За последние недели вряд ли можно вспомнить день, когда в Киев не наведывались бы высокие иностранные гости. И визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана имеет особый вес.
Хотя этот визит планировался давно и был приурочен к 30-летию установления дипломатических отношений, обострение безопасностной ситуации в регионе и наращивание российских сил на границах Украины внесли существенные изменения в программу юбилейного, десятого, Стратегического совета высокого уровня. Поэтому кроме планов дальнейшего развития двустороннего сотрудничества сквозной темой всех переговоров стали дипломатические инициативы Анкары по урегулированию российско-украинского конфликта.
Экономика и ЗСТ
Если юбилейный саммит должен был подвести итоги первого десятилетия стратегического партнерства, то это, безусловно, удалось сделать в торгово-экономической сфере. Подписание Соглашения о свободной торговле стало завершением длительного процесса, растянувшегося на десять лет, сотни встреч и несколько ротаций переговорных команд от обоих правительств.
Конечно, подписанный вариант соглашения — компромиссная версия, которая не устраивает в полной мере ни одну из сторон, но является лучшей альтернативой базовых позиций.
В сухом остатке имеем полное обнуление таможенных ставок с Турцией более чем на 10 тысяч товарных позиций (около 95% номенклатуры украинского экспорта) и введение тарифных квот или снижение пошлин еще на больше чем 1300 позиций. Учитывая чрезвычайно высокий уровень защиты внутреннего производителя в Турции таможенными ставками, иногда достигающими 150–200%, даже такое снижение барьера может значительно облегчить доступ украинских товаров на турецкий рынок.
В то же время главным «домашним заданием» Украины остается пересмотр структуры пока что преимущественно сырьевого экспорта, увеличивая в нем долю товаров с высокой добавленной стоимостью. Задача, которую нужно решать, поможет это отношениям с Турцией или нет.
Кроме того, предполагается, что подписание Соглашения о свободной торговле будет стимулировать его развитие не только на двустороннему уровне, но и в более широком региональном контексте. Во-первых, документ создает новые возможности для общего производства товаров из турецкого сырья на территории Украины и беспошлинного выхода на европейские рынки. Во-вторых, замыкает круг похожих соглашений, уже заключенных между другими странами Черноморского бассейна, значительно упрощая многосторонние торговые механизмы в регионе.
Остальные подписанные (и еще не подписанные, но готовые к подписанию) соглашения: от создания общего таможенного совета между Гостаможслужбой Украины и турецким Министерством торговли до вхождения в Украину одного из крупнейших турецких государственных банков «Зираат» — тоже недвусмысленно намекают на намерения сторон в полном объеме воспользоваться возможностями ЗСТ. Кстати, с турецкого «Зираат» переводится как «сельскохозяйственный», и в далеком 1863 году его создали именно для выдачи так называемых агрокредитов. Теперь это современное финансовое учреждение, работающее на всех ключевых направлениях — от финтеха до финансирования внешней торговли. Но после открытия рынка земли в Украине кредиты на участки сельскохозяйственного назначения тоже могут стать привлекательным сегментом для турецких инвесторов.
Среди других потенциально интересных проектов — создание индустриальных парков, R&D (то есть перспективные исследования и разработки), развитие высокотехнологических производств и зеленой энергетики.
Безопасность и «Байрактары»
Рекордные 7,4 млрд долл. двустороннего товарооборота, позволившие Турции в 2021 году войти в первую пятерку торговых партнеров Украины, и более 4,5 млрд инвестиций в украинскую экономику, которые сделали ее крупнейшим иностранным инвестором в Украине, — повод не только для гордости, но и для тревоги за их будущую безопасность.
Так что не удивительно, что на фоне усиления российской угрозы на внешних границах — и растущей нестабильности на внутренних рынках — Анкара заинтересована в деэскалации ситуации не меньше самой Украины.
После «арабской весны» Турция потеряла немалые инвестиции и огромные рынки сбыта в Сирии и Ливии. В 2014 году, после начала российской агрессии в Украине и оккупации Крыма, многие объекты турецкого бизнеса остались на неподконтрольных территориях. В частности и башни мобильной связи турецкого оператора Lifecell, на который приходится около 95% общего объема турецких инвестиций.
Любая новая атака России — физическая на территорию Украины или кибернетическая на ее коммуникационные сети — может стать тяжелым ударом не только для этой компании, но и для всей турецкой экономики, и так ослабленной последствиями пандемии и рекордной девальвации национальной валюты.
Следовательно, сотрудничество в военно-технической и оборонно-промышленной сферах призвано защищать не только общие евроатлантические ценности, но и вполне практичные объекты и вещи, имеющие свою измеренную стоимость. В частности развитию обороноспособности обеих стран (и заодно созданию общего коммерческого продукта) должно способствовать подписанное в рамках визита Соглашение о сотрудничестве в сфере высоких технологий, авиации и космоса.
Поскольку документ рамочный, его наполнение зависит от дальнейших договоренностей и конкретных проектов. Но первая «ласточка» уже есть. Ею должен стать новый беспилотник общего турецко-украинского производства. Для этого неподалеку Киева планируется построить завод, а также тренинговый центр для украинских операторов БПЛА. Вместе с тем будут продолжаться и поставки уже хорошо известных в Украине «Байрактаров» ТВ-2.
Сейчас руководство турецкого оборонпрома не разглашает, для какой именно страны предназначены первые ударные БПЛА нового поколения «Акинджи» с украинскими двигателями «Мотор-Січі», уже законтрактованные на 2022 год. Вместе с тем представитель президентской администрации Турции публично отверг какие-либо попытки Москвы остановить это сотрудничество, которое якобы способствует «милитаризации Украины» и «эскалации напряжения». Он подчеркнул: военное сотрудничество между Анкарой и Киевом не направлено против России, но и не будет прекращено ей в угоду.
В России хорошо понимают возможные последствия оформления военно-промышленного альянса Украины и Турции. И если в случае с Нагорным Карабахом турецкие дроны стали решающим фактором, изменившим ход военных действий, то в данном случае они могут сыграть подобную роль в изменении геополитического баланса в регионе.
Внешнеполитические дилеммы и посреднические инициативы Анкары
Сама же Турция, чуть ли не первой из всех международных партнеров согласившаяся присылать в Украину для защиты от российской агрессии не только каски и маски, настаивает, что усиление обороноспособности Украины — это, скорее, путь к миру в регионе, чем наоборот. Причин для всесторонней поддержки Киева (как на дипломатическом, так и на военном фронтах) у Анкары достаточно. И это не только стратегическое партнерство с Киевом. Ведь такой же статус отношений связывает Анкару и с Москвой — по крайней мере на бумаге.
Собственно, именно эту «двухвекторность» и «равноудаленность» Турции от обеих сторон конфликта руководство страны рассматривает как уникальный козырь, который дает ей возможность предлагать свои услуги непредубежденного посредника. Задача-минимум — превратить Стамбул во «второй Минск», предложив новую площадку для заседаний ТКГ. Программа-максимум — создать новый, альтернативный нормандскому, формат переговоров на уровне лидеров трех государств (вроде Астанинской платформы, начатой параллельно с Женевскими переговорами по Сирии).
Будучи страной — членом НАТО с 1952 года, Турция часто проводила свою, независимую от Альянса, политику в регионе. Чем одновременно раздражала Вашингтон и создавала себе дополнительные возможности для сотрудничества с Москвой. Но если до сих пор это приносило только имиджевые потери в глазах западных партнеров, то на этот раз имеет все шансы превратиться в значительные политические дивиденды.
Влиятельное региональное государство, справедливый арбитр в отношениях между соседями и активный участник процесса мирного урегулирования в Украине — именно такой хочет предстать Анкара в глазах как своего населения, так и международного сообщества. И похоже, что сейчас такая возможность у нее есть. Первый за долгое время телефонный разговор между представителем президента Турции Ибрагимом Калыном и советником по нацбезопасности президента США Джейком Салливаном, который обе стороны оценили как позитивный и конструктивный, был посвящен именно ситуации в Украине.
К тому же решение «украинского вопроса» еще до момента его перехода в стадию открытого конфликта позволило бы турецкому руководству избежать многих неудобных вопросов. В частности, приобщаться ли к новой волне западных санкций против России в случае их введения, применять ли ограничение Конвенции Монтрё о прохождении военных кораблей через проливы. И главное — как продолжать политику мягкого балансирования между Украиной, чья независимость является ключевым фактором для безопасности Турции, и Россией, способной воспользоваться экономической и энергетической зависимостью как инструментом шантажа против самой Анкары.
Сложно отрицать, что, предлагая помощь Украине, прагматичная Турция пытается помочь в первую очередь себе. Но, возможно, это и есть та формула «беспроигрышного сотрудничества», на которой Анкара и Киев стараются строить свои отношения уже более трех десятилетий. И хотя в этом уравнении до сих пор много неизвестных, константой остается неизменная поддержка со стороны Анкары территориальной целостности и членства Украины в НАТО. Так что любой результат, который будет большим или равняться нулю, нас устроит.
Больше статей Евгении Габер читайте по ссылке.