UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯДЕРНЫЕ ПЛЯСКИ ВОКРУГ «ОСИ ЗЛА»

То, что нынешняя администрация Соединенных Штатов поставила себе задачу ликвидировать составляющие «оси зла», ни у кого сомнения не вызывает...

Автор: Михаил Соколовский

То, что нынешняя администрация Соединенных Штатов поставила себе задачу ликвидировать составляющие «оси зла», ни у кого сомнения не вызывает. Другое дело, что методы искоренения зла для каждой из «стран-изгоев» будут избраны индивидуально. Для одних будет достаточно грозного окрика — та же Сирия по первому требованию Вашингтона закрыла свою границу с Ираком и обязалась выдать американцам любого задержанного на сирийской территории соратника Саддама Хусейна, для других придется искать аргументы повесомей.

Ясно, что повозиться американцам, видимо, придется с Ираном и Северной Кореей. И участие Пентагона в решении проблем с этими странами вовсе не выглядит фантастическим сценарием. Благо для Вашингтона и Тегеран, и Пхеньян сегодня имеют достаточно весомые причины для наведения в них «демократического порядка». И связаны эти причины, в первую очередь, с иранской и северокорейской ядерными программами. Ядерные пляски, затеянные этими странами, вполне могут стать роковыми для их руководителей.

Первым в списке объектов давления для США является, конечно, Иран.

Подозрения относительно ядерных намерений Ирана существовали давно, но американские попытки отрезать иранские ядерные программы от иностранной подпитки отвергались прежде всего Россией, уверявшей, что она способствует Ирану в его законных попытках овладеть секретами мирного использования атома. Но в феврале этого года изумленный глава МАГАТЭ Мохаммед Аль-Барадей, посетивший ядерный центр Натанцу в Иране, увидел собственными глазами сотни центрифуг, предназначенных для единственной цели — обогащения урана. А в минувшее воскресенье Тегеран был вынужден признать, что он импортировал в начале 90-х годов небольшое, по словам его представителей, количество фторида урана — материала, использующегося в процессе обогащения. По данным американских экспертов, Иран импортировал почти тонну этого материала из Китая, и часть его была использована для испытания центрифуг на строящемся заводе по обогащению урана, который якобы должен поставлять топливо для АЭС.

Неделю назад в Иран прибыла комиссия МАГАТЭ, которая должна расследовать сообщения о том, что Тегеран ведет активные работы по обогащению урана. По завершении работы инспекторов совет управляющих этой международной организации обсудит их доклады и выводы. Подтверждение комиссией подозрений США наверняка повлечет прямое противостояние Совета Безопасности ООН и Ирана. Очевидно, что последний до конца будет стоять на своем, оправдывая эти работы правом на мирное использование атома. Но если инспекторы решат, что Иран преступил зыбкий порог, за которым начинаются военные испытания, конфликт с ним станет, по-видимому, неизбежным. И, как предупреждают американские наблюдатели, такой сценарий наиболее вероятен.

Практически в унисон с Тегераном действует и Пхеньян. В течение многих лет Северная Корея оставалась одной из самых закрытых стран мира. Недавно появившиеся надежды на окончание десятилетий ее тотальной отгороженности от мира стали затухать с разрастанием кризиса, связанного с ядерной программой Пхеньяна.

В начале этой недели КНДР официально подтвердила, что создает атомную бомбу, и пояснила, что делает это для сокращения обычных вооруженных сил. Северная Корея обладает третьей по численности армией в мире, ежегодно наращивая свой военный бюджет, который является тяжелым бременем для экономики государства и ее жителей.

На первый взгляд этот аргумент выглядит логичным. Однако статус ядерной державы принесет КНДР вместо выгод значительные материальные издержки из-за углубления международной изоляции режима и практически полное лишение Пхеньяна международной гуманитарной помощи. Понимают это и северокорейские лидеры. Поэтому большинство экспертов сходятся на том, что открытое признание ядерных амбиций является новым элементом торга, в который Пхеньян хочет вовлечь Вашингтон.

И действительно, в сообщении КНДР о «легализации» своей ядерной программы содержится прямое указание на возможность сделки с США. В нем говорится: если Соединенные Штаты откажутся от враждебной политики в отношении Северной Кореи, то она развеет их опасения насчет ядерной программы. То есть Пхеньян аккуратно очерчивает аргументацию на предстоящем в ближайшее время новом раунде переговоров с американцами. Ведь риск вызвать их «праведный гнев» у Северной Кореи намного меньше, нежели у Ирана. В КНДР отсутствуют основы зарождения исламского максимализма, она не укрывает на своей территории международных террористов, да и не имеет стратегических запасов природных ископаемых.

И действительно, США, Япония и Южная Корея уже высказались за дипломатическое решение проблем, порожденных намерением КНДР выйти из режима нераспространения ядерного оружия. Несмотря на то, что Сеул выступил с заявлением о том, что ни за что не потерпит обладания КНДР ядерным оружием, южнокорейские руководители отметили, что проблема должна быть урегулирована «мирным путем с помощью диалога».

Еще один сосед Северной Кореи, Япония, со своей стороны заявила о намерении содействовать проведению многосторонних переговоров. И несмотря на желание КНДР иметь дело только с США, администрация президента Буша согласна на переговоры с ней лишь в рамках многостороннего форума с участием Китая, Южной Кореи, Японии и, возможно, России. В апреле в Пекине при посредничестве КНР уже прошли консультации между представителями США и Северной Кореи. После этого Пхеньян, по данным дипломатических источников, проявил признаки готовности к подключению к диалогу новых участников.

А Вашингтон, Токио и Сеул в ходе серии двусторонних переговоров, прошедших в мае—июне этого года, договорились проводить в отношении Пхеньяна политику, сочетающую «диалог и давление». Ведь все последнее время американцы настойчиво трудились над сколачиванием региональной коалиции, призванной обуздать ядерные амбиции Северной Кореи. И при этом Вашингтон старался подкреплять диалог давлением и угрозой решительных санкций в случае попыток Пхеньяна обострить обстановку. Обсуждалась возможность введения санкций и даже военно-морской блокады на случай, если дипломатия не добьется успеха. На крайний случай американцы не исключали и военного варианта развития событий.

О том, что Пентагон продолжает держать «порох сухим», свидетельствует и начало самой масштабной со времен окончания холодной войны перегруппировки американских вооруженных сил по всему миру. Администрация Буша создает сеть удаленных военных баз с целью обеспечения быстрой мобилизации американской военной мощи для действий против террористов, вражеских государств и противодействию другим угрозам.

Не исключено, что эффективность новых принципов своего зарубежного военного присутствия Вашингтон может в скором времени испытать на практике. Помешать ему в этом сегодня мало кто сумеет, разве что потенциальные «клиенты» Пентагона вовремя одумаются.