UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗЕМЛЯ ЧИСТЫХ: НА ПЕРЕПУТЬЯХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

23 марта Исламская Республика Пакистан (ИРП) отмечает свой главный национальный праздник - День Пак...

Автор: Игорь Высочанский

23 марта Исламская Республика Пакистан (ИРП) отмечает свой главный национальный праздник - День Пакистана

ИРП является сравнительно молодым государством, появившимся на политической карте мира в 1947 году в результате раздела колониальной Британской Индии на собственно Индию и Пакистан.

Идею образования отдельного мусульманского государства на территории Британской Индии впервые выдвинул еще в 1931 году известный поэт и философ Мухаммад Икбал. Исходя из концепции, что индийские мусульмане, благодаря своей отличной от большинства населения страны религии и культуре, составляют отдельный этнос, он предложил создать в северо-западных и восточных районах Индии, где преобладали мусульмане, отдельную исламскую державу - Пакистан (Земля чистых).

В то время никто не воспринял всерьез перспективу создания на территории Индии отдельного мусульманского государства, даже лидер Всеиндийской мусульманской лиги, будущий «Отец Пакистана» Мохаммед Али Джинна. Однако шли годы, возможность ухода британских колонизаторов и образования независимой Индии становилась все более осязаемой. С приближением к заветной цели усиливались личностные противоречия между лидерами индийского национально-освободительного движения, в т.ч. и на религиозной основе.

Индийские мусульмане (в первую очередь их элита), составлявшие около трети населения страны и пользовавшиеся, как религиозное меньшинство, определенным покровительством со стороны колониальных властей, опасались перспективы оказаться в незащищенном положении перед индуистским большинством независимой Индии. Лидером движения за создание Пакистана стал уже упоминавшийся М.А.Джинна. Парадокс, но вплоть до конца 30-х годов этот человек был ярым сторонником сохранения единства Индии и выступал против любых планов ее расчленения. Но начиная с 1941 года М.А.Джинна превратился в убежденного защитника идеи создания Пакистана.

Сложной и противоречивой была и вся последующая история существования Пакистана, включавшая частые военные перевороты, постоянную внутреннюю напряженность, перманентную конфронтацию с Индией и даже очередной раздел страны - отделение в 1971 году Восточного Пакистана и создание на его территории Народной Республики Бангладеш.

Становление пакистанского государства происходило в 50-е годы и совпало с периодом «холодной войны». В расчетах натовских аналитиков Пакистану отводилась роль главного стратегического партнера Запада в Южной Азии и на Среднем Востоке, определенного противовеса усилению советского влияния в этом регионе. В 80-е годы Пакистан был основным форпостом Запада в его борьбе с советским присутствием в Афганистане.

Однако после вывода советских войск из Афганистана и последующего распада СССР во многом изменился и характер взаимоотношений между Пакистаном и его западными партнерами. Прежде всего, Пакистан потерял значение фактора сдерживания коммунизма в Южной Азии и на Среднем Востоке.

На современном этапе усилия пакистанской дипломатии сосредоточены в двух противоположных направлениях. С одной стороны, официальный Исламабад стремится создать и закрепить в сознании мировой общественности положительный образ своей страны как умеренного демократического мусульманского режима - противовеса набирающему в мире силу исламскому фундаментализму. С другой стороны, Пакистан, как третье в мире по численности мусульман государство (после Индонезии и Индии), небезосновательно пытается занять лидирующие позиции в исламском мире, что волей-неволей подразумевает усиление исламистских тенденций в политической жизни страны.

Несмотря на весьма демократический характер Конституции ИРП, страна на протяжении многих лет находилась под властью военных правителей, наиболее известный из которых - генерал Зия-уль-Хак (1977 - 88 гг.).

Только после загадочной гибели Зия-уль-Хака в авиакатастрофе (в 1988 году) в стране был возобновлен демократический процесс. Основными политическими силами современного Пакистана являются Пакистанская мусульманская лига во главе с экс-премьер-министром Навазом Шарифом и правящая сегодня Пакистанская народная партия под руководством премьер-министра Беназир Бхутто.

Хотелось бы отдельно остановиться на личности самой Беназир Бхутто. Она родилась в 1953 году в одной из наиболее знатных и богатых семей Пакистана. Б.Бхутто - дочь бывшего премьер-министра страны Зульфикара Али Бхутто, казненного в 1979 г. по приказу генерала Зия-уль-Хака.

Еще во время обучения в Гарварде и Оксфорде юная Беназир отличалась прекрасными ораторскими способностями и считалась одним из наиболее блестящих студентов. Она избиралась председателем Азиатского студенческого землячества в Оксфорде и председателем Оксфордского дискуссионного клуба.

В 1981 году Беназир Бхутто и ее мать, Нусрат Бхутто, возглавили Движение за восстановление демократии в Пакистане. Во времена военной администрации генерала Зия-уль-Хака Беназир неоднократно подвергалась арестам. В 1984 - 86 гг. пребывала в эмиграции.

В 1988 - 90 гг. и с 1993 года - премьер-министр ИРП. С именем Беназир Бхутто связывают успехи проводимой пакистанским правительством (с 1989 года) политики экономической либерализации, ключевыми элементами которой являются: снижение доли госсектора; ослабление бюрократического контроля над экономическими процессами; привлечение в национальную экономику иностранных инвестиций; отказ от протекционистских мер во внешнеэкономической сфере; курс на обеспечение постепенной конвертируемости национальной валюты. Следует отметить более высокие, по сравнению с соседней Индией, темпы экономических преобразований в Пакистане. Неудивительно, что социально-экономический курс правительства Б.Бхутто пользуется серьезной поддержкой ведущих западных стран и международных финансовых организаций.

Несмотря на сильную критику со стороны оппозиции «антинародного экономического курса правительства Бхутто», все основные политические партии Пакистана соглашаются с необходимостью глубоких социально-экономических преобразований в стране и с отсутствием реальной альтернативы экономическому курсу Беназир Бхутто.

Однако, оставаясь общепризнанным национальным политическим лидером, Беназир Бхутто вынуждена в повседневной жизни считаться с нормами шариата и местными обычаями и выполнять предначертанную ими традиционную роль простой пакистанской женщины - хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода и матери многочисленного семейства. За два года своего первого пребывания на посту премьера Беназир родила двух детей. В 1990 году произошел весьма курьезный и, пожалуй, исключительный в мировой парламентской практике случай. Один из депутатов Национального собрания Пакистана потребовал отставки возглавляемого Б.Бхутто правительства в связи с «неспособностью премьера исполнять возложенные на нее высокие государственные обязанности из-за постоянной беременности».

Следует подчеркнуть, что сегодня перед Беназир Бхутто стоит сложный комплекс проблем, в решении которых отнюдь не преуспели ее многочисленные предшественники - мужчины. Среди них - частые межэтнические конфликты, напряженность в отношениях между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами, борьба за власть и влияние среди могущественных региональных и клановых группировок, нейтрализация чрезмерного влияния могущественной армейской верхушки, которая на протяжении многих лет фактически является внеконституционным политическим институтом, и самое главное - дальнейшая демократизация пакистанского общества, закрепление демократических традиций в еще недостаточно подготовленной для них почве.