UA / RU
Поддержать ZN.ua

Неопределенность, Covid-19 и здравый смысл

В условиях неопределенности нужно включать здравый смысл.

Автор: Алла Котляр

Количество заболевших COVID-19 растет ежедневно. Вирус подобрался к ближнему кругу каждого из нас. У кого-то заболевание протекает относительно легко, у кого-то — очень страшно, для кого-то оказывается смертельным. Причем в числе последних нередко те, кто вроде бы ни по каким параметрам в зону повышенного риска не попадал.

В соцсетях все чаще появляются истории болезни. Больницы заполнены. Волонтеры разных городов собирают деньги на кислородные концентраторы, чтобы помочь людям дышать дома, — «Такое впечатление, что задыхается половина страны. А вторая половина паникует».

Но вот выходишь на улицу, заходишь в магазин, и кажется, будто коронавирус — это просто дурной сон. Подавляющая часть населения в лучшем случае носит маски под носом, дистанцию не соблюдает. Как? Почему?

Власть из каждого «утюга» просит народ включить здравый смысл, соблюдать дистанцию и носить маски. Но слышат только те, кто и так это делает. И отчасти понятно, почему. Здравый смысл — он жесткий. Это когда все ясно и конкретно. По крайней мере в отдельно взятой реальности одной страны или города. Но этого нет. Ни на уровне страны, ни на уровне городов. А есть то, что выглядит как игра в поддавки. Когда правительственные ограничения в разных зонах на бумаге довольно жесткие. А на деле их практически нет. Выполнять рекомендации или нет, и какие из них — решают местные власти. Каждая по-своему. Часто исходя из того, что позволял предвыборный рейтинг.

Итог? Власти не только не пытаются придать ситуации естественной неопределенности хоть какие-то рамки, но своими действиями вносят еще большую неопределенность и хаос. Как, например, со школами. Когда госкомиссия по ТЭБ и ЧС дает рекомендации уйти на каникулы раньше, с 15-го по 30-е октября. Местная власть это игнорирует. Школы уходят с 21-го, и что дальше, за день до окончания заявленных каникул, не понимает никто — ни руководство школ, ни родители с детьми, и, естественно, не могут ничего планировать.

О том, почему люди игнорируют меры безопасности, как влияют на нас карантинные ограничения, и как вести себя в условиях затянувшейся неопределенности, мы говорили с завкафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии НМАПО имени П.Шупика, доктором медицинских наук, профессором Галиной Пилягиной.

Галина Яковлевна, как эпидемия повлияла на отношение украинцев к власти?

— Не думаю, что повлияла как-то особенно. Отношения с властью у украинцев слишком давно по Жванецкому: «Государство все, что можно, забирает у нас, мы — у государства». Давным-давно понятно, что слова и дела у власти расходятся, и все делается непонятно как. То ли из-за неспособности, то ли из-за непонимания, то ли из нежелания. Очевидно, это есть.

В прошлом году большая часть населения как всегда понадеялась. Народ у нас надеяться и доверять умеет. И как всегда после очарования начинается разочарование. Нормальный цикл.

Почему, на ваш взгляд, несмотря на тревожную статистику, несмотря на то, что в кругу каждого уже есть заболевшие или даже умершие, большинство украинцев продолжают игнорировать меры безопасности, носят маски под носом и не соблюдают дистанцию?

— Думаю, так происходит не только в Украине. Во-первых. А во-вторых, уже всем стало понятно, что основными факторами в том, как будет протекать заболевание, все-таки являются иммунитет и прямой контакт.

В Европе и США ввели локдаун, потом сняли. Но они были и остаются первыми по заболеваемости. Я уверена, что ко второй волне коронавируса там подготовились лучше и какие-то вопросы решают быстрее и эффективнее. У нас же есть великолепные врачи, которые прекрасно делают свое дело. И есть вся остальная система, которая как была, так и остается не готовой, несмотря на введение карантина заранее. Но можно ли было существенно поменять систему за полгода, выделив энное количество денег, большая часть которых остается на бумаге?

За это время можно было по крайней мере подготовиться к эпидемии, разработать план. Но вопрос даже не в этом. Уже понятно, что не подготовились, что для Украины последствия могут быть более тяжелыми, потому что не хватает ни специалистов, ни оборудованных кислородом койко-мест в больницах. Но ведь можно хотя бы на личном уровне соблюдать какие-то меры безопасности?

— У нас действительно работает архетип исключительности — а-ля «авось». Нам присущи безалаберность и отсутствие дисциплины. И это за полгода не поменять.

Почему мы так к этому относимся? Наверное, какой-то процент граждан в других странах ведут себя точно так же. Но ведь не подавляющее большинство?

— Для этого надо сравнивать, в какой стране народ более законопослушный.

За рубежом за несоблюдение карантинных мер штрафуют на 200–400 евро, и, естественно, люди деньги считают. У нас этого не было. Наверное, если бы за маску под носом у нас штрафовали, пусть даже на тысячу гривен, но не выборочно, а всех, то ситуация поменялась бы. А когда за все время оштрафовали 20, пусть даже 400 человек на 17 тысяч гривен, то это выглядит как запланированный рейд. Показательные мероприятия — это, скорее, смешно.

Я ведь езжу в общественном транспорте. Без маски или если заполнены сидячие места, в автобус или троллейбус иногда не сядешь. При этом маршрутки едут переполненные. Как это назвать?

То есть люди видят всю эту нелогичность и соответственно реагируют?

— Ну конечно. А как иначе? Здесь певицу штрафуют за концерт, а там безнаказанно широко празднуют день города. И это — везде. Тут даже не в менталитете дело. А в нелогичности.

Например, школы закрывают для чего — чтобы дети не были разносчиками или чтобы они меньше болели? Это ведь разные вещи.

Мало того, что и так с работой плохо, так еще и младших детей оставлять одних дома нельзя. Но няни и бабушки есть не у всех. А если детей несколько?

Не у всех есть возможность работать дистанционно. Но даже если есть, то работать в таких условиях сложно.

Да, к сожалению, большинство людей и к себе, и к другим относятся наплевательски. Всегда, не только в период пандемии. Тем не менее есть масса людей, которые к карантину относятся очень серьезно.

У некоторых даже возникает паника.

— Паника — это здравый смысл. Если раньше в фокусе теленовостей были убийства и ДТП, то теперь — коронавирус. Весной ковид в телевизоре был темой номер один. Летом сполз на третье-четвертое место. Сейчас опять лидирует. При этом информация подается специфически.

Все это — о вопросе неопределенности жизни, о ситуации неопределенности, в которую мы все погрузились. И ограничения тоже неопределенные.

Все это — следствие эпохи потребления, культивируемого эгоцентризма. Мы живем в эпоху неопределенности, когда правила размыты, в них нет жесткости, и ограничения человек должен выставлять себе сам — что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. Но люди просто не умеют этого делать. Их этому не учат. А привычка к самосознанию у большинства людей не вырабатывается сама по себе, просто так.

Наверное, в странах, где организация законопослушности поставлена значительно лучше, чем у нас, как в большинстве европейских стран, с этим проще. Граждане просто слушаются, подчиняются. Наши давным-давно не подчиняются. Кому? Чему? Постоянному вранью, двойной морали, когда говорится одно, а делается другое? В игнорировании карантинных мер отчасти, наверное, проявляется и отношение к вот этой двойной морали.

Мы и так жили в состоянии неопределенности. Сейчас она резко повысилась. Действительно непонятно, как и на каких уровнях все решается – на уровне одного большого города, страны, мира. Ведь было много вбросов информации в сетях, что, возможно, вирус создан искусственно, с запугиванием о технологическом порабощении,  массовом чипировании и так далее. При этом никто из нас, обычных граждан, не понимает, что, встретившись с пандемией, на самом деле делают государственные структуры, какие задачи еще они при этом решают.

Ну и потом. Какой посыл? Можно переболеть, даже не заметив. А можно умереть.

Но люди болеют и другими болезнями. Инфаркты с инсультами, срочные операции жизнь ведь тоже не отменяет. Люди не перестали умирать от других болезней. И да, все это способно порождать панику.

С моей точки зрения, как и во всем, нужно прежде всего включать здравый смысл и бережно относиться к себе и к близким. Бережно — это без паники, включая здравые ограничения. Но только здравые.

На уровне индивида и семьи — они одни. На уровне города и страны, при наших экономических проблемах — другие. И непонятно, как их решать при недостатке ресурса. И совсем уж глобально — на уровне человечества. Об этом я не берусь рассуждать.

Вы говорите о недостаточности коммуникаций. Как все-таки объяснить Фоме неверующему, что надо беречь себя и близких?

— Никак. Тем, кто не верит, вы ничего не объясните. Народ у нас очень протестный. Протестность — наше все. И если человек не верит, вы ничего ему не докажете. Пока сам он не увидит или не заболеет.

Если у человека есть здравый смысл, то он и так соблюдает меры безопасности.

С другой стороны, людям хочется общаться, хочется выйти, где-то побывать. И это тоже нормально. Даже во время мировых войн, когда смерть была рядом, люди любили друг друга, радовались весне, и жизнь всегда берет свое.

Сейчас же опасность относительна. Она есть, но не абсолютна. И именно относительность порождает такое отношение. Например, во Вторую мировую, когда действительно стоял вопрос о выживании, людям было не до отпусков. А когда это не совсем вопрос о выживании (вернее, о выживании на уровне конкретных случаев), то люди об этом думают: о поездках, отдыхе, встречах.

Ну да. Умрут, но не все. Кто-то переболеет тяжело, но большинство — не очень. С другой стороны, никто не знает, кто станет выжившим, а кто — нет.

— Я специально привожу пример войны, когда опасность была определенной. А коронавирус — неопределенная опасность. И, если хотите, опасность неопределенности. Именно поэтому вот так все и получается. Не получается давать какие-то конкретные рекомендации.

Когда закрыли все и везде, люди зажались и перетерпели. Когда начали отпускать, а потом опять, непонятно как, хаотично вводить какие-то меры, то перевести людей из этой относительности в понимание, что уже не относительно, а достаточно опасно, сложно.

Поэтому еще раз: в условиях неопределенности нужно включать здравый смысл. Но все равно это будет на уровне человека. Не знаю, насколько возможен здравый смысл на уровне государства.  

Сколько может жить человек в ситуации неопределенности?

— Ну, живем же. И давно. Просто в какой-то момент человек начинает игнорировать какие-то действительно важные вещи.

В глобальной неопределенности он сам начинает создавать себе определенности. А вот здесь, к сожалению, далеко не у всех срабатывает здравый смысл. Какие определенности при этом создадутся? И как государство помогает создавать определенности? Что навязывается, как это пропагандируется? Вряд ли в момент пандемии и всех связанных с этим проблем главной темой опроса в рамках выборов может быть использование каннабиса в медицинских целях. О чем это вообще? Вот вам неопределенность на неопределенность. Или, наоборот, определенность, которую пытаются навязать.

Дистанцирование, изолированность — как это на нас влияет?

— Это точно влияет. Но это не исключительно украинская проблема. Мы — существа коллективные. Человек в принципе не может долго находиться в изоляции. И вдруг такой эксперимент был поставлен естественным образом. Можно ли, засадив людей по домам, в том числе сдерживать таким образом какие-то социальные протесты? Оказалось, нельзя.

Мы увидели это на примере Соединенных Штатов, после убийства Джорджа Флойда выходивших из карантина погромами. Я не могу утверждать, что, не будь карантина, люди вели бы себя не так агрессивно. Тем не менее, на мой взгляд, все эти вещи взаимосвязаны.

Наши внутренние протесты, которые всегда возникают в жизни по тому или иному поводу, которые мы разряжаем, например, выкричавшись на футболе, пережив эмоции на концерте, проговорив и разделив на встрече с друзьями, в изоляции накапливаются. Люди остаются с этим один на один. А трудностей становится все больше. Да, гаджеты, в смысле общения в соцсетях, конечно, помогают. И иногда очень классно поделиться с друзьями мемами. Но это не то же самое, что живое общение.

На человека действует набор факторов. Ситуация неопределенности приводит к фрустрации. Это естественно, когда мы не делаем даже не то, что хочется, а ограничиваем себя в привычных действиях. Все это оказывает на нас влияние.

Коронавирус — это надолго. И, наверное, нам придется как-то научиться с этим жить, не испытывая фрустрацию.

— Не получится. Как раз наоборот. Надо понимать, что жизнь приучает нас с этим жить. С моей точки зрения, главный объект фрустрации и главный феномен неопределенности в мире — это Интернет с его объемами информации. Гиперинформатизация, в которой мы существуем, и которая закончится, наверное, только в результате всемирной катастрофы, к которой ковид не относится. Это всемирная, серьезная, но всего лишь неприятность.

Неопределенность принесла глобализация. Мы живем в эпоху постмодерна, когда правила размыты. Двойная мораль — не исключительно наша проблема. У нас это просто выпячено в каком-то полукриминальном формате. На Западе двойной морали очень много, но в каких-то постулатах. Например, в бюрократизации.

Мы теряем серьезные смысловые ориентиры — религиозные, государственные, идеологические. При этом еще и социальные лидеры на уровне действий несут вместо ориентиров бог знает что.

Мы живем, и эта неопределенность есть. Это однозначно фрустрирует народ.

Но мы же все как-то справляемся с этой неопределенностью. Включая здравый смысл. Жизнь — это в принципе экзистенциальная неопределенность. Возможно, ковид для многих станет хорошей прививкой, чтобы с этим справляться.

То есть пандемия научит нас вносить определенности в собственную жизнь?

— Тех, кто готов учиться, точно научит. Тех, кто не готов, сильно побьет. Очень часто это, к сожалению, приводит к невротизации.

Но возьмем ситуацию 2014–2015 годов. Кто-то мог себе представить, какое количество добра и доброты (и злости тоже) поднимется в народе на примере волонтерства? И как быстро в 2017–2019 годах это почти сойдет на нет.

Сейчас та же ситуация. У нас проблема с философами, с лидерами-мыслителями. Кто несет идею, за которой идут люди? Власть? Нет, сильно много врет.

Волонтерам доверяют больше всего.

— Правильно. Потому что они несут идею, она определенная, и они не врут. Никто не ждет от них, чтобы они были целителями. От них ждут совершенно конкретных вещей в конкретные моменты.

Неопределенность угрозы к всплеску добра не приводит?

— Я бы так не сказала. Определенность угрозы просто привела к определенности и ясности в выражении этого добра. Но и в марте-апреле волонтеры шили и раздавали маски, подвозили врачей на работу. Сейчас люди начали сдавать деньги на кислородные концентраторы.

Становится ли больше психических расстройств в затянувшейся ситуации неопределенности?

— Не имея на руках статистику, я очень осторожно отношусь к высказываниям на этот счет. Во-первых, люди реагируют по-разному. Во-вторых, за полгода все уже приспособились. Опять-таки мем: весна, человек в маске и подпись «у нас 20 заболевших», и осень, человек с попкорном, надпись «у нас 5 тысяч заболевших». Люди привыкают.

Все-таки я постоянно работаю с людьми и не могу вспомнить ни одного случая, чтобы человек пришел ко мне с навязчивостями именно по поводу ковида. Хотя сам факт социальных изменений в связи с этим, безусловно, сказался на людях. Проблемы все те же — в отношениях, с детьми, в семье. Они могут быть связаны с карантином, когда близкие люди оказались надолго заперты в одном пространстве, и выяснилось, что взаимопонимания между ними нет. Но это явно не напрямую. Усилилась алкоголизация, например. Потому что люди не умеют себя занять, не умеют включать здравый смысл, самоограничения и заниматься саморазвитием.

А какие рекомендации?

— Доверять своему здравому смыслу. И, конечно, любовь к ближнему, особенно к тем, кто действительно рядом и слабее. Хотя бы как к себе самому. Позаботиться о себе, о близких. И о своем саморазвитии. Ковид этому точно не помеха. А как иначе? Это каждый должен решить для себя.

То есть не откладывать жизнь на потом?

— Это уж точно. Жизнь лучше вообще не откладывать на потом.