UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бюрократы просят денег себе на зарплаты, прикрываясь «оборонными расходами»

Автор: Юлия Самаева

Отдельные ведомства запихнули в «оборонные» изменения в госбюджет свои зарплатные «хотелки». Похоже, недолгие времена рациональных госфинансов закончились.

Правительство в который раз готовит изменения в госбюджет этого года — ради «финансового обеспечения сектора безопасности и обороны» предлагается увеличить бюджетные расходы на триста с лишним миллиардов. Понятно, война требует денег, и здесь точно не до экономии. Непонятно другое: почему, кроме Минобороны, ГУР или Службы внешней разведки, увеличения расходов хотят и вполне гражданские ведомства, причем не все из них вообще-то сидят на бобах. Непонятно также, почему правительство воюющей Украины одобряет этот подход, не призывает бюрократов к экономии, не видит других ресурсов для финансирования или хотя бы не требует от распорядителей банальной эффективности.

Читайте также: Внешнее финансирование бюджета: достижения и упущения

Паны чиновники, понимаю, вам кажется, что гулять можно с размахом, потому что банкет не на свои. Но это далеко не так, мы «гуляем» в долг, его надо будет возвращать, правда, уже другому правительству. Но вы же там все государственники, не так ли?

Коротко об изменениях

Поданный проект изменений Шмыгаль и команда считают сбалансированным, и уже здесь хочется заплакать: доходы увеличили на 26 млрд грн (из них 6 млрд — бюджетная поддержка ЕС), расходы предлагают увеличить на 328,5 млрд грн. Где баланс? В долгах, конечно. Внутренние займы должны вырасти на 184 млрд грн, внешние — на 107 млрд. Еще 11,4 млрд грн наковыряли, «экономя». Реальной экономии там на самом деле где-то на 700 млн грн, остальное — сугубо техническое снижение обслуживания государственного долга. Ну, кто как может, так и экономит.

Да, львиная доля дополнительных расходов полностью обосновывается реальностью, в которой мы живем. В первую очередь мы о:

Но есть в поданном проекте предложения, очень напоминающие старые добрые довоенные времена, когда в расходы госбюджета, как изюм в сдобу, напихивали дотации для шахт и агрохолдингов, президентские фонды и «скорые» для Ляшко. Не масштабом — времена не те, но подходом.

Читайте также: Госбюджет Украины: внутренние поступления в разы превысили международные

Подробно о зарплатах

Оказывается, госорганам сильно не хватает денег на зарплаты, и они это выяснили почему-то только в сентябре.

На самом деле таких случаев, как в Бюро экономической безопасности, где «мощные аналитики» действительно не справились с планированием собственного же годового бюджета и вынуждены были переводить персонал на четырехчасовой рабочий день, немного.

Обычно госорганы, наоборот, закладывают зарплатные потребности «с запасом». Это несложное упражнение, достаточно только подать Минфину не реальный штат, а предельный (действительно, а вдруг незанятые вакансии кто-то займет на протяжении года). Все, что удастся «сэкономить» в течение года (потому что вакансии остаются вакантными), в виде премий под елочку получают лучшие из лучших, чаще всего руководители.

Вряд ли пан Шмыгаль за три года правительственной карьеры об этом еще не знает, но почему бы не «подогреть» коллег, у нас здесь что, война?

Итак, на зарплаты не хватает МИД, МинАПК, Секретариату Кабмина, Минфину и его подшефным в Госказначействе и Госаудите. Фонду госимущества нужны не зарплаты, но почти — компенсации уволенным из региональных отделений. В целом набегает миллиард с копейками. В масштабах наших нынешних бюджетных показателей — мелочь, но в нашей стране точно найдется куда потратить этот миллиард.

Есть у нас и объяснение, почему на эти прихоти ведомств тратить его точно не надо.

FiscalCenter делает ежемесячное прогнозирование потребностей госсектора по основной составляющей — зарплатам. Их дашборд, собственно, показывает эффективность использования бюджетных средств на зарплаты. Данные дают четкое понимание как того, сколько средств в среднем в месяц ведомства тратят на оплату труда, так и того, сколько из выделенных госбюджетом средств они на эту статью НЕ тратят.

Читайте также: Почему и как нужно возвращаться к реформе государственной службы?

Самый показательный пример — это БЭБ (кто бы сомневался). Их среднемесячные расходы на оплату труда составляют около 32,5 млн грн, и, несмотря на сокращенную рабочую неделю и страшное недофинансирование, они умудрились примерно два миллиона на зарплаты не использовать. Надо ведь что-то и на премии отложить. При этом просят они до конца года дополнительно из госбюджета аж 315 млн грн. Это уже интересно, потому что просят фактически на три месяца года, а сумма — как на девять с половиной. Понятно, что рабочая неделя БЭБ должна быть увеличена до стандартной в наших широтах, а штат может расти, но вряд ли этот штат увеличится хотя бы мере вдвое и уже с октября.

Минфин просит не слишком много для себя (всего 37 млн грн), но много для Госказначейства (+185,4 млн) и Госаудита (+51,7 млн), при этом в самом Минфине неиспользованных зарплатных средств аж 252 млн грн, которых почти хватает на финансирование всех трех позиций, и дополнительные расходы должны были бы быть вдесятеро меньше.

Но победитель антирейтинга, по нашему убеждению, — это МинАПК. Они хотят фактически пустячок, каких-то 15,5 млн грн, но при этом неиспользованных у них 155 млн — вдесятеро больше. Попытка — не пытка, почему бы не попробовать.

Это не исчерпывающий перечень нерациональности, но для понимания достаточно.

Следовательно, получается, что не то чтобы негде было эти деньги взять, есть лишние миллионы и у других распорядителей: Генпрокуратура, например, могла бы одолжить около 850 млн грн из неиспользованных средств, Минздрав — почти 229 млн, Государственная судебная администрация — 112 млн, Минприроды — 89 млн, Минюст — 70 млн грн. В целом этих неиспользованных, но уже выделенных денег сейчас около 2,3 млрд грн. Так с каждого по копейке и гривню насобираем.

Собственно, весь этот мониторинг не говорит — кричит, что можно было бы найти необходимые средства, не увеличивая, а перераспределяя существующие ресурсы. Но в правительстве ведь уверены, что «гуляют» не на свои, да и анализов подобных в действительности не делают, — какой в них смысл, тем более сейчас?

Читайте также: Министр финансов рассказал о планах по повышению налогов в 2024 году

Кое-что по сути

На первый взгляд, максимально простая история: впихнули правки в расчете на то, что «оборонные» изменения точно будут приняты, а среди десятков миллиардов их миллионы просто потеряются в массиве цифр.

Но, во-первых, это, вероятно, первая попытка настолько дерзкой манипуляции с начала полномасштабного вторжения, свидетельствующая, что практики меняются. Шок, вызванный невиданным до сих пор бюджетным дефицитом, прошел. Уверенность, что нас поддержат деньгами при любых условиях, наоборот, укрепилась. А вместе с ней вернулось и довоенное отношение к государственному бюджету как к рогу изобилия. Значит, в следующий раз попросят больше и под более ничтожные цели, но опять в обертке «оборонных расходов».

Во-вторых, после анализа существующих и желаемых расходов возникает много вопросов как к конкретным госорганам, так и к правительству в целом об эффективности работы и контроля над этой эффективностью. Если неиспользованные другими ведомствами средства сейчас вполне могли бы закрыть дополнительные потребности ГУР, оно того, вероятно, стоит. И это только те «сэкономленные ресурсы», которые лежат буквально на поверхности. У правительства точно есть больше и данных, и человеко-часов для значительно более широкой оптимизации.

Но оно ничего не делает и, очевидно, уже не будет.