UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ядерная сделка Белого дома

На недавнем саммите «группы восьми» в Санкт-Петербурге одной из основных тем дискуссий среди его участников (как в рамках официальных мероприятий, так и в кулуарах) было нераспространение ядерного оружия...

Автор: Ольга Кошарная

На недавнем саммите «группы восьми» в Санкт-Петербурге одной из основных тем дискуссий среди его участников (как в рамках официальных мероприятий, так и в кулуарах) было нераспространение ядерного оружия. О важности темы говорит то, что в числе прочих итоговых документов на форуме было принято «Заявление по вопросам нераспространения». Подписавшие его лидеры стран «большой восьмерки» традиционно подтвердили приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и призвали все государства-участники соблюдать свои обязательства по этому договору, а государства, не участвующие в Договоре, — присоединиться к нему.

Примечательно также и другое: Индия, не являющаяся участницей ДНЯО, но фактически владеющая ядерным оружием, была отдельно упомянута в этом документе. «Мы отмечаем обязательства, принятые на себя Индией, и призываем ее предпринять дальнейшие шаги по подключению к основным усилиям по укреплению режима нераспространения, что содействовало бы выработке более перспективного подхода применительно к развитию ядерного сотрудничества с целью удовлетворения энергетических потребностей Индии при одновременном укреплении и усилении глобального режима нераспространения», — сказано в заявлении «группы восьми».

Что ж, Индию, которой удалось не просто добиться упоминания о себе в одном из итоговых документов питерской встречи, можно поздравить с крупным дипломатическим успехом. Если учесть, что в «большую восьмерку» входят четыре из пяти государств, де-юре владеющих ядерным оружием — Соединенные Штаты, Великобритания, Франция и Россия, то в этой формулировке документа косвенным образом одобряются достигнутые год назад договоренности между Дели и Вашингтоном о сотрудничестве в сфере мирного использования ядерной энергии. Фактически Индия постепенно выходит на финишную прямую признания ее как полноправного члена клуба ядерных государств мира…

18 июля 2005 года по итогам визита премьер-министра Индии в Соединенные Штаты было обнародовано совместное заявление Манмохана Сингха и Джорджа Буша. В нем, в частности, шла речь о достигнутых договоренностях по сотрудничеству в сфере ядерной энергетики. Это заявление вызвало удивление и озабоченность как среди политиков (в том числе и этих двух стран), так и среди специалистов в сфере нераспространения ядерного оружия. Причины очевидны: намерения о сотрудничестве Вашингтона и Дели в ядерной сфере идут вразрез с принципами ДНЯО, требованиями национального законодательства США и международными договоренностями в рамках Группы ядерных поставщиков (ГЯП).

Эти американо-индийские договоренности были подтверждены во время весеннего визита Джорджа Буша в Дели. Администрация Буша утверждает, что сделка с Индией усилит режим нераспространения ядерного оружия путем вовлечения Индии в «передовые ряды» режима. В соответствии с планом, изложенным в информационной справке госдепартамента Соединенных Штатов, Индия обязалась поставить под контроль МАГАТЭ свои 14 гражданских ядерных реактора из 22 имеющихся, а также вспомогательные объекты, которые обеспечивают эти реакторы. Дели также согласился закрыть в 2010 году исследовательский реактор CIRUS, построенный совместными усилиями Канады, США и Индии (на котором, кстати, и был наработан плутоний для проведения «мирного ядерного взрыва» в 1974 году и который продолжает, по-видимому, вносить свой вклад в военную ядерную программу).

Среди других обязательств Дели отметим такие: проведение переговоров с МАГАТЭ относительно Дополнительного протокола к Договору о гарантиях и его подписание; укрепление национальной системы экспортного контроля, включая соблюдение требований Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) и ГЯП; сотрудничество с Вашингтоном в деле заключения многостороннего Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов. В планах полномасштабного сотрудничества США с Индией — поставки ядерного топлива и участие в строительстве в этой стране ядерных энергоблоков.

Очевидно, что, подписывая это соглашение с Дели, помимо декларируемой цели — приблизить Индию к соблюдению режима нераспространения, несмотря на то, что эта страна не подписала ДНЯО, — Вашингтон преследовал и другие, более практические. И здесь не последнее место занимала экономика. Ведь мировой рынок ядерных материалов и технологий давно стал ареной жесткой конкуренции стран-экспортеров. Борьба за рынки сбыта, обещающие многомиллиардные прибыли, приводит к тому, что государства-поставщики часто неразборчивы при выборе покупателей, как это было с Ираком, КНДР, Ираном, Ливией, Израилем, Пакистаном, и в прошлом с той же Индией. Не останавливали экспортеров даже сведения относительно проведения военных разработок в отдельных странах. При этом давление одних стран-поставщиков на другие с целью сворачивания поставок в те или иные государства справедливо представляется не как забота об укреплении режима нераспространения, а как попытка вытеснить конкурента с этого рынка и занять его самим.

Учитывая, что Индия имеет долгосрочную масштабную программу развития ядерной энергетики до 2050 года и планирует в ближайшие десятилетия построить до 40 ядерных реакторов различных типов (на тяжелой воде под давлением, водо-водяных на легкой воде, на быстрых нейтронах и на ториевом топливе), увеличив долю производства ядерной электроэнергии в энергобалансе с сегодняшних 3 до 25%, понятно, что США на долгие годы «застолбили» для себя этот перспективный рынок. Естественно, что соглашение между Вашингтоном и Дели существенно ограничит возможности других стран. Прежде всего России, которая до последнего времени была единственным государством, сотрудничающим с Индией в сфере ядерной энергетики еще с советских времен.

Реализация соглашения будет иметь серьезные последствия также в геополитическом аспекте. Эксперты рассматривают индийско-американские договоренности как резкую смену приоритетов в политике Соединенных Штатов в Южной Азии, поскольку длительное время Пакистан, давний соперник Индии, считался главным союзником Вашингтона. Но времена меняются, и теперь для Белого дома Индия представляет большой интерес как государство с быстро развивающейся экономикой: сегодня она занимает четвертое место среди ведущих экономик мира. Индия достигла успехов в демократизации своего общества и является одним из претендентов на вхождение в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН. Более того: эта страна в ближайшее время может быть принята в элитную «большую восьмерку». Впрочем, принимая во внимание существующий почти 60 лет конфликт между Индией и Пакистаном, очевидно, что факт подписания такого соглашения не послужит снижению напряженности в отношениях этих двух стран

Также очевидно, что ставка на Дели делается Вашингтоном, во-первых, с целью создания противовеса Китаю, влияние которого не только в этом регионе, но и в мире повышается из года в год пропорционально росту его экономической и военно-политической мощи. Во-вторых, развитие американо-индийского ядерного сотрудничества ведет также к уменьшению российского влияния на государства Центральной Азии: в Москве считают Дели своим традиционным союзником в Южной Азии, а американо-индийское соглашение означает удар по позициям России в Индии.

Очевидно, что все вышеперечисленное сегодня для Вашингтона куда важнее негативных последствий заключения американо-индийского соглашения. Отстаивание США своих интересов, игнорируя интересы других стран, содействует расколу государств-участниц ДНЯО, накоплению взаимных подозрений и стимулируют государства в нестабильных регионах к приобретению или созданию оружия массового уничтожения. Все государства, которые сейчас де-факто уже владеют ядерным оружием или хотят его заполучить, находятся в конфликтных регионах, имеют сложную внутриполитическую ситуацию. Они не создали надежной системы предупреждения о нападении и систем управления, поэтому риск первого или упреждающего удара и несанкционированного применения ядерного оружия со стороны этих государств выше, чем со стороны «великой ядерной пятерки».

В этой ситуации важно и другое: вероятность умышленного или неумышленного попадания ядерных материалов или готовых ядерных взрывных устройств в руки террористов в этих странах резко увеличивается вследствие их специфической внешней политики и внутриполитической ситуации, наличия коррупции в государственных и военных организациях, низкой надежности служб безопасности и средств охраны ядерных объектов и контроля ядерных материалов. Таким образом, дальнейшее ядерное распространение вполне вероятно, причем можно с достаточными основаниями утверждать, что следующий этап распространения может привести к экспоненциальному росту угрозы применения ядерного оружия.

В настоящее время в американском Конгрессе рассматриваются поправки к закону об атомной энергии, снимающие ограничения на ядерное сотрудничество с Индией. Представляя в апреле 2006 года законопроект в Конгрессе госсекретарь Кондолиза Райс заявила, что соглашение о гражданском ядерном сотрудничестве не окажет никакого воздействия на ДНЯО, но приблизит Индию к соблюдению режима нераспространения, несмотря на то, что эта страна не подписала договор. И все идет к тому, что поправки к национальному законодательству будут приняты уже в этом году. На днях палата представителей Конгресса США одобрила поправки. Ранее это сделали ключевые комитеты сената, а в ближайшее время ожидается, что верхняя палата Конгресса примет положительное решение по ним. (На двусторонней встрече Дж. Буша с М. Сингхом по время санкт-петербургского саммита 17 июля американский президент сообщил своему коллеге о ходе обсуждения поправок в Конгрессе и выразил уверенность в их принятии.)

Опровергая критические замечания, в частности, относительно того, что ядерная сделка должна предусматривать замораживание индийского ядерного арсенала, госсекретарь подчеркнула, что не следует ожидать, что Индия согласится на это в отсутствие аналогичных соглашений со стороны других государств региона, таких как Пакистан и Китай. По мнению администрации Джорджа Буша, помимо укрепления режима нераспространения, американо-индийское соглашение будет способствовать повышению энергетической безопасности и улучшению охраны окружающей среды, а также укреплять растущее стратегическое и экономическое партнерство между двумя странами.

Однако многие аналитики не согласны с такой оценкой, и обвиняют Белый дом в применении двойных стандартов относительно ядерной политики Ирана, Северной Кореи, с одной стороны, и Индии — с другой. Они считают, что Соединенные Штаты создали весьма опасный прецедент, который не просто подрывает существующий режим нераспространения и вносит серьезный дисбаланс в отношения между государствами этого региона, а лишает Вашингтон морального права требовать от других стран выполнения ДНЯО. Ведь, делая исключение для Индии, не участвующей в Договоре о нераспространении, США одновременно оказывают жесткое давление (включающее и угрозу применения силы) на члена ДНЯО Иран, вынуждая его отказаться от обогащения урана на своей территории, необходимого для производства ядерного топлива для АЭС в Бушере.

Эксперты обеспокоены, что за Индией последует Пакистан. Если судить по последним событиям, индийско-американские договоренности укрепили ядерную решимость Ирана и Северной Кореи. Для таких стран, как Саудовская Аравия, Египет, Япония, Южная Корея и Тайвань, также есть повод задуматься о собственной ядерной бомбе. «Мы не можем заводить себе любимчиков, нарушая нормы ДНЯО и подвергая режим нераспространения опасности», — считает влиятельный член палаты представителей Конгресса США от штата Массачусетс демократ Эд Марки. Ему вторит однопартиец Джозеф Байден: «Если ядерная сделка с Индией каким-либо образом подорвет существующий режим нераспространения, то мы оставим нашим потомкам ужасное наследство».

Не в восторге от договоренностей Вашингтона и Дели в ядерной сфере и многие государства-участники ДНЯО. В конце мая в Бразилии состоялось заседание ГЯП. Индийский вопрос — «Имеет ли Дели право на помощь в развитии своей мирной ядерной программы, оставаясь вне рамок Договора?» — разделил участников ГЯП на три группы. Сторонниками ядерной амнистии Индии оказались четыре государства, владеющие ядерным оружием — Соединенные Штаты, Франция, Великобритания, Россия.

Лишь Китай, единственный из пяти государств, имеющих международно признанное право владеть ядерным оружием, открыто не приветствовал ядерную сделку с Дели. Эксперты полагают, что такая позиция Пекина вызвана планами реализовать в будущем идею новых исключений для стран, не участвующих в ДНЯО. В частности, для Пакистана. (Последний рассматривает решение Вашингтона снять ограничения в сотрудничестве с Индией в ядерной сфере как дискриминационное и нарушающее сложившийся баланс.)

Среди оппонентов сделки — Ирландия, Новая Зеландия, Австрия, Норвегия и Швеция. Как язвительно написал индийский журналист П.П.Чодхури в газете Hindustan Times, степень отрицательного отношения государств к снятию ограничений с Индии «обратно пропорциональна их размерам». Остальные два десятка стран заняли промежуточную позицию. Бразилия и Южно-Африканская Республика, в прошлом имевшие военные ядерные программы (а ЮАР, создав ядерное оружие и добровольно отказавшись от него, стала участником ДНЯО), имеют веские основания для недовольства двойными стандартами Вашингтона относительно Дели.

Примечательно, что Соединенные Штаты при поддержке Франции и Великобритании попытались убедить остальных участников группы включить в итоговый пресс-релиз заседания ГЯП параграф, положительно оценивающий индийско-американское соглашение. Но Ирландия и Новая Зеландия при поддержке Австрии и Норвегии стали настаивать на том, чтобы в предлагаемом параграфе появились слова об «озабоченности» ГЯП в связи с этим соглашением. И эти неядерные страны добились своего.

* * *

Очевидно, что такая динамично развивающаяся страна, как Индия, не может вечно подвергаться санкциям. И все же представляется более правильным, если бы до подписания соглашения между США и Индией о сотрудничестве в мирной ядерной сфере можно было стимулировать Дели присоединиться к ДНЯО и ко всем договорам, обеспечивающим замораживание ее военной программы. Предлагаемый путь не простой. Он требует длительных переговоров. Но ради сохранения и укрепления режима нераспространения ядерного оружия (который переживает сейчас не лучшие времена) такой путь следовало бы пройти до конца…