UA / RU
Поддержать ZN.ua

«День сурка»: сможет ли украинская экономика расти без откатов

Автор: Алексей Кущ

Один из факторов неуспеха украинской экономической модели в исторической ретроспективе — это отсутствие четкого акцента и правильных, адаптивных к местным условиям, настроек.

В чем же состоят основные причины ошибок? Попытаемся найти ответ, оценив основные параметры потенциальных моделей развития.

Прежде всего выделим ключевые критерии наших оценок, ведь в некоторых аналитических материалах, особенно официальных, развитие Украины в период до полномасштабной войны определялось как вполне успешное.

Впрочем, критерии успешности экономической модели для развивающейся страны следующие:

1) темпы роста ВВП на уровне 5% в год и больше;

2) торговый профицит или минимальный дефицит;

3) динамичное движение ВВП на отметку в 1 трлн долл. в номинальном выражении;

4) отсутствие трудовой миграции из страны;

5) высокий уровень инвестирования в национальную экономику — отрицательная международная инвестиционная позиция на уровне 90% ВВП и выше (в первую очередь за счет частных инвестиций).

Читайте также: В Нацбанке ухудшили прогнозы по росту экономики Украины

Теперь оценим по этим критериям украинскую экономику до войны.

После 2010 года темпы роста украинской экономики (кроме отдельных периодов посткризисного восстановления) были умеренными — на уровне 2–3% в год. Это достаточный уровень для развитой страны, но не для развивающейся.

Только темпы роста ВВП выше 5% в год позволяют бедной стране сократить бедность и отставание от богатых западных стран.

Кроме этого, в бедных странах показатели инфляции выше, чем в развитых странах, а следовательно, нестабильность обменного курса национальной валюты периодически обесценивает долларовый эквивалент ВВП.

Торговый баланс Украины в последние годы всегда был дефицитным. Например, в 2019-м он достиг минус 12,5 млрд долл. (баланс торговли товарами и услугами), или 6,25% валового продукта (период полномасштабной войны оставляем за скобками).

В истории роста ВВП Украины наблюдается своеобразный «день сурка», когда экономика движется по заколдованному кругу с условным радиусом валового продукта в 200 млрд долл.

Впервые мы подошли максимально близко к этой отметке в 2008 году с ВВП в почти 180 млрд долл., но этот рост оборвал Глобальный финансовый кризис.

Во второй раз к 200 млрд долл. ВВП мы приблизились в 2013-м с ВВП в 183 млрд долл., но потеряли достижения в 2014–2015 годах.

В 2021-м наш ВВП за счет постпандемической инфляции и повышения цен на сырье наконец увеличился до 200 млрд долл., но рост был остановлен полномасштабным вторжением РФ.

Четвертый «подход к снаряду» может произойти в этом году — ВВП, по разным оценкам, составит 200 млрд долл. Но…

Каждый раз после такого роста наш ВВП «корректировался» до меньших значений в первую очередь под влиянием внешних обстоятельств. После 2008 года — коррекция на 117 млрд долл. в 2009-м; после 2013-го — коррекция на 90 млрд в 2015-м и после 2021-го — коррекция на 162 млрд долл. в 2022-м.

Конечно, динамику нашего ВВП в 2026 году покажет время, но есть предчувствия, что некоторая коррекция произойдет и на этот раз.

Читайте также: Киевский международный экономический форум: без крупного бизнеса и кадров не возродится промышленность

Какие же основные причины роста ВВП в долларовом эквиваленте во время полномасштабной войны? Тем более что в 2022-м реальный ВВП в гривне обвалился на 28%, а дефицит внешней торговли товарами приближается сейчас к 40 млрд долл. за год.

Первая причина — масштабные вливания в экономику внешней финансовой и технической помощи, составляющей приблизительно 40 млрд долл., или более 20% ВВП ежегодно.

Вторая — существенное влияние государственных расходов, в частности в секторе обороны.

Третья причина — искусственная стабильность гривни за счет той же внешней помощи. Ведь валютный эквивалент ВВП — это результат деления номинального ВВП в гривне на среднегодовой курс гривни к доллару.

Номинальный валовой продукт во время войны существенно вырос за счет дефлятора, то есть показателя инфляции. Для понимания: в 2021 году номинальный ВВП Украины составлял 5,5 трлн грн, а в 2026-м он ожидается на уровне 10,4 трлн грн, что в 1,9 раза больше. Это увеличение обусловлено прежде всего инфляцией, а не реальным ростом ВВП.

Поскольку все упомянутые случаи «коррекции» были обусловлены внешними шоками, то могла бы украинская экономика успешно двигаться к цели в 1 трлн долл. ВВП на сырьевом «двигателе», если бы этих внешних шоков не было?

Дополнительный фактор «ошибочности» модели развития — это постоянная потеря человеческого капитала в виде трудовой миграции. То есть наша экономическая модель не обеспечивала экономически активное население достаточным количеством высокооплачиваемых рабочих мест. Из-за этого еще до полномасштабной войны украинская трудовая миграция за границей составляла 4–5 миллионов человек (включая маятниковую миграцию).

Помня, что высокие зарплаты являются производной от уровня добавленной стоимости, а добавленная стоимость — производной от сложности экономики, попытаемся найти ту самую точку бифуркации.

Читайте также: Как фискальная политика-2026 будет тормозить экономическое восстановление Украины

Показатели украинского экспорта можно сгруппировать следующим образом:

Если в 2005 году в структуре нашего экспорта объем по первой группе товаров составлял 71%, а по второй, соответственно, 29%, то в 2021-м, или накануне полномасштабной войны, первая группа — 40%, а вторая — 60%.

По сути, национальная экономика сделала своеобразную структурную инверсию, или «оборот».

Во время войны эта пропорция углубилась еще больше — теперь это 25/75 в пользу второй группы товаров.

В абсолютном выражении промышленный экспорт сократился с 23 млрд долл. в год до 9,8 млрд, или в 2,3 раза. Зато аграрно-сырьевой экспорт вырос с 9 млрд долл. до 29 млрд, или в 3,2 раза.

Усиление этих трансформаций именно во время полномасштабной войны делает опыт наших структурных изменений уникальным, ведь обычно во время войны сырьево-аграрно-сервисный секторы экономики растут меньшими темпами, чем промышленный сегмент, подкрепленный госзаказами и ОПК.

Усиление сервисно-сырьевой составляющей в структуре экспорта в то же время свидетельствует о дальнейшей деиндустриализации.

Следовательно, победные реляции нашего правительства о развитии ОПК можно в некоторой степени воспринимать критически, ведь в истории мирового индустриального развития нет ни одного примера, когда развитие военного производства проходило на фоне деиндустриализации и «промышленной пустыни». Это априори невозможно.

Точка бифуркации в структуре нашего экспорта приходится на 2015 год. Это был первый год, когда экспорт товаров второй группы превысил по удельному весу экспорт первой.

Это произошло вследствие частичного разрушения целостного донецко-приднепровского территориально-экономического района прежде всего из-за войны и оккупации части Донбасса.

Впрочем, как видно из рис. 1, предпосылки для этого начали формироваться с 2011 года, когда при власти были регионалы и Янукович.

ZN.UA

То есть война не формирует новые тенденции, а усиливает и мультиплицирует старые. Результат изменения структуры экспорта был бы и без войны, но, возможно, лет на десять позже.

Это в который раз объясняет, что на политическом уровне корреляция между приходом к власти тех или иных групп правящего класса и форматом базовой экономической модели развития была в некотором смысле мифом.

Читайте также: МВФ подтвердил прогноз по ВВП Украины

Еще одним важным показателем является международная инвестиционная позиция страны (МИП) — разница между активами (средствами, которые страна инвестирует в мировую экономику) и пассивом (средствами, которые мировая экономика инвестирует в соответствующую страну) (см. рис. 2).

ZN.UA

Это тот уникальный случай, когда отрицательное значение для страны с динамичным уровнем развития является позитивным индикатором, свидетельствующим, что в эту страну заходит больше международного капитала, чем вытекает национального (конечно, если в основном это прямые инвестиции, а не сугубо кредиты).

В 2015 году показатель МИП у нас составлял минус 38 млрд долл., или 43% ВВП (см. рис. 3).

ZN.UA

Далее этот показатель постепенно двигался к нулевой отметке. Максимум был достигнут в 2023 году под влиянием шоков войны. В 2024-м указанный показатель составлял только минус 12,5 млрд долл., или 6,57% ВВП.

Следовательно, с 2015 года украинская экономика стремительно теряет инвестиционную привлекательность: приток внешнего каптала вроде бы и есть, но отток капитала существенно превышает его по темпам роста, «пожирая» показатель чистой международной инвестиционной позиции.

Украина постепенно превращается в площадку зарабатывания «быстрых денег» на аграрном и минеральном сырье и становится одним из региональных центров оттока частного капитала за границу.

А теперь вернемся к моделям развития.

Модель сложной экономики — это прежде всего развитие экономической сложности, то есть промышленности по линейке добавленной стоимости. Но для этого необходимо уметь защищать свой внутренний рынок и помогать национальному бизнесу захватывать внешние рынки.

Это достигается, кроме прочего, путем государственного стимулирования сложного несырьевого экспорта (в частности через кредитование иностранных покупателей такой сложной продукции).

В Украине же государственный Укрэксимбанк вместо кредитования экспортных операций своих клиентов кредитует сомнительные соглашения по покупке торгово-развлекательных центров в Киеве. А до войны покупал облигации Укравтодора для финансирования «Великого будівництва».

Что хуже, модель сырьевой экономики у нас тоже не откалибрована как следует. Среди ее недостатков — очень низкий уровень инклюзии ВВП в сторону широких слоев населения.

Читайте также: Минэкономики откорректировал прогноз роста ВВП Украины на текущий год

Простыми словами, «профит» такой экономики оседает в карманах нескольких сырьевых ФПГ и ТНК и не «идет в массы».

Единственным инструментом такой инклюзии ВВП может стать Национальный резервный суверенный фонд, который будет накапливать сырьевую ренту и экспортные пошлины на сырье.

Средства фонда могли бы пойти на структурную перестройку экономики в сторону большего уровня добавленной стоимости (сырьевая зависимость, побеждающая саму себя) или распределяться на персональные счета украинцев в виде «республиканской доли».

С 2005 года объем аграрно-сырьевого экспорта составил у нас 440 млрд долл., а размер экономически обоснованной ренты мог достичь 60 млрд долл. за 20 лет.

Только накопление ренты и минимальные экспортные пошлины в 5% позволили бы аккумулировать в таком фонде до 80 млрд долл., или по 2 тыс. долл. на каждого украинца. С учетом прибыли от использования за десять лет эта сумма могла бы увеличиться до 5 тыс. долл. на каждого.

Если же применять «республиканскую долю» только к новорожденным украинцам с определенной даты, эта сумма перераспределения могла бы вырасти кратно.

Впрочем, в Украине нет ни такого резервного фонда, ни системы экспортных пошлин на сырье. Да и размер сырьевой ренты существенно занижен.

Сырьевая модель имеет и определенный «отсекатель скорости» — сырьевой экспорт, в отличие от сложного промышленного, не имеет возрастающей отдачи капитала и имеет определенные физические ограничения роста в тоннах и кубических метрах, бушелях или баррелях.

Посмотрим на уровень сложности экономик и показатель экспорта в них:

Турция — экспорт 256 млрд долл., ВВП 1,12 трлн долл., отношение экспорта к ВВП — 23%;

Польша — экспорт 354 млрд долл., ВВП 0,91 трлн долл., отношение экспорта к ВВП — 38%;

Южная Корея — экспорт 632 млрд долл., ВВП 1,713 трлн долл., отношение экспорта к ВВП — 37%;

Аргентина — экспорт 66 млрд долл., ВВП 0,65 трлн долл., отношение экспорта к ВВП — 10%;

Украина (2021 год) — экспорт 56 млрд долл., ВВП 0,2 трлн долл., отношение экспорта к ВВП — 28%.

Следовательно, увеличение ВВП в Украине на сырьевой базе будет стимулировать и рост импорта, прежде всего потребительского. Рост же импорта потребует соответствующего увеличения экспорта. Но у сырья есть физический потолок роста. То есть увеличение сырьевого экспорта остановится, а импорт продолжит повышаться, поэтому будет увеличиваться торговый дефицит.

До некоторого предела в рамках платежного баланса торговый «минус» будет компенсирован кредитами и трудовыми трансфертами, но после прохождения критической точки в 10% ВВП сработает тот же отсекатель скорости, или девальвация гривни.

Валютный эквивалент ВВП будет откорректирован на меньший уровень, нивелируя многолетние достижения роста.

Для сырьевой экономики это запрограммированное состояние и постоянный «день сурка», который можно изменить только за счет перехода к более сложным моделям экспорта, позволяющим экспортировать товаров не на 50 млрд долл. в год, а как Турция или Польша — на 250–350 млрд долл. в год (с сырьем такой экспорт в нынешних ценах для нас очевидно недосягаем).

Читайте также: Бюджет-2026 экономит на уязвимых – эксперт

Тогда и наш ВВП может увеличиться до 0,7–1 трлн долл., что позволит обеспечить расходы на оборону на уровне 50 млрд долл. ежегодно (в мирное время и без внешней помощи).

В ином случае нас ждет так называемая ловушка бедности:

Аграрно-сырьевая модель развития, тем более без системы экспортных пошлин на сырье и без резервного фонда, — это лучшая среда для формирования рентной, сырьевой, коррупционной модели экономики.

В такой модели рента является строительным материалом для «сот» коррупции, магнатерии и их политической клиентелы. То есть для кастового общества. Это такая же болезнетворная среда для бациллы коррупции, как сырая зимняя погода с нулевыми температурами для эпидемии гриппа.