UA / RU
Поддержать ZN.ua

Задержан до востребования

Когда в минувший вторник Абдумалик Абдулладжанов прилетел в Украину, он сразу же был задержан сотрудниками ГУБОП. Но зачем он приехал в нашу страну, если на него в Интерполе выставлена красная карточка? Этот вопрос задают и в Киеве, и в Душанбе.

Автор: Владимир Кравченко

Для бывших премьер-министров Украина становится небезопасной страной. В этот раз украинские правоохранительные органы задержали в аэропорту "Борисполь" экс-главу правительства Таджикистана Абдумалика Абдулладжанова. Тот прибыл в Украину из Соединенных Штатов рейсом "Лос-Анджелес-Амстердам-Киев". В интервью "Радио Свобода" сотрудник пресс-службы Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины Игорь Ищук заявил, что бывший премьер-министр прибыл в нашу страну по собственным делам и не ожидал, что будет задержан. Но на Абдулладжанова в Интерполе выставлена красная карточка по обвинению в участии в международной преступной группировке и терроризме. И вот уже Бориспольский горрайонный суд арестовал экс-премьера на 40 суток до получения от Душанбе запроса о его выдаче. В Таджикистане 64-летнему Абдулладжанову грозит пожизненное заключение.

Похоже, что в Украине только друзья Деда Хасана могут спокойно прилетать и улетать из аэропортов…

Но кто он, этот Абдумалик Абдулладжанов? Для украинского обывателя имя этого политика ни о чем не говорит. Но эта фигура - знаковая для Таджикистана девяностых. Один из собеседников ZN.UA даже назвал его "таджикским Лазаренко". Выходец из известного рода богословов и купцов, Абдулладжанов в советские времена был министром хлебопродуктов. В 1992 г. он стал премьер-министром при президенте Эмомали Рахмоне. Наши собеседники в Таджикистане утверждают, что Абдулладжанов был "никудышным премьером" с большими политическими амбициями.

"Это счетовод, а не политик и дипломат. Абдулладжанов мог быть техническим премьером при Эмомали Рахмоне. Но на эту роль не согласился, поскольку хотел иметь реальную политическую власть. И, не сработавшись в Рахмоном, он в 1993 г. ушел в отставку. А в 1994-м решил выставить свою кандидатуру на президентских выборах, став, таким образом, альтернативой Эмомали Рахмону", - сказал в телефонном разговоре с ZN.UA один из наших собеседников из Таджиистана.

У Абдулладжанова были тогда шансы на успех. Ведь за ним стоял север - промышленная Ленинабадская область и восток - горный Бадахшан. Поддерживали его и в Ташкенте. Но выборы выиграл Рахмон. А бывший премьер-министр стал для президента неудобным политическим оппонентом: честолюбивый Абдулладжанов готов был профинансировать многие авантюры, способные вернуть его на вершину политического Олимпа.

Этого таджикского политика, например, считают финансовым спонсором мятежа на севере страны в Худжанде в 1998 г., поднятого полковником Махмудом Худойбердыевым. Мятеж закончился провалом, а многие его участники были арестованы. "Там, где стоит Абдулладжанов, - там всех арестовывают", - констатировал один наш собеседник. Кстати, в 1997 г. по обвинению в финансировании покушения на Эмомали Рахмона был арестован и приговорен к смертной казни старший брат Абдулладжанова - Абдулазиз.

Сегодня у Абдумалика Абдулладжанова нет никаких политических перспектив у себя на родине: он не имеет опоры ни на севере страны, ни на востоке. Ему не могут простить гибели и арестов участников мятежа 1998 г., тогда как сам бывший премьер спокойно обосновался в Соединенных Штатах. (По слухам, он получил в Штатах грин-карту.) Показательно, что, как утверждают наши собеседники из Таджикистана, новость о задержании Абдулладжанова в "Борисполе" не вызвала в таджикском обществе никакого резонанса. Во всяком случае, социальные сети не взорвались криками возмущения о политическом преследовании оппонента Рахмона.

Но хотя Абдулладжанов и жил в эмиграции, в Душанбе о нем не забывали: здесь помнят, что он финансировал вооруженные выступления оппозиции в 1997-1998 гг. А на востоке сладость мести усиливается по мере того, как уходит время. Таджикистан стал членом Интерпола в октябре 2004 г. А уже в 2007-м фото Абдумалика Абдулладжанова на сайте международной организации было помечено красной карточкой. Впрочем, наши собеседники из Таджикистана говорят, что это не мешало политическому эмигранту путешествовать по всему миру: по неподтвержденным слухам, у него есть бизнес в Узбекистане и Австралии.

Но когда в минувший вторник Абдумалик Абдулладжанов прилетел в Украину, он сразу же был задержан сотрудниками ГУБОП. Но зачем он приехал в нашу страну, если на него в Интерполе выставлена красная карточка? Этот вопрос задают и в Киеве, и в Душанбе. Согласимся с народным депутатом от "Батьківщини" Геннадием Москалем, что приезжать в Киев было крайне необдуманным решением. Ведь Украина не та страна, которая будет отстаивать права беженцев. Здесь власть сажает в тюрьмы своих политических оппонентов. И не дожидаясь завершения судебных процедур, экстрадирует в авторитарные страны людей, ищущих в нашей стране убежища.

Как сообщил русской службе BBC таджикский оппозиционный журналист Дододжон Атовуллоев, Абдулладжанов летел на некую важную встречу в Киев: "Я предложил ему отказаться от встречи, но он заверил, что в Киев его пригласили очень надежные люди". Кто эти люди - неизвестно. Быть может, правы те наши собеседники из Таджикистана, которые полагают, что Абдулладжанов стал жертвой хорошо продуманной интриги?

Ведь в конце декабря прошлого года другой оппозиционный политик - Умарали Кувватов - был задержан в Дубайском аэропорту (ОАЭ) по просьбе таджикских властей. Впрочем, вопрос относительно его экстрадиции до сих пор не решен…

Все же, похоже, бывший премьер-министр Таджикистана не испытывал иллюзий относительно украинского радушия и имел запасной парашют. По словам адвоката Абдумалика Абдулладжанова Андрея Федура, "он имеет статус политического беженца в США. Согласно нормам международного законодательства, Украина не имеет права выдавать его Таджикистану. Поэтому, я надеюсь, что он не будет экстрадирован". Адвокат также отметил, что в настоящее время сторона защиты направила запрос, чтобы получить документы от Соединенных Штатов, подтверждающие статус беженца Абдулладжанова.

ZN.UA, в свою очередь, пыталось получить от посольства Соединенных Штатов в Украине информацию о статусе г-на Абдулладжанова. Однако нам сообщили, что эта информации попадает в разряд конфиденциальных, и ее, в соответствии с американскими законами, нельзя разглашать без разрешения таджикского политика. Но если информация, озвученная Андреем Федуром, соответствует действительности, то Киев в очередной раз оказался втянут в международный скандал, который добавит черных красок в портрет нашей страны и власти.

В соответствии с международными обязательствами Украины и законом "О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной или временной защите", беженцы, признанные таковыми другими странами, не могут быть высланы или принудительно возвращены в страны, где их жизни или свободе угрожает опасность. В то же время Киев связан межгосударственными соглашениями с Душанбе.

Напомним, что летом прошлого года Киев экстрадировал в Россию беженца из Ингушетии. При этом украинская власть закрыла глаза на свои международные обязательства: был депортирован человек, который уже имел статус беженца. Россиянину этот статус предоставила Финляндия, согласившаяся принять его в рамках программы переселения. В результате был нанесен еще один серьезный удар по репутации Украины как государства, декларирующего соблюдение международных соглашений и национального законодательства. Однако, как и ранее, власть этого не заметила. А на фоне дел Тимошенко и Луценко все прошло практически незамеченным и для международного сообщества. Так какому же варианту решения проблемы в этот раз отдаст предпочтение власть страны, председательствующей в ОБСЕ?