именно из вопроса общественного блага в применении возможностей каждого человека. Поэтому бронирование критического персонала — это рациональная часть общественного соглашения государства и бизнеса, согласно которому бизнес увеличивает уплату налогов и продолжит поддерживать обороноспособность.
Государство при этом уменьшает сложность процедур бронирования, содействует бизнесу в сохранении возможности работать, обеспечивает эффективную прозрачную мобилизацию и рекрутинг, повышая таким образом доверие к себе.
Миф: бронирование персонала станет тотальным и повлияет на мобилизацию.
Реальность: для сохранения способности бизнеса работать, платить налоги и донатить необходимо позволить бизнесу забронировать ключевой персонал в пределах всего лишь до 20% от штатного количества мужчин.
Миф: система бронирования не может быть прозрачной.
Реальность: идея заключается в том, чтобы дать предпринимателю возможность сделать это электронным, некоррупционным способом, тем самым уменьшая текущую коррупцию в сфере бронирования.
Миф: бронирование никоим образом не решает вопрос финансирования армии.
Реальность: дополнительное финансирование для обеспечения Сил обороны Украины от экономического бронирования можно найти, способствуя детенизации части зарплат. Мы исходим из того, что 34% зарплат на сегодняшний день находятся в «тени».
Идея — сделать дополнительным условием для бизнеса в бронировании критического персонала установление зарплаты для таких сотрудников на уровне не ниже 30 тыс. грн. Аналогично для ФЛП при бронировании установить доплату на уровне 20 тыс. грн в виде военного сбора.
Миф: установление высоких зарплат для бронирования не увеличит бюджетные поступления.
Реальность: предприниматель, если ему для функционирования бизнеса нужен именно этот технолог, сварщик, инженер, установит ему соответствующую зарплату. При том, что средний уровень зарплат 19 тыс. грн, подобный ход приведет к увеличению поступлений НДФЛ и ВС, а также ЕСВ на уровне 80–170 млрд грн и даже больше при условиях снижения минимального уровня заработной платы в 30 тыс. грн. Это покроет существенную часть потребностей в дополнительном финансировании армии при мобилизации.
Миф: экономическое бронирование — это новая схема для уклонения от мобилизации.
Реальность: экономическое бронирование — это продолжение существующей системы бронирования критических предприятий, включающее критический персонал предприятий, важных для экономики. Только теперь речь идет о критическом персонале не критических предприятий, которые, тем не менее, важны для экономики.
Миф: экономическое бронирование устанавливает имущественный ценз — воевать будут бедные.
Реальность: объективно военные получают по крайней мере в пять раз выше плату, чем средняя по стране. Также не забываем, что на фронте много предпринимателей и руководителей бизнеса: статистика свидетельствует, что 13% из находящихся на фронте — предприниматели.
Экономическое бронирование не дает преимуществ обеспеченным людям. В действительности те, у кого «есть деньги», уже имеют множество инструментов откупиться, — они этот «инструмент» уже используют как коррупцию на уровне ВВК, ТЦК и другим образом.
Объем подобной коррупции оценивается в десятки миллиардов гривен, и это деньги, которые выводятся из экономики. А экономическое бронирование как раз может детенизировать существенную долю экономики, позволит профинансировать увеличение армии.
Миф: вместо экономического бронирования лучше бы провели демобилизацию, чтобы находящиеся на фронте могли вернуться к работе.
Реальность: если вопросы мобилизации и бронирования критического персонала являются приоритетом гражданского руководства государства, то вопрос демобилизации — это решение военного руководства.
Отдельно следует заметить, что процесс адаптации ветеранов к гражданской жизни и выходу на эффективный уровень работы занимает время, как и обучение рекрутов, что вместе с вопросом мотивации также надо учитывать в вопросах ротации и демобилизации.
Руководитель одной из ветеранских организаций, в бизнесе которого мобилизованных более половины персонала, говорит: «Важно, чтобы бизнес работал, чтобы военным было куда возвращаться после службы».
Миф: ответственность за вопрос, внедрять или нет экономическое бронирование, — это вопрос к президенту Зеленскому, так пусть он и решает.
Реальность: да, политические лидеры в сложные времена должны брать на себя сложные, иногда непопулярные, но важные и эффективные решения именно с учетом блага для страны и ее будущего.
Но и взрослое общество должно не перекладывать такие вопросы на политическое руководство страны, а брать на себя смелость говорить вслух именно об объективной справедливости. В частности, те, кого принято называть моральными авторитетами нации, могут объективизировать для общества и руководства страны важность экономического бронирования.
Миф: бизнес могут возненавидеть из-за того, что он «отсидится» с помощью экономического бронирования, — что для бизнеса важнее: выжить во время войны или после Победы.
Реальность: это ошибочная растяжка. В сценарии отсутствия экономического бронирования произойдет закрытие и сокращение значительной доли частного бизнеса, вырастет коррупция, увеличится теневой сектор. Для спасения ситуации государство будет вынуждено повышать налоги, девальвировать гривню, увеличивать долю государства в экономике, увеличивать дорогие внешние заимствования.
Акцентировать внимание на том, что бизнес «отсиживается», неправильно. И также ошибочно обвинять в этом экономическое бронирование. Экономическое бронирование позволит забронировать значительно меньше персонала по сравнению с тем количеством, которое уже сейчас забронировано по существующим процедурам.
Во времена, когда страна стоит перед многими вызовами, важно находить баланс между экономической устойчивостью и обороноспособностью. Только объединяя усилия, увеличивая взаимное доверие, мы сможем обеспечить Победу и процветание Украины.
Для этого необходимо не избегать сложных вопросов, а объективизировать последствия их решения или нерешения и на базе диалога вместе находить ответ.