UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вызывает удивление: чего Украине не хватает в отношениях с Китаем

Почему так долго нет нашего посла в Пекине

Автор: Алексей Коваль

Уже почти два года у Украины нет Чрезвычайного и Полномочного посла в Китайской Народной Республике. За все более чем 30 лет двусторонних отношений такого длительного периода, когда Украина была представлена в Пекине временным поверенным, не было. Отчасти сложности поиска кандидата были связаны с эпидемией и жесткими мерами карантина в Китае в последние три года. Но отсутствие в Китае аккредитованного посла с начала широкомасштабной агрессии РФ против Украины вызывает удивление и непонимание.

При этом президент Украины Владимир Зеленский и его окружение сетуют на отсутствие каналов коммуникации с руководителями Китая и пытаются донести свои послания до обитателей Чжуннаньхая (резиденции китайских лидеров) самыми нетрадиционными способами — вплоть до передачи послания от Владимира Зеленского Си Цзиньпину через жену украинского лидера прямо в руки вице-премьера китайского правительства Лю Хэ, находившегося на прошлой неделе в Давосе.

Такие «новации» и неожиданные ходы в межгосударственном диалоге высокого уровня у китайской стороны вызывают, скорее, недоумение. Ответа на них не будет. В Пекине привыкли действовать в рамках устоявшихся дипломатических практик, где контакты между диппредставительствами и дипломатами играют первоочередную роль и предшествуют диалогу лидеров государств.

Косвенно это подтверждается хотя бы тем, что почти за год широкомасштабной войны председатель Си воздерживался от прямого диалога с Зеленским. Состоялись лишь два телефонных разговора и встреча министров иностранных дел Украины и КНР Дмитрия Кулебы и Ван И на полях последней Генассамблеи ООН.

Взывая к диалогу с Китаем, Киев одновременно медлит с назначением посла в Пекин.

Читайте также: FT: Китайский военный считает, что Пекин сдерживает Путина от ядерного удара по Украине

Короткая «скамейка запасных»

14 февраля 2021 года в китайском Чжанцзякоу скончался от сердечного приступа Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в КНР Сергей Камышев. До этого трагического события он пробыл в должности почти год, и это было время обострения глобальной пандемии. Но как ни странно, именно в этот период Украина и Китай смогли успешно взаимодействовать. Достаточно вспомнить о существовании «воздушного моста»: Киев предоставил свой парк крупнейших транспортных самолетов, включая уникальный АН-225 «Мрія», для перевозки вакцин и медицинских грузов из Китая по всему миру. Китайцы радовались — один рейс «Мрії» закрывал потребности в противоэпидемиологических средствах для маленькой европейской страны.

МИД Украины

Но при этом за год пребывания в Китае Сергей Камышев так и не получил аудиенции у председателя Си для традиционного вручения верительных грамот. Китайский лидер лишь в апреле 2021-го принял грамоты сразу у 29 послов, направленных своими государствами в Китай c начала пандемии и ожидавших встречи с Си долгие месяцы. Ждал ее и украинский посол Камышев, который в частной беседе со мной делился планами поговорить с Си об активизации диалога лидеров Украины и Китая и видел целью своей миссии в Пекине организацию визитов на высшем уровне, которых не было между двумя странами с 2013 года.

Стоит отметить, что перед назначением Камышева в Киеве обсуждалось сразу несколько кандидатов на Китай, но выбор в его пользу был оправдан: для дипломата это была уже вторая длительная командировка в Китай, он возглавлял посольство Украины в Пекине с 2004-го по 2009 год.

Поскольку Китай обладает своими культурными и политическими особенностями, в которые очень сложно вникнуть человеку «со стороны», назначение дипломата, не только работавшего там, но и в последующие годы не терявшего связь с китайской тематикой, было верным решением.

По некоторой информации, на пост посла в Пекине уже весной 2021 года готовили генерал-лейтенанта в отставке Виктора Гвоздя — экс-главу Службы внешней разведки. Он участвовал в миротворческих операциях в бывшей Югославии, а также имел опыт дипломатической работы на Балканах и при миссии Украины при ООН. В его биографии указано: владеет китайским языком. В интервью того времени, он выступал как эксперт по Китаю от имени созданного по его инициативе центра геополитических исследований «Борисфен Інтел». Однако 28 мая 2021 года пришло трагическое известие — Виктор Гвоздь скончался во время дайвинга на отдыхе в Египте.

В июле того же года состоялся единственный на текущий момент телефонный разговор президента Зеленского и председателя Си. Но даже он не подстегнул Киев к заметной активизации отношений с Пекином. При этом вопрос о назначении посла в КНР, по словам министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, «одна из сильнейших болей» для него. Министр признался, что кандидаты были, но все они отпадали по разным причинам: «очень высокие требования к послу в Китае», — поведал еще в сентябре минувшего года министр, на котором формально и лежит обязанность подать в офис президента кандидатуру подходящего человека. На официальный же запрос ZN.UA на имя министра, где были четко сформулированы вопросы: «Почему у Украины так долго нет посла в Китайской Народной Республике?» и «Когда официальный Киев собирается назначить посла Украины в Китае?», мы получили лишь формальную отписку с общим описанием процедуры назначения посла.

Читайте также: SCMP: Отношение Китая к российской войне против Украины изменилось, это нельзя игнорировать

Принципы отбора

Китай — держава специфическая во всех отношениях. За последний год я неоднократно встречался с дипломатами, работавшими в Китае, включая бывших послов Украины в КНР. Большинство из них придерживались мнения, что в Пекин, безусловно, нужно отправлять человека, знакомого с Китаем. Владение китайским языком было бы очевидным подспорьем для успешной миссии.

Но если судить по заявлениям президента Зеленского, при подборе украинских послов его принципы несколько иные. 17 января в диалоге с немецкими студентами он ответил на вопрос о критериях отбора кандидатов на должность руководителя дипломатического представительства. Прежде всего это высшее образование, и оно соответствующее у 90–95% кандидатов. Другим критерием Зеленский назвал желательные знания в военной или военно-технической сфере, если посол направляется в страну, где нужно активизировать материальную поддержку Украины для отпора российской агрессии. И в конце президент не исключил назначение на дипломатическую должность человека из сферы бизнеса, если его задачей будет привлечение инвестиций.

О Китае в этом спиче президента сказано не было. Он упомянул лишь о планах расширения дипломатического присутствия в Африке и Латинской Америке, куда также, по словам главы государства, сложно найти достойных кандидатов.

Поэтому заметим: учитывая тот факт, что отношения Украины с Китаем нынче складываются не лучшим образом, подбор кандидатуры в Пекин должен базироваться на несколько иных, нежели перечисленные президентом, критериях. Отсутствие у кандидата опыта работы в Китае и знания языка может быть отчасти компенсировано его высоким статусом. В разговоре с ZN.UA некоторые украинские дипломаты, работавшие в Китае, прямо указывали на желательность того, чтобы это был член правительства или политик высокого ранга с опытом дипломатической работы.

Как признавались дипломаты, прошедшие службу в Пекине, Китай очень четко выстраивает уровни доступа для послов разных государств. Наши, как правило, имели своими основными визави китайских дипломатов на уровне начальника соответствующего территориального департамента МИД КНР. В годы, когда отношения Киева и Пекина были более доверительными, чем сейчас, хорошим подспорьем для работы украинского посла был выход на руководство Канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам. Кстати, именно на пост руководителя этой структуры с нового года перешел бывший министр иностранных дел КНР Ван И, который до этого вел переговоры с Дмитрием Кулебой. А новым министром иностранных дел КНР стал Цинь Ган, который с украинским министром пообщаться пока не успел (однако 9 января уже сделал звонок Лаврову и обсуждал с ним Украину).

Для того чтобы будущему украинскому послу выйти на уровень Канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам или, например, получить возможность доносить свои просьбы и пожелания одному из заместителей главы китайского МИДа даже высокого статуса в украинской властной иерархии будет мало: необходимо убедить китайцев еще и в том, что у посла Украины существует постоянный контакт с высшим руководством страны, что у него есть доступ к президенту и главе его офиса для решения вопросов государственной важности. Мало отечественных дипломатов могут похвастаться такими привилегиями, ведь по табели о рангах они подотчетны министру иностранных дел. А Дмитрий Кулеба в китайской системе координат теперь стоит ниже, чем член политбюро ЦК КПК и руководитель Канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И.

Посол в Китае в сложившихся условиях должен быть чрезвычайно эффективным и активным в отстаивании интересов Украины, проявлять инициативу в тех сферах, которые ему будут видны на месте, и не ждать указаний из центра для решения накопившихся проблем. За годы отсутствия посла и прямого диалога руководителей двух стран их собралось немало. Война лишь усугубила недопонимание между Киевом и Пекином. К тому же, за прошлый год торговля Украины с Китаем, по предварительным данным, сократилась более чем наполовину.

В общем, фронт работ для нового посла вырисовывается весьма обширный. По нашим данным, его кандидатура уже не только обсуждается в МИДе и офисе президента, а уже сделан запрос на получение агремана (согласия) от Пекина. Во внешнеполитическом ведомстве нам отказались назвать фамилию возможного будущего посла до обнародования указа президента о его назначении.

Однако в дипломатических кругах, а также люди, работающие с Китаем, наиболее вероятным кандидатом на пост нового посла Украины в КНР называют украинского политического деятеля, юриста и дипломата Павла Рябикина. Ныне он занимает должность министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины. В случае назначения послом, его очевидным преимуществом из всех вышеперечисленных нами (и рассматриваемых китайцами) критериев будет лишь статус члена правительства. А вот по критериям, озвученным президентом, он проходит по соответствующему образованию (юрист-международник) и опыту дипломата (весьма скромному), управленца и бизнесмена.

Учитывая, что ныне в Китае проходит традиционное празднование Весны (Нового года по лунному календарю), не стоит ожидать, что официальное согласие из Пекина о принятии нового посла из Украины придет скоро. Но стоит полагать, что у Китая нет оснований тянуть с решением слишком долго (дольше, чем до конца февраля), ведь искусственное затягивание с ответом также может навредить двусторонним отношениям.

Больше статей Алексея Коваля читайте по ссылке.