В прошлую субботу, 26 ноября, администрация Джо Байдена на шесть месяцев возобновила американской компании Chevron лицензию на расширение разработки нефтяных месторождений в Венесуэле и транспортировку венесуэльской нефти в США. Вопреки тому, что вероятность принятия такого решения была известна еще несколько месяцев назад, на фоне войны в Украине и особенно приближения даты вступления в силу эмбарго ЕС на импорт российской нефти (5 декабря), оно вызвало немалый интерес. Реакция варьируется от завышенных ожиданий на полное замещение российской нефти и ожидания радикальных перемен на мировом рынке нефти до отрицания возможности какого-то положительного результата.
Упомянутая лицензия предусматривает производство и добычу нефти и нефтепродуктов четырьмя совместными предприятиями, созданными Chevron с венесуэльской государственной нефтяной компанией PDVSA. До введения санкций в 2019 году указанные предприятия совокупно вырабатывали почти 200 тыс. баррелей/день.
Лицензия определяется как «лимитированная», поскольку предусматривает определенные ограничения деятельности компании. Прежде всего, пока речь идет о добыче нефти только в объеме, необходимом для покрытия венесуэльского долга перед Chevron. Нефть, добытая совместными предприятиями, должна продаваться самой Chevron и поставляться исключительно в США, при этом не разрешается выплата ни налогов или процентов правительству Венесуэлы, ни дивидендов, в частности в форме сырья, венесуэльской компании PDVSA и какому-либо совместному предприятию, в котором она владеет больше 50% акций. Также запрещаются трансакции с какими-либо венесуэльскими компаниями, связанными с Россией и Ираном.
По информации издания Bloomberg, Chevron уже начал готовить первую партию нефти в объеме 1 млн барр. для поставки в конце декабря на нефтеперерабатывающие заводы США.
Авторы многочисленных публикаций в мировых медиа ссылаются на процитированное Associated Press высказывание, якобы сделанное каким-то американским высоким должностным лицом на условиях анонимности, что решение о предоставлении лицензии Chevron никоим образом не связано с попытками правительства Байдена найти замену российской нефти на фоне войны в Украине, расширить производство энергоносителей в мире и повлиять на образование цен на мировом нефтяном рынке. Частично правда в этом есть.
О полном замещении российской нефти венесуэльской, безусловно, речь не идет. Венесуэла не вырабатывает нефть в необходимом для этого количестве и сейчас не способна быстро наладить производство большого объема из-за изношенности оборудования, что периодически приводит к остановке отдельных предприятий. Даже при условии роста добычи до максимальных 3 млн барр./день, как бывало в лучшие годы, этот объем не сравнить с 11 млн барр./день, которые до недавнего времени добывались в России.
То же можно сказать по поводу возможности снизить цены на нефть на мировом рынке, выросшие вследствие российской агрессии и в результате уменьшения производства странами ОПЕК: объемы поставки не будут настолько большими, чтобы существенно на это повлиять.
Замещение российской нефти действительно не было главной целью с самого начала изменений в политике США относительно Венесуэлы. Сообщения, что администрация Байдена рассматривает запрос Chevron о выдаче разрешения на получение венесуэльской нефти в счет долга, появились в мировых медиа 7 февраля 2022 года — еще до начала масштабного вторжения РФ в Украину, хотя уже в тот период, когда его вероятность серьезно рассматривали американские войска. Причиной ослабления санкций в первую очередь была потребность американской экономики в восстановлении поставки нефти из страны, владеющей ее самыми большими в мире подтвержденными залежами (300,878 млрд барр.), добывающей в лучшие годы до 3 млн барр./день и экспортировавшей до 1,8 млн. барр./день в США — своему главному рынку сбыта.
Но не стоит отрицать, что именно российская агрессия против Украины ускорила принятие правительством США решения и способствовала достижению им договоренностей с правительством Венесуэлы по этому и другим вопросам.
Каракас также стал больше заинтересован в переговорах после начала агрессии: из-за опасений на фоне эмбарго на покупку российской нефти роста конкуренции со стороны России на тех рынках, где закрепилась Венесуэла, особенно на рынке Китая, который получает почти 70% ее нефти.
Американское правительство заверило, что в дальнейшем ослабление санкций будет зависеть от готовности венесуэльского правительства к сотрудничеству с оппозицией и проведению демократических выборов.
К сожалению, для Украины поставка венесуэльской нефти пока не является релевантной из-за ее ограниченного объема: без поставки из других стран это не сможет в ближайшей перспективе помочь вытеснить Россию с мирового нефтяного рынка и лишить ее прибылей в этой отрасли. В данном случае для нас важнее усилия правительства Байдена, направленные на диверсификацию нефтяного рынка, в том числе для помощи нам в преодолении агрессора. Также, к сожалению, Каракас пока в большей степени остается другом Москвы, хотя и осуждает войну как такую: Венесуэла все еще получает информацию преимущественно из российских источников и продолжает официально поддерживать фейковый российский тезис, что напасть на Украину Россию заставила якобы политика США и НАТО. Вряд ли в ближайшее время правительство Венесуэлы радикально изменит эту позицию — разве что немного смягчится его негативная риторика относительно США, и оно не будет выражать однозначную полную поддержку действий России. Но, во всяком случае, первые шаги к демократизации и налаживанию отношений со США Каракас сделал.