Южнокорейские и американские войска приведены в состояние повышенной боевой готовности после того, как Северная Корея, несмотря на предупреждение международного сообщества, провела ядерные испытания. Наличие ядерного оружия на Севере может стать критическим вопросом для Южной Кореи. По оценкам южнокорейских экспертов, в КНДР может быть достаточно расщепляющихся материалов, чтобы потенциально изготовить 10 единиц ядерного оружия. Согласно сообщения, Северная Корея уже получила от 20 до 53 килограммов плутония-239, этого вполне достаточно, чтобы изготовить одну или две ядерные боеголовки. Некоторые эксперты считают, что ядерное оружие Севера имеет приблизительно 20 килотонн взрывной силы, что эквивалентно ядерной бомбе, сброшенной американцами во время Второй мировой войны на японскую территорию. Такое оружие способно одновременно забрать жизни у 200 тысяч человек.
На сегодняшний день южнокорейская ракета «Nodong» имеет диапазон действия 1300 километров и может достичь Южной Кореи, Японии, частично России и Китая. Между тем ракета «Скад» способна пролететь 300—500 километров, достигая любой южнокорейской цели. Предполагают, что Северная Корея уже имеет 600 ракет типа «Скад» и 400 «Nodong». По оценкам южнокорейских и американских спецслужб, сейчас коммунистический режим пытается модернизировать многоступенчатую ракету «Taepodong-2», которая сможет донести смертоносный груз на расстояние свыше 10 тысяч километров и поразить американское западное прибережье. По мнению экспертов из южнокорейского министерства обороны, «Taepodong-2» уже сегодня способна донести 1000-килограммовую боеголовку на расстояние 6 700 километров, а следовательно, поразить американские штаты Аляска и Гавайи. Это означает, что Пхеньян представляет ядерную угрозу для Соединенных Штатов.
Очевидно, что опасные игрища КНДР с ядерным оружием могут вызвать соответствующие санкции Совета Безопасности ООН. В ответ на дестабилизацию в регионе и угрозу миру во всем мире не исключены экономические санкции или даже включение в повестку дня военных вариантов типа блокады. Но такие разновидности влияния, скорее всего, натолкнутся на вето со стороны России и Китая, которые по геополитическим соображениям будут блокировать любое решение, воспринятое как враждебное для их бывшего военного союзника. Таким образом, решение северокорейского вопроса ложится на плечи Южной Кореи, США и Японии, которые будут зондировать возможность принятия индивидуальных и коллективных мер против Северной Кореи.
Из этих трех стран именно Южная Корея находится под наибольшим давлением своих непосредственных соседей и готова первой начать противодействие Северу, поскольку на протяжении почти десяти лет реализации политики обязательств в отношении Северной Кореи Сеул был самым крупным спонсором коммунистического режима. Но после того как получатель помощи встряхнул полуостров ядерным взрывом и нарушил военное равновесие в регионе, у южнокорейцев может исчезнуть желание и дальше заниматься благотворительностью.
Политика помощи имела два главных оправдания — предотвратить новую войну на полуострове и крах Севера, который мог бы экономическим и социальным бумерангом ударить по южнокорейцам. КНДР, получив ядерное оружие, отклонила эти причины. И хотя ее руководители заявляют, что им нужно ядерное оружие для самообороны, их понимание самообороны — это не что иное, как создание сеульского заложника в случае внешнего вторжения. Похоже, что на сегодняшний день у Сеула есть два варианта действий. Продолжать предоставлять помощь Северу, которую тот неминуемо воспримет как капитуляцию Юга перед ядерным шантажом, или же решительно прекратить политику обязательств перед северокорейцами и готовиться к любым возможным действиям с их стороны. В таком случае КНДР, как ядерное государство и как государство, страдающее от нищеты и международной изоляции, для того, чтобы выжить, вполне может отважиться на вариант приоритетного нападения.
Очевидно, что ядерные испытания в КНДР подтолкнут Америку к коррекции ее стратегии борьбы с терроризмом. Вместе с тем для Вашингтона и его союзников северокорейский демарш будет означать неудачу почти двух десятилетий атомной дипломатии. По-видимому, теперь уже можно говорить о «новой эре» перемещений в мире ядерных технологий, при этом очень важным фактором будет то, в чьих руках находится атомное оружие и на кого оно нацелено.
Демарш КНДР очень некстати для президента США Джорджа Буша накануне критических для республиканцев национальных выборов, которые должны состояться через четыре недели. Сейчас на повестке дня, кроме Ирака, остро будет стоять северокорейский фактор как еще одно следствие недальновидной политики президента Буша. Уже сегодня в США звучат голоса известных политиков, требующих от администрации президента объяснений, почему отдали приоритет «свержению» Саддама Хусейна, в то время как «наихудшие диктаторы» получают в свои руки самое опасное оружие. «Мы начали с неправильного конца «оси зла», — считает бывший сенатор демократ Сем Нунн, — мы начали с наименее опасной страны, с Ирака. А сейчас вынуждены иметь дело вот с чем».
Представляется, что Северная Корея бросила вызов США, Китаю и Японии, объявив о вступлении в «ядерный клуб», а сейчас пытается получить дивиденды от своих заранее продуманных действий. Не исключено, что за этой стратегией стоит попытка использовать опыт Пакистана, который взорвал свое ядерное устройство в 1998 году, выдержал три года санкций и сейчас рассматривается «как главный ненатовский союзник». Похоже, северокорейский диктатор удачно выбрал время для своего ядерного шантажа, понимая, что сегодня Вашингтон связан иракским вопросом и неспособен бросить вызов в ответ, поскольку 140 тысяч американских солдат находятся в Ираке. Возможно, должны пройти годы, а то и десятилетия, прежде чем историки узнают, играл ли иракский фактор главную роль в стратегии Ким Чен Ира. Но уже сейчас понятно, что необходимость иметь дело с несколькими кризисами в мире одновременно перенапрягает Вашингтон и ставит администрацию Буша перед более сложными вызовами, принуждая их к изменению стратегии.
Сейчас Пентагон оценивает возможные варианты давления, включая блокаду Северной Кореи. Военное командование и президентская администрация рассматривают планы блокирования Джорджем Бушем северокорейских отгрузок, чтобы предотвратить продажу готовых бомб или ядерных компонентов. Первые шаги на этом пути уже сделаны. Американский флот и военно-воздушные силы установили наблюдение в регионе, а при наличии команды развертывание военных сил может быть проведено достаточно быстро. Но любые односторонние усилия США, направленные на блокирование морских и воздушных путей, имеют серьезный недостаток, поскольку незаблокированной останется длинная граница между КНДР и Китаем.
На протяжении пяти десятилетий американские военные разрабатывали военные планы на случай наихудшей ситуации на Корейском полуострове — войны, но при нынешних обстоятельствах обычная война не является самой большой военной угрозой. Ее затмила ядерная опасность. Кроме того, северокорейские ядерные потуги призваны оказывать давление на Южную Корею с целью добиться дипломатических и экономических дивидендов. А также держать в постоянном напряжении другого важного американского союзника — Японию, беря на вооружение все больше рычагов в противостоянии с Соединенными Штатами. Между тем геополитическая ситуация, по мнению американских экспертов, выглядит так, что у Пентагона вместе с Южной Кореей и Японией есть достаточно возможностей для противостояния военной угрозе со стороны КНДР. Хотя продолжительное нахождение военных сил США в Ираке и Афганистане, бесспорно, усложняет планирование действий на Корейском полуострове.
Ядерные испытания в КНДР — один из самых больших ударов по международным усилиям, направленным на прекращение распространения атомного оружия и провоцирования других репрессивных режимов, что демонстрирует неспособность мирового сообщества блокировать быстрые ядерные шаги по миру. Это может служить сигналом для Ирана и других стран с ядерными амбициями, что им позволительно безнаказанно обзаводиться ядерными устройствами. Сейчас ключ к предотвращению ядерной гонки вооружений находится в Азии и делает Пхеньян заложником своего демонстративного поведения. Вполне вероятно, что Совет Безопасности ООН своим решением наложит санкции на Северную Корею. Но, учитывая благосклонность к КНДР ее северного соседа Китая, одобрение им таких санкций — маловероятно. Китай снабжает КНДР топливом и продовольствием, и, насколько можно судить, пхеньянская элита большинство своих запасов получает через этого соседа. В прошлом Пекин был осторожным в вопросе слишком большого давления на Пхеньян, опасаясь хаоса, который мог бы воцариться после краха северокорейского режима. Но, учитывая серьезность последствий этого кризиса, Китай сейчас может послать недвусмысленный сигнал международному сообществу.
Так, во время телефонного разговора между председателем КНР Ху Цзиньтао и президентом США Джорджем Бушем китайский лидер, когда речь зашла о ядерном испытании в КНДР, сказал, что МИД Китая уже обнародовал заявление по этому поводу. И подчеркнул: «Китайская сторона решительно требует от КНДР прекратить любые действия, которые могут ухудшить ситуацию, и призывает заинтересованные стороны сохранять хладнокровие и желание к мирному решению вопроса путем консультаций и диалога и отказаться от действий, которые могут привести к дальнейшей эскалации напряженности».
Ху Цзиньтао подчеркнул, что обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова, соблюдение режима нераспространения и мирное решение ядерной проблемы КНДР путем диалога и переговоров — это неизменная позиция китайского правительства. Джордж Буш, в свою очередь, назвал проведение КНДР ядерного испытания «опасным путем». Он убежден, что «международное сообщество должно выступить с решительным и взвешенным заявлением по этому вопросу». По его словам, сейчас еще остается возможность для решения ядерной проблемы Корейского полуострова дипломатическим путем. Президент США высказал готовность поддерживать контакты с китайской стороной в этом вопросе.
Испытание на Севере, вероятно, может сблизить позиции Южной Кореи и Соединенных Штатов после определенного напряжения, возникшего, когда администрация Джорджа Буша в 2001 году включила КНДР в «ось зла». Недоразумения между Вашингтоном и Сеулом накануне демарша северокорейцев зашли так далеко, что, несмотря на согласие США и Южной Кореи обновить свой стратегический союз, ключевым стало решение в случае следующей войны передать все южнокорейские силы под командование корейского генерала. Но в США считали, что корейский президент слишком поспешил с решением, которое ослабляло этот военный союз. Похоже, сейчас понимание между партнерами может восстановиться.
Наряду с этим, необходимо признать, что внешняя политика КНДР — это ее американская политика. Режим Ким Чен Ира все время не столько стремится к двусторонним переговорам, сколько пытается получить от Америки твердые гарантии своей безопасности, понимая, что сегодня США являются центром мировой политики, вокруг которого сосредоточены все международные усилия. Пхеньян старается выторговать гарантии ненападения. После ядерных испытаний ситуация похожа на политический глухой угол. Главное для КНДР то, что она вновь оказалась в центре международного внимания. Но сможет ли Пхеньян получить от этого ожидаемые политические и экономические дивиденды?..