Уже почти шесть лет громады продают свое имущество на приватизационных аукционах через «Prozorro.Продажі». Благодаря конкуренции цена на них увеличивается, и общий доход от продажи превысил 5 млрд грн. Но значительная часть активов выбывает из коммунальной собственности менее прозрачным и совсем неконкурентным способом — путем выкупа арендованного имущества.
Мы в Transparency International Ukraine проанализировали результаты приватизации в 82 городах и обнаружили, что их бюджеты могли недосчитаться более 552 млн грн из-за продажи имущества внеконкурентным способом.
Приватизация коммунального имущества может проходить двумя способами: через аукцион или выкуп арендованного имущества.
На аукционе стартовая цена актива определяется его балансовой стоимостью (обычно она ниже рыночной), а конечная цена — по результатам торгов между потенциальными покупателями, что способствует росту стоимости объекта благодаря конкуренции. По данным модуля аналитики системы «Prozorro.Продажі», с 2018 года цена на аукционах по продаже коммунального имущества в среднем повышается почти на 62%.
Выкуп — это право арендатора приобрести арендованный им объект, если он выполнил для него неотъемлемые улучшения (например, реконструкцию или достройку) на сумму не менее 25% от рыночной стоимости такого объекта. В этом механизме торги не проводят, а цена определяется по результатам оценки имущества и не меняется.
В 2019–2024 годах более трети (35%) всех приватизированных объектов коммунальной собственности в исследуемых городах были приобретены через механизм выкупа арендованного имущества. Вместе с тем сумма цен продажи таких объектов составляла только немногим более четверти от общей стоимости всех приватизированных объектов. Подобная диспропорция свидетельствует о том, что экономический эффект от применения механизма выкупа ниже по сравнению с приватизацией через аукционы.
При этом по меньшей мере в 19 городах, в частности в Кропивницком, Ужгороде, Запорожье, Сумах, Одессе, Днепре, выкупу отдавали предпочтение перед аукционами, а в трех городах (Горишних Плавнях, Светловодске, Черноморске) все объекты были приватизированы таким способом.
Конечно, цена продажи объектов коммунальной собственности как на аукционе, так и через выкуп может существенно отличаться в зависимости от их типа, площади, расположения и других характеристик. Поэтому для сравнения экономического эффекта для бюджетов от применения аукционов и выкупа мы использовали показатели средней стоимости продажи активов по каждому из механизмов.
Результаты анализа показали, что в городах, где применяли оба механизма приватизации, средняя стоимость объектов, проданных на аукционах, была выше на 45%, чем цена продажи через выкуп. Это означает, что громады потенциально могли потерять почти половину доходов из-за продажи коммунального имущества внеконкурентным способом.
Если бы все продавали через аукционы
Моделируя ситуацию, в которой все объекты, проданные путем выкупа, были бы реализованы на аукционах, украинские города с 2019 года могли потенциально заработать еще 552 млн грн от приватизации коммунального имущества. А это дополнительные средства на образование, медицину, восстановление поврежденной инфраструктуры, социальные программы или потребности обороны.
Но вопрос не только в деньгах. При анализе выяснилось, что арендаторы, выкупившие имущество у громады, чаще всего проводили его улучшение в минимальном допустимом размере — 25% от рыночной стоимости объекта. То есть такие «улучшения» были направлены, скорее, на получение права для выкупа, чем на реальное улучшение арендованного имущества. Кроме того, применение механизма выкупа также содержит потенциальную коррупционную составляющую из-за возможных злоупотреблений с оценкой имущества, непосредственно влияющей на цену его продажи.
Аукционы, в противовес, являются прозрачным механизмом передачи имущества в частную собственность. Они уменьшают риски коррупции, обеспечивают доступ к имуществу широкому кругу заинтересованных лиц и, как следствие, приносят больше доходов в бюджеты.
Есть ли альтернатива выкупу
Сегодня, когда каждая гривня имеет значение, громады не могут позволить себе терять деньги из-за неэффективных механизмов. Результаты исследования продемонстрировали, что экономическая выгода от применения механизма выкупа существенно ниже по сравнению с приватизацией объектов на конкурентных началах.
Чтобы сохранить баланс между интересами громад и арендаторов, можно применять аукционы с преобладающим правом. Этот механизм позволяет арендатору выкупить объект по самой высокой цене, предложенной во время торгов, или получить компенсацию стоимости осуществленных улучшений. Такая практика уже работает в земельных торгах и аукционах по аренде имущества и доказала свою эффективность. Сейчас в парламенте зарегистрирован законопроект №12230, предлагающий ввести этот механизм и для приватизации.
Применение конкурентных процедур имеет большое значение, поскольку они не только обеспечивают максимизацию доходов, но и снижают риски коррупции и злоупотреблений, что повысит доверие жителей и инвесторов к процессу управления коммунальным имуществом.
Эта публикация подготовлена Transparency International Ukraine при финансовой поддержке Швеции.