UA / RU
Поддержать ZN.ua

Южно-восточноевропейская перспектива

Одновременно с падением коммунизма на нашем континенте начался совершенно новый процесс — добровольная центральноевропейская интеграция...

Автор: Якуб Логинов

Одновременно с падением коммунизма на нашем континенте начался совершенно новый процесс — добровольная центральноевропейская интеграция. В 1991—1992 годах на политической сцене Европы появилось несколько перспективных региональных союзов. С политической точки зрения, самые большие достижения у Вышеградской четверки (В-4), зато в области экономики — у Центрально-европейской ассоциации свободной торговли (CEFTA).

Крупнейшим достижением CEFTA был стремительный рост объемов торговли между Польшей, Словакией, Чехией, Венгрией, Словенией, Хорватией, Румынией и Болгарией. Однако значение ассоциации намного больше — образно говоря, CEFTA научила народы Восточной и Центральной Европы жить по-европейски, развиваться в духе интеграции. А успехи объединения отчасти убедили западных европейцев в целесообразности расширения Евросоюза, о чем еще в 1993 году они не хотели даже слышать.

Похожий процесс происходит сейчас в Черноморском регионе. Ведь трудно не заметить аналогию между ГУАМ и В-4. Подобными были даже пути развития двух структур. Вышеградская группа стартовала, ставя перед собой амбициозную цель — стать «вторым Бенилюксом», а ГУУАМ должен был стать противовесом доминированию России на постсоветском пространстве. В обоих случаях первоначальные надежды так и не осуществились, союзы «похоронили», чтобы потом возродить их в новом формате.

Здесь следует вспомнить, как в начале 90-х годов прошлого века предлагали отменить паспортный контроль между вышеградскими странами, прежде всего на горных дорогах. Эту идею, как и многие другие, не реализовали до сих пор — несмотря на присоединение четверки к Европейскому Союзу. Примерно с 1994 года четыре страны политически разошлись, и с того времени Вышеградская группа существовала только на бумаге, ее реактивировали в 1998 году, вместе с победой на словацких выборах демократических сил Микулаша Дзуринды. Подобные проблемы были и у ГУАМ — сначала большие планы, потом «мертвый период», и наконец — возрождение группы и наполнение ее новым содержанием.

Реактивация В-4 стала возможна только после победы над авторитарным режимом Владимира Мечиара в Словакии. ГУАМ (это уже без Узбекистана) во второй раз состоялся при похожих обстоятельствах — после демократизации Грузии, Украины и, в определенной мере, Молдовы.

Центральноевропейские лидеры, отметив определенную общность поворотов судьбы и интересов, основали сначала «дискуссионный клуб» (Вышеградскую группу), и только со временем на его базе создали зону свободной торговли СЕРГА. Аналогичная последовательность была и в случае с ГУАМ.

Как В-4, так и ГУАМ ставит перед собой цель стать энергетическим союзом, который будет использовать геополитическое положение стран-участниц для координирования транзитной политики. Причем для ГУАМ энергетически-сырьевые вопросы намного важнее, чем для вышеградских стран. Несмотря на это, в обеих группах энергетическое сотрудничество еще не вышло за пределы сферы планов и неформальных консультаций.

Учитывая вышеизложенное, для Украины и ее черноморских партнеров очень полезным является изучение опыта центральноевропейских интеграционных структур. А в контексте вновь созданной зоны свободной торговли ГУАМ — анализ судьбы CEFTA может быть особенно поучителен. И консультации в этом направлении действительно происходят. Наиболее активные советники украинского правительства — словаки. Что и неудивительно — для Братиславы Вышеградское сотрудничество является приоритетом внешней политики, именно здесь расположены все структуры объединения: Вышеградский секретариат и Вышеградский фонд.

Если проанализировать опыт CEFTA, нельзя не обратить внимание на три вещи. Во-первых, значительно интенсифицировались экономическое сотрудничество и внешняя торговля, что ускорило развитие этих стран. Во-вторых, благодаря региональной интеграции, этот маргинальный в глазах Запада регион стал для ЕС важным партнером. Это значительно сократило путь в Европейский Союз пяти стран CEFTA. В-третьих, ассоциация привлекала других и расширялась за счет новых членов: Словении, Румынии, Болгарии и Хорватии.

А каким образом может осуществить экспансию ГУАМ? Ко вновь созданной зоне свободной торговли может присоединиться Армения, а после демократизации — Беларусь. Представляет интерес также идея объединения ГУАМ и остатков СЕFTА (Румыния и Болгария, если они в ближайшее время не будут приняты в ЕС, и Хорватия). Тогда новая, Южно-Восточноевропейская ассоциация свободной торговли (SЕЕFTА) стала бы привлекательной для других Балканских стран: Сербии, Черногории, Боснии, Македонии и Албании. В тесном сотрудничестве с Ассоциацией была бы заинтересована также Турция, поскольку SЕЕFTА стояла бы на ее пути в Европу. Посему политическое значение SЕЕFTА равнялось бы или превышало то, которое в 2004 году имела СЕFTА — а это очень оптимистическая перспектива.

Tакая интеграция принесла бы значительные экономические прибыли каждой из сторон. Ведь здесь реализованы основные предпосылки успеха нового интеграционного объединения: государства, имеющие аналогичный уровень развития, с идентичными системами — как экономическими (трансформация в направлении рыночной экономики), так и политическими (молодая демократия — хотя в случае Азербайджана и Армении с этим несколько сложнее), а также внешними стратегиями (евроинтеграция) и угрозами (российско-немецкое доминирование).

Согласно теории, для успеха интеграционного союза необходимы также развитые инфраструктуры и человеческие связи между участниками объединения и их географическая близость. Здесь не все идеально, тем не менее и не трагично. Что касается географии, то, например, ЕFTА образовали отнюдь не соседи (Норвегия, Швейцария, Исландия), но она чудесно функционирует. Здесь, наконец, новое значение приобретают такие затратные проекты последних лет, как автомагистраль Киев—Одесса, канал Дунай—Черное море, инвестиции в терминал «Південний» и проект Одесса—Броды, которые как будто специально созданы под концепцию SЕЕFTА, поскольку объединяют Украину с Закавказьем и Балканами, ставя ее в позицию естественного лидера группы. В этом же контексте можно рассматривать и укрепление сотрудничества в рамках ГУАМ, активность Украины в решении Приднестровского конфликта и усиления сотрудничества с Хорватией, Румынией (в пределах Содружества демократического выбора) и Азербайджаном. Это значительный шаг вперед на пути к «юго-восточной» интеграции и усилению экономического и политического веса Украины.

Несмотря на все это, немало бесспорных преимуществ, связанных с балканским направлением украинской политики, не используется. Сербия, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина и Албания — слаборазвитые страны, зато они имеют рекордные показатели экономического роста. Нелишне также вспомнить отчет Всемирного банка, посвященный государствам, которые в 2004 году имели самые высокие темпы реформирования экономики. На первом месте в нем — Сербия с Черногорией, на втором — Грузия, на четвертом — Словакия и на восьмом — Румыния. Это стоит учитывать, формируя геополитическую стратегию Украины.

Потенциальные возможности экспансии для украинских предпринимателей на Балканах и в Закавказье трудно переоценить: рынки растут, конкуренция — спит. Главные препятствия имеют скорее культурно-психологический характер. Западные инвесторы просто не умеют как следует шевелиться в специфической атмосфере и реалиях Балкан, которые, однако, так похожи на украинские... Кстати, сербскохорватский и македонский языки — одни из наиболее приближенных к украинскому. Эти факторы только на первый взгляд кажутся ненужным романтизмом или мессианством — в данном случае культурно-ментальные предпосылки могут трансформироваться в конкретные суммы прибылей украинских инвесторов и вполне реальный политический эффект. Тем более что проблемы балканских экономик можно свести к двум противоречивым фактам: им крайне необходимы иностранные инвестиции, однако уровень зависимости от тех, кто на сегодняшний день может эти инвестиции им принести — Австрии и Германии, достигает опасно высокой отметки. От подобных проблем страдают страны Закавказья — причем место Германии там занимает Россия. Украинским олигархам вполне по силам этот гордиев узел разрубить.