UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖАРКОЕ ЛЕТО В СЕВИЛЬЕ

Шесть месяцев президентства в Европейском Союзе Испания завершила саммитом в Севилье, куда на два дня, 21—22 июня, съехались лидеры европейских стран...

Автор: Юлия Загоруйко

Шесть месяцев президентства в Европейском Союзе Испания завершила саммитом в Севилье, куда на два дня, 21—22 июня, съехались лидеры европейских стран. И хотя встречи эти давно уже стали рабочими для высшего «совета» Евросоюза, они, тем не менее, всегда проходили в атмосфере торжественного ожидания — как-никак, за «круглыми столами» саммитов решались главные вопросы европейского общежития, от которых зависит будущее Союза европейских стран.

К сожалению, в этот раз испанскому премьер-министру Хосе Марии Азнару не удалось насладиться ролью гостеприимного хозяина. Накануне саммита, в четверг, страна была охвачена 24-часовой всеобщей забастовкой, устроенной профсоюзами страны. Из-за чего в пятницу утром участники встречи на высшем уровне не смогли вовремя прибыть в зал заседаний. Открытие саммита отложили на два часа. В ту же пятницу прогремели два мощных взрыва, организованных террористической организацией баскских сепаратистов ЭТА. Одна из машин, начиненных взрывчаткой, рванула в ста милях от самой Севильи, в курортном городке Фуэнхирола, перед фасадом гостиницы, населенной туристами. В результате были ранены шесть человек. На следующий день еще в трех разных точках Испании прогремели взрывы. Члены ЭТА, взявшие на себя ответственность за теракты, преследовали сразу две цели — «отметили» начало туристического сезона в Испании (где туризм, кстати, составляет 12 % годового дохода в бюджет) и заодно напомнили лидерам ЕС о своем стремлении к независимости.

Поскольку ключевым в повестке севильского саммита был определен вопрос иммиграции в ЕС, Хосе Мария Азнар разослал накануне всем лидерам ЕС письма с предложением обсудить меры по пресечению нелегальной иммиграции и потока беженцев. Он, например, поддержал предложение британского премьер-министра Тони Блэра об уменьшении или прекращении финансовой помощи ЕС тем развивающимся странам, из которых идет основной поток нелегальных иммигрантов.

Казалось, что волна ксенофобии, которая поднялась за последний год в старой Европе и которой умело воспользовались право-радикальные партии для наращивания собственного электорального веса, должна придать решимости лидерам ЕС в вопросах регулирования иммиграционных законов. То есть сразу и однозначно перекрыть источник беспокойства граждан Союза, коим является иммиграция вообще, а нелегальная — особенно. Однако руководители большинства стран не поддержали жесткие экономические санкции против развивающихся стран, главных «поставщиков» нелегалов. Первым не согласился Жак Ширак, вновь переизбранный президентом Франции. Наказывать страны третьего мира за то, что их граждане стремятся проникнуть в Европу, будет не только «негуманно», заявил Ширак. Подобные меры, по его мнению, лишь ухудшат ситуацию в бедных странах, в результате поток иммигрантов увеличится. А министр иностранных дел Бельгии Луис Мишель заметил, что Европе следует принимать «позитивные меры, а не следовать слепо в направлении, указанном крайне правыми».

Таким образом, Франция и Швеция, при поддержке Люксембурга и Бельгии, внесли предложение: не снижать размеры помощи третьим странам, а наоборот, увеличить ее для тех, кто нуждается в ней и будет активно сотрудничать с ЕС по пресечению нелегальной иммиграции. Иными словами, если страны третьего мира будут собственными силами задерживать своих убегающих граждан, то получат за это материальное вознаграждение от Евросоюза. Кроме того, они должны быть готовы принять обратно своих «неудавшихся» иммигрантов. Данное предложение большинству европейских лидеров показалось и действенным, и гуманным, они убедили остальных сомневающихся коллег, и решение было принято единогласно. Но этот достигнутый с трудом компромисс вовсе не означает, что «жесткие меры» исчезли из повестки дня. Они просто передвинулись на потом, по формуле «если нет, то тогда». Иными словами, если третьи страны не прислушаются к советам и предложениям ЕС и не пойдут на активное сотрудничество, то тогда Евросоюзу не останется иного выхода, кроме как жестких экономических санкций.

Кстати, в заключительных документах саммита не перечислены те «третьи» страны, о которых так много говорили на саммите. Одни обозреватели называют Албанию, Марокко, Турцию (из-за курдов), другие добавляют Сербию и Македонию. Хотя список, если бы составлялся, определенно включал бы в себя гораздо больше стран. Кроме того, Джек Стро, министр иностранных дел Британии, там же в Севилье заявил о возможности применения жестких мер относительно тех стран, которые предоставляют транзит для нелегалов. Судя по всему, богатая Европа предлагает третьим странам предметно задуматься о будущих отношениях с ней.

На саммите обсуждались также другие меры по созданию единого законодательства для европейской иммиграционной политики. С целью прекращения потока нелегалов будет усилен пограничный контроль и разработана схема совместного патрулирования внешних границ Евросоюза. Делегации договорились впредь не «футболить» иммигрантов из страны в страну, а рассматривать их аппликации по единой форме в первой стране ЕС, куда они прибывают. Это даст возможность упорядочить процесс предоставления статуса политического беженца. В прошлом году 385 тысяч человек обращались в страны ЕС с просьбой о политическом убежище. Кроме того, ежегодно на территорию Европейского Союза проникает около 500 тысяч нелегальных иммигрантов.

Нелишне будет вспомнить, что лидеры Евросоюза уже однажды договаривались о совместной борьбе с нелегальной иммиграцией и упорядочении миграции вообще. А именно — в 1999 году на финском саммите ЕС в Тампере. Печально констатировать, но за три минувших года мало что было сделано. И только «жареный петух», в лице поднявшихся ультра правых, напомнил Евросоюзу, что проблема не только существует, она усугубляется.

Тем не менее эксперты считают, что полного, детального и согласованного пакета мер по упорядочению миграционных процессов в Евросоюзе придется ждать, очевидно, еще несколько месяцев, если не годы. Поэтому некоторые страны ЕС, не дожидаясь общих мер, предпринимают свои собственные. Согласно новому иммиграционному закону Дании, иммигрантам не будет предоставляться никакой социальной помощи в течении семи лет после въезда в страну. Также не будут рассматриваться аппликации с просьбой о политическом убежище у иммигрантов старше 60 лет. Испания ужесточает пограничный контроль по пресечению проникновения в страну сезонных рабочих из Марокко и других африканских стран, переправляющихся на лодках через Гибралтарский пролив. Италия намеревается брать отпечатки пальцев у всех иммигрантов и запретить въезд в страну без наличия подписанного контракта на работу.

А ведь Европе нужны иммигранты. И об этом прекрасно знает каждый из премьер-министров, прибывших в Севилью. Исследования экономистов показывают, что есть ряд объективных причин, почему национальным экономикам уже не обойтись без прилива свежей силы за счет иммигрантов. Почти во всех странах ЕС стремительно растет процент старого населения, а уровень рождаемости резко падает. Все труднее будет наполнять налогами бюджет для обеспечения законных пенсий, страховок и поддержания уровня других социальных выплат. «Коренное» население Европы уже давно не желает и практически отвыкло работать на низкооплачиваемых «тяжелых» работах и в сфере непрестижного сервиса. В таких странах как Британия, Германия, Франция, Испания, Италия уже не обойтись без иммигрантов, работающих на фермах и полях, на стройках и в гостиницах. Но в данный момент граждане стран ЕС не желают слышать о нуждах собственных экономик, а руководствуются лишь эмоциональными выводами. А судьба руководителей этих стран, как известно, зависит от воли собственных избирателей.

Второй день севильской встречи был посвящен теме расширения Евросоюза. Лидеры 15-ти стран подтвердили свое стремление завершить к концу года переговоры со странами-кандидатами. Как известно, по согласованным ранее планам, к началу 2004 года в ряды ЕС должны влиться 10 новых стран из Центральной и Восточной Европы. На саммите много и патетически говорили о том, что сегодня процесс вступает в финальную стадию переговоров. Потому что сам договор о вступлении должен быть подписан к весне 2003 года, чтобы новые страны смогли участвовать в 2004 году в выборах в Европарламент как полноправные члены ЕС. Поэтому окончательный список стран-кандидатов будет назван в декабре на саммите ЕС в Копенгагене. К этому моменту все принципиальные переговоры с претендентами должны быть завершены. Например, обсуждение главного вопроса — о финансовых критериях — должно быть закончено к ноябрю.

Кстати, среди вопросов, которые все еще обсуждаются в контексте расширения ЕС, один оказался настоящим камнем преткновения — субсидии Евросоюза фермерским хозяйствам стран-претендентов. Но руководители 15-ти, уставшие от дебатов по иммиграции, не захотели отягощать саммит еще одним спором, и потому решение о размерах субсидий отложено до осени.

В последнее время, правда, появляются разговоры о том, что идея расширения может «потерпеть фиаско» и «окно возможностей закроется». Во всяком случае, есть достаточно скептиков в рядах евроэлиты, которые не верят до конца в успех данного начинания и говорят о том, что сроки расширения или число первых кандидатов могут быть изменены. Хавьер Солана, комиссар Еврокомиссии по международной политике, полностью отбрасывает такие предположения, и с нескрываемым оптимизмом заявляет, что все настолько «готово», что ничего непредвиденного просто не может случиться. В то же время, в заключительном коммюнике севильского саммита говорится о том, что 10 стран будут приняты в члены ЕС при условии, «если они будут готовы». Формулировка такова, что «окно возможностей» при желании может быть и прикрыто. Ведь не секрет, что еще не все страны выполнили длинный перечень условий по вступлению в ЕС. А тем временем у жителей старой Европы энтузиазм относительно расширения ЕС заметно поубавился.

Антиглобалисты, без которых подобные коллективные встречи на высшем уровне уже трудно представить, на севильском саммите в корне изменили тактику своего постановочного процесса. Камни, палки и прочее самодельное оружие борьбы с капитализмом было заменено обнаженными телами. Из всего разнообразия одежды протестующие в 35-градусную жару предпочли небольшие картонные щиты, которые держали впереди себя. На щитах были написаны буквы, и меняясь местами демонстранты составляли лозунги, надо сказать, довольно мирного содержания. А сама обнаженная демонстрация должна была символизировать обнищание третьего мира.

Представители крупнейшей в мире благотворительной организации Oxfam были более саркастичны в своей изобретательности. Участникам импровизированного действия, которые изображали лидеров ЕС, раздавали медали за лицемерие. Что имело, по мнению «режиссеров», непосредственное отношение к повестке дня саммита: с одной стороны, Еропейский Союз провозглашал открытый к миру рынок, с другой — намеревался закрыть свои границы перед «неугодными» гражданами этого мира.

К концу субботнего дня саммит завершился. На финальной фотографии среди озабоченных и уставших, печальных и задумчивых, и даже улыбающихся, а порой и смеющихся лиц было одно по-настоящему радостное — канцлера Герхарда Шредера: сборная Германии по футболу вышла в полуфинал мирового первенства. Единственная среди команд Евросоюза.