Демократическая партия входит в президентскую избирательную кампанию 2008 года со значительным политическим преимуществом, но вместе с тем оказывается в жесткой и непредвиденной ситуации из-за уязвимости позиции Хиллари Клинтон. Последний опрос общественного мнения, проведенный NBC и The Wall Street Journal, говорит, что американцы отвернулись от президента Джорджа Буша также в вопросах внутренней политики и благосклонно относятся к его политическим противникам. Большинство американцев считают, что война в Ираке не может быть выигранной и что войска оттуда нужно вывести до начала нового президентского срока в 2009 году.
Контуры президентских соревнований 2008 года более благоприятны для демократов на всех уровнях. Так, только 20% респондентов утверждают, что следующий президент должен придерживаться подходов, к которым прибегал президент Буш, тогда как 71% хочет других подходов. Кроме того, от 52 до 34% американцев определяют экономику и здравоохранение — проблемы, которые поднимают демократы, — наиболее важными для себя, чем устойчивое зацикливание республиканцев на терроризме и рыночных ценностях.
Эти данные отнюдь не коррелируют с результатами опроса Journal-NBC 2004 года, когда переизбирались президент Буш и республиканское большинство Конгресса. Тогда от 49 до 39% избирателей признали приоритетными терроризм и рыночные ценности. Эти изменения служат хорошим признаком для демократов в Конгрессе. Поскольку от 46 до 37% американцев хотят, чтобы демократы сохранили в Конгрессе свой контроль.
Вместе с тем, согласно исследованиям, проведенным газетой USA TODAY и американской службой социологических опросов Gallup Organization, сенатор Хиллари Клинтон отстает в привлечении на свою сторону избирателей-мужчин. Так, 84% республиканцев и более половины состоящих в браке мужчин заявили, что они не голосовали бы за Хиллари Клинтон на выборах президента. Но только 10% демократов категоричны в своих намерениях не голосовать за Хиллари. Опрос определил, что 36% женщин не будут голосовать за Клинтон, тогда как мужчин, которые не склонны отдать Хиллари свой голос, — 50% , а среди женатых таких 55%. В целом 43% респондентов не голосовали бы за Хиллари Клинтон. Главные причины: они не любят ее, ее мужа или ее взгляды.
Так вот самым уязвимым вопросом президентской кампании для сенатора Клинтон остается привлечение на свою сторону как можно большего количества мужчин-избирателей. Похоже, Соединенные Штаты вступили в самую важную избирательную президентскую кампанию со времен Второй мировой войны. И если женщинам-избирателям представилась возможность решительно повлиять на национальное будущее Америки, то это может произойти именно теперь. Историческая кандидатура Хиллари Клинтон усилила интерес избирателей-женщин, которые, вне сомнения, обратят пристальное внимание на президентские выборы 2008 года, движимые классическим набором проблем, среди которых на первом месте война в Ираке, очень неустойчивая экономическая ситуация и ущемление гражданских свобод под предлогом борьбы с терроризмом.
Национальный опрос, проводившийся для Lifetime Television, показал: почти 40% женщин предчувствуют, что голосование на выборах 2008 года будет более важным, чем в предыдущие годы. Но большинство женского электората еще не определилось окончательно со своим кандидатом. Через шесть лет после «черного вторника» 11 сентября и почти через пять лет после начала абсурдной войны в Ираке для американских женщин очень важно, чтобы кто-то начал исправлять ошибки Джорджа Буша, а не планировал новую авантюру с Ираном. Для них уровень оплаты труда и охрана материнства намного важнее, чем абстрактная борьба с терроризмом.
Опрос Lifetime Television был частью непредубежденной и объективной кампании телепрограммы кабельного телевидения Every Woman Counts, назначение которой — поощрить женщин голосовать и высказываться по важным проблемам. Опрос и ряд интервью свидетельствуют, что женский электорат предпочитает Хиллари Клинтон, но дело еще не решено окончательно. Поскольку, согласно этим опросам, среди определившихся женщин Клинтон поддерживают 56%, но только 22% из них определились окончательно.
До президентских выборов в США остается год, и шаткое положение Хиллари Клинтон заключается в том, что значительная часть женского электората колеблется в своем выборе и не решила, каково будет ее окончательное решение. И хотя часть женщин безоговорочно ее поддерживает, другие, однако, ненавидят. Многие хотели бы видеть президентом женщину, но эмоционального чувства сугубо женской солидарности тут еще маловато. Возможно, Буш и Республиканская партия не популярны сегодня среди избирателей, тем не менее этой непопулярности недостаточно, чтобы на ее волне демократы смогли легко «перебраться» в Белый дом.
Если Клинтон не сможет артикулировать свежие идеи и представлять свой положительный образ так, чтобы вызвать огромный политический энтузиазм среди избирателей-женщин, то она вряд ли сможет иметь шанс на победу. Ей нужно будет преодолеть большое сопротивление среди демократов вообще и в особенности среди мужчин и женщин, которые ни при каких обстоятельствах не намеревались голосовать за женщину на президентской должности. Недостатком кампании Хиллари Клинтон является то, что пока не видно признаков ее общенационального лидерства, которые бы стали для приверженцев Хиллари настолько явными, что вызывали бы у них непреодолимое желание голосовать только за нее. В сущности, это проблема не только сенатора Клинтон, но и всей Демократической партии, и она может помешать возврату в Белый дом президента-демократа.
Одним из ключевых моментов возможной победы Хиллари Клинтон станет то, насколько активно женщины-избиратели будут принимать участие в выборах, насколько они проникнутся энтузиазмом избрать первую в американской истории женщину-президента. Согласно данным опросчиков Gallup Organization, восемь из 10 американцев ожидают, что избиратели-женщины станут главным фактором избрания Клинтон на президентскую должность. Женский резерв — очень значительный фактор выборов 2008 года. Вспомним: на президентских выборах в США в 2004 году 35 миллионов женщин, имевших право голосовать, на выборы не пришли вообще. Это и есть та часть американского электората, которая потенциально способна переломить ситуацию, если «женская солидарность» сработает и она станет на сторону сенатора Клинтон.
При этом молодые незамужние женщины являются наибольшими приверженцами Хиллари Клинтон. По результатам опроса Gallup Organization, старшие замужние женщины традиционно более скептически относятся к такой возможности, а примерно одна из 10 прекрасной половины человечества никогда не отдаст свой голос за то, чтобы женщина стала президентом. Конечно, женщины — значительно более страстные приверженцы кандидатуры Клинтон, чем мужчины. И это много значит, ведь в 2004 году 54% избирателей составляли именно женщины. Опрос свидетельствует, что в этом году большинство женщин склонны предпочесть демократа республиканцу в основном из-за войны в Ираке и недовольства президентом Бушем. Так что главная задача Хиллари Клинтон — привлечь на свою сторону женщин, еще не определившихся окончательно, за кого они будут голосовать в 2008-м, и 35 миллионов женщин-избирателей, в 2004 году проигнорировавших президентские выборы...