UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зарубежная пресса о событиях в Украине: разнообразие единодушия

Стучась в закрытую дверь The Guardian, Великобритания Николас УОТТ, 24 июля 2006 …У Украины есть все основания ожидать членства в ЕС...

Автор: Тарас Кузьмов

Стучась в закрытую дверь

The Guardian, Великобритания

Николас УОТТ, 24 июля 2006

…У Украины есть все основания ожидать членства в ЕС. Будучи самой большой страной Европы по занимаемой площади, она, в соответствии с правилами организации, имеет право на рассмотрение своей кандидатуры.

И все же только при очень большом везении ей удастся войти в Евросоюз в этом или следующем поколении, ведь против этой страны с населением в
47 млн. человек действует целый ряд факторов. Прежде всего Украина кажется неуправляемой, поскольку оранжевая революция превратилась в весьма жалкую неразбериху.

Виктор Ющенко, который в 2004 г. одержал победу над силами, считавшими, что жизнь — это ожидание дальнейших инструкций от Москвы, отказался от участия в конференции (Yalta European Strategy (YES)), пытаясь создать новое правительство. Не исключено, что его партии «Наша Украина» придется делить власть с фаворитом Москвы Виктором Януковичем.

Неприятные мелочные разборки украинских политиков не обошли стороной и форум (YES), на котором представители разных партий лишь препирались друг с другом, не предлагая никакого видения будущего своей страны.

Квасьневский в своем выступлении сказал: «Мне немного страшно. Политические лидеры так заняты небольшим местом, которое физически занимает парламент, что они забывают об Украине».

Провал оранжевой революции — исторический шанс

The Financial Times,
Великобритания

Анатоль ЛИВЕН, 25 июля 2006

К сегодняшнему дню события 2004 года оказались совсем не революцией — в том смысле, что никаких фундаментальных преобразований Украинское государство не претерпело. Оранжевая коалиция распалась, темпы экономического роста резко снизились, реформы забуксовали, а на парламентских выборах, проведенных в марте этого года вполне свободно и честно, оказалось, что самой большой поддержкой пользуется пророссийская группировка, возглавляемая тем самым Виктором Януковичем, который потерпел поражение на выборах 2004 года. И сегодня, после нескольких месяцев политического хаоса и хулиганских выходок обеих сторон в украинском парламенте, Янукович готовится возглавить коалиционное правительство в стране, президент которой его бывший соперник Виктор Ющенко.

И все эти события, заметим, остались практически незамеченными репортерами — что уж говорить о комментаторах — большинства американских изданий. Мало того, что молчание как способ реагирования на идеологический и геополитический конфуз сделало бы честь разве что, пожалуй, старой советской прессе. Не реагируя на эти события, мы упускаем шанс провести глубокий и публичный разбор стратегии в отношении бывшего Советского Союза — западной вообще и американской в частности.

Плакать или смеяться?

The Economist,
Великобритания

Редакционная статья,
14 июля 2006

...Что произойдет дальше — об этом можно только гадать. Хотя в итоге решение, скорее всего, останется за президентом Ющенко. Тимошенко и некоторые представители «Нашей Украины» говорят, что предательство Мороза является нарушением парламентских норм, в связи с чем все последующие действия становятся нелегитимными. Они хотят, чтобы президент распустил Раду и провел новые выборы (на которых Мороз вряд ли покажет хорошие результаты). Ющенко может отложить принятие решения по назначению Януковича на пост премьера как раз на тот срок, который позволит сделать это. Другой вариант может заключаться в следующем: будет создана большая коалиция из осколков президентской партии и Партии регионов, которая не возьмет в свой состав коммунистов, а Блок Юлии Тимошенко отправит в оппозицию. Хотя это будет означать, что премьером должен стать другой человек, а не Янукович.

Пока еще есть довольно слабая надежда, что из всего этого фарса получится что-то хорошее. Новые выборы способны привести к созданию более стабильного парламента. А большая коалиция может ослабить недовольство Восточной Украины, которая в большинстве своем поддерживает Януковича. Хотя трудно себе представить, что такая коалиция сможет долго просуществовать. «По крайней мере, — говорит советник Тимошенко Григорий Немыря, стараясь излучать оптимизм, — пока не было насилия, за исключением Рады».

Выбор народа

The Washington Post, США

Редакционный комментарий, 17 июля 2006

Нарождающееся политическое урегулирование в Украине отражает существующие в стране противоречия, где на Востоке многочисленное русское население является естественным сторонником Януковича, а яростное националистическое движение на Западе составляет опору власти Виктора Ющенко. Не должно вызывать удивления то, что лидер парламента представляет одну часть страны, а президент другую. Продолжение политической нестабильности, которую повлекут за собой новые выборы, а также порожденное ими недоверие на Востоке вряд ли пойдут на пользу укреплению демократических институтов Украины.

У Соединенных Штатов Америки и Европы появляется возможность продемонстрировать, что во главу угла они ставят демократию, не отдавая предпочтения тому или иному исходу парламентских выборов. Это означает готовность поддержать стремление Украины к вступлению в НАТО и помочь Ющенко обеспечить энергетическую независимость от России — если об этом попросит Украинское государство. Предоставление привлекательной альтернативы российскому господству путем уважительного отношения к демократическому процессу и готовность к партнерству с Украиной поможет интересам Запада гораздо больше, чем это сделал бы податливый прозападный парламент.

Возможно, Янукович не тот премьер-министр, за которого мы отдали бы свои голоса. Но мы уважаем честный выбор украинского народа.

Украина, или Детская болезнь демократии

Le Monde, Франция

Даниель ВЕРНЕ, 26 июля 2006

Честно говоря, даже если балаган, устроенный бывшими союзниками по оранжевой революции выглядит жалко, тайные переговоры между политическими партиями, перетасовка союзников и личные амбиции все же лучше, чем гегемония одной единственной партии. Украина страдает от болезни юной демократии, где политические силы разобщены и рассредоточены. Она должна постичь науку создания коалиций и выработки компромиссных решений.

Вне всякого сомнения, обсуждения могли бы быть более чинными — во время выборов спикера парламента депутаты дошли до рукоприкладства, но этот политический «натюрморт» возник по суверенной воле украинских избирателей. В ходе мартовских выборов они отдали большинство голосов Партии регионов Януковича, но не дали ему возможности править единолично. На втором месте оказалась партия Юлии Тимошенко, пассионарии оранжевой революции. Она не поладила с президентом Ющенко, чья партия заняла всего лишь третье место, что свидетельствует о некотором разочаровании в нем жителей Украины. Попытки создания оранжевой коалиции между сторонниками Тимошенко и Ющенко потерпели фиаско, Социалистическая партия, которая должна была их поддерживать, перешла на сторону Януковича, поэтому президенту оставалось или смириться с тем, что правительство возглавят его противники, или распустить парламент и тем самым создать тупиковую ситуацию.

Что же, пришел конец надеждам оранжевой революции? Конечно же, нет. Политика реформ будет проводиться и дальше, правда, несколько другими темпами. Ориентация на Запад в основе своей пересмотрена не будет, поскольку президент напрямую назначает министров иностранных дел и обороны, но будущему правительству стоит остерегаться любых шагов, которые Москва может счесть за провокацию, в частности в области отношений с НАТО. Это хрупкое равновесие является последствием географического, лингвистического и политического разделения Украины на западную часть, которая смотрит в сторону Европы, и часть восточную, где русские составляют значительную часть населения, и важную роль играют построенные в эпоху Советского Союза промышленные предприятия. Украинское правительство не должно игнорировать эту данность, иначе возникнет опасность раскола страны. Ни настоящее правительство, ни будущее. Мерилом же демократии послужит, в этой стране, как и во всех прочих, то, что составляет самую ее суть: сменяемость власти.