UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выживет ли Европейский Союз? Ирландцы сказали однозначно: «Нет»

Оглушительное отторжение Ирландией Лиссабонского договора, почти аналога договора, устанавливаю...

Автор: Алексей Коломиец

Оглушительное отторжение Ирландией Лиссабонского договора, почти аналога договора, устанавливающего Конституцию Европы, привело конструкцию проекта «Европейский союз» к состоянию, которое, как представляется, граничит с крахом. Ирландское «нет» решительно отличается от французского и нидерландского «нет» 2005 года. Это жесткое «нет», объединившее почти все социальные группы, представителей почти всего политического спектра «зеленого» острова, исходило практически из всех регионов Ирландии. Ирландцы, похоже, на уровне самосохранения почувствовали, что проект ever closer Union попытался переступить запрещенную черту — свободу личности и выбора и национальную идентичность.

Похоже, это почувствовали и ярые апологеты федеративного обустройства европейского континента, обрушившись с откровенными угрозами, неприкрытым шантажом и почти истерическими заявлениями, неизвестными доныне в практике ЕС, в первую очередь на ирландцев, их лидеров, а также всех тех на европейском континенте, кто предлагает другое видение свободной Европы и ее будущего развития.

Отчетливо преобладает осознанность того, что сторонники жесткой европейской централизации для достижения своих целей будут действовать, особо не стесняясь в выборе политических средств. Откровенно пугает то, что для сторонников европейской унификации в битве за «их Европу» голоса соотечественников все меньше и меньше принимаются во внимание. Именно для избежания проведения референдумов были использованы все юридические уловки, как это произошло в Дании и Нидерландах, а также откровенное пренебрежение предвыборными обещаниями, как это произошло в Великобритании.

На фоне кризиса, затрагивающего саму сущность и основы ЕС, можно предположить развитие по следующим сценариям, которые, естественно, могут варьироваться в зависимости от сложнопрогнозируемого поведения ключевых политических сил, игроков и т.д.

Сценарий 1. На экстренном заседании Европейского совета принимается решение о прекращении существования Европейского союза, т.е. о его роспуске. Одновремен­но с этим принимается решение о созыве Общеевропейского форума ради будущего Европы с участием всех стран контитента, включая Россию и Турцию, для выработки концепций обустройства европейского континента.

Для Украины такой сценарий является наиболее благоприятным, и страна может предложить Киев в качестве центра проведения такого форума.

Сценарий 2. Экстренный саммит ЕС принимает решение о созыве чрезвычайного Конвента Европы, которому будет поручено в максимально сжатые сроки разработать новый текст нового базового документа организации, который коренным образом должен отличаться от текста Конституцион­ного и Лиссабонского договоров. До момента завершения работы Конвента принимается исключительно политическое решение об отмене проведения выборов в Евро­пейский парламент в 2009 году и пролонгации полномочий нынешних составов Евро­парла­мента и Европейской комиссии.

В условиях глубокого политического кризиса сценарий созыва нового Конвента Европы представляется как один из наиболее приемлемых, компромиссных и перспективных как для континента, так и для Украины.

Сценарий 3. Принимается решение о созыве новой Межправи­тельственной конференции ЕС, своего рода мини-Межправи­тельственной конференции, работа которой будет посвящена исключительно рассмотрению ограниченного числа вопросов, относящихся только к проблематике функционирования и принятия решений в расширенном ЕС.

Такой сценарий, хотя и будет вызывать серьезные возражения, принимая во внимание его «закрытый, бюрократический характер», имеет большие шансы на реализацию и откроет своего рода временной интервал для выработки совместной, согласованной позиции хотя бы на ближайшую перспективу.

Не вызывает сомнений то, что такой сценарий может рассматриваться в качестве глубоко компромиссного и не может служить базисом позитивного сценария для Украины, хотя и не должен быть ею полностью проигнорирован.

Сценарий 4. Впервые в истории ЕС может быть применена формула «углубленного сотрудничества», которая зафиксирована в договоре о ЕС, одобренном в Ницце. Решение о начале реализации процедуры «углубленного сотрудничества» должно быть поддержано как минимум восемью странами и вынесено на единогласное голосование саммитом Евро­пейского совета. Дальнейшие правовые действия группы стран «углубленного сотрудничества» фактически не урегулированы.

Но данный вариант является относительно перспективным для стран с федеративной предрасположенностью, одновременно оставляя своеобразное поле для маневра для стран с философией «свободных стран в свободной Европе».

Сценарий 5. В результате невозможности возобновления договорного процесса Франция, Германия, Люксембург, Испания на протяжении крайне ограниченного временного периода декларируют о создании формата стран или клуба стран с преобладающей федеративной составляющей и основным приоритетом «рыночной экономики высокого уровня социальной защищенности». К данной группе стран с большой степенью вероятности могут присоединиться, в первую очередь, Бельгия, Греция, Португалия, Италия, Венгрия.

Основными сферами, которые попадут под юрисдикцию такого образования, могут, в частности, стать: введение общего налогового законодательства, общая политика в сфере защиты границ, деятельности полиции и криминального судопроизводства, военная интеграция, которая будет стремиться заменить НАТО, общая политика в сфере научных исследований и развития.

Для Украины такой вариант развития может рассматриваться в качестве весьма неблагоприятного и будет вынуждать к смещению ведения политики с приоритетом отношений с той группой стран, которые не войдут в состав «квазифедерации».

Сценарий 6. Минимально оставаясь в рамках существующих договоров о ЕЭС и ЕС, происходит формирование двух конкурирующих на основе принципиальных политических позиций, образований.

Один спектр составляют такие государства, как Великобритания, Польша, Чехия, Ирландия, Дания, балтийские и Скандинавские страны — сторонники межправительственного подхода функционирования ЕС, конкурентной рыночной экономики. Второй спектр — сторонники федеративной интеграции и социально-рыночной экономики: Франция, Германия, Люксембург, Испания, Бельгия, Греция, Португалия, Италия, Венгрия и другие.

Долгосрочное и даже среднесрочное сосуществование таких двух групп стран в рамках единого ЕС спрогнозировать очень сложно, если вообще возможно. При таком сценарии представляется несомненным, что Украина должна позиционировать себя в качестве устойчивого сторонника первой группы.

Сценарий 7. Правительства группы федеративно настроенных стран принимают решение о выходе из состава ЕС и объявляют о создании нового политического образования.

Такой вариант не должен отбрасываться, но его реализация будет крайне затруднительной уже на начальном этапе, принимая во внимание позиции национальных парламентов.

Сценарий 8. Европейский совет может принять решение о предложении для Ирландии выйти из состава ЕС. Но, учитывая отсутствие в ныне действующих договорах положений, регламентирующих процедуру выхода или исключения, такое решение может носить исключительно политический характер.

Если проект такого решения может появиться в порядке дня экстренного саммита ЕС, для принятия соответствующего решения необходима единогласная поддерж­ка всех стран-членов. Поэтому даже в соответствии с формальными процедурами решение об исключении Ирландии представляется почти бесперспективным.

Сценарий 9. Ирландия, находясь под беспрецедентным давлением, может быть приглашена к проведению второго референдума, как это произошло после провала референдума в стране по ратификации Ниццкого договора в 2001 году. Но проводить правовые и политические параллели между этими международными документами представляется крайне некорректным.

Принимая во внимание тот факт, что позиция ирландцев по отношению к «Лиссабону» вряд ли претерпит изменения, возможность переголосования в стране не представляется перспективной.

Более того, если давление на страну будет еще больше усиливаться, это почти наверняка приведет к еще более кардинальному невосприятию навязываемого договора.

Сценарий 10. Наиболее успокаивающим, с точки зрения прямолинейной политической логики, представляется легитимная возможность продолжения функционирования Европейского союза в рамках ныне действующего Ниццкого договора. Однако представители европейского политического процесса будут испытывать горечь политического поражения, что вынудит к поиску хоть какого-то эффективного выхода из политического тупика.

Сценарий 11. На саммите ЕС принимается решение об остановке процесса ратификации Лиссабон­ского договора приблизительно до 2010 года (даты возможного вступления Хорватии). Это время уйдет на подготовку нового договора, который, скорее всего, будет содержать принципиальные положения как Консти­туционного, так и Лиссабонского договора. Вполне вероятно, что новый договор будет вынесен на ратификацию всеевропейским референдумом.

* * *

Когда на саммите ЕС в декабре 2001 года была принята знаменитая Лаекенская декларация, открывшая путь к началу конституционного процесса на европейском континенте, ее ключевые положения считались не иначе как мантра для будущего обустройства «европейского проекта». Ни одно из ключевых положений декларации не было выполнено.

После подписания в декабре 2007 года текста Лиссабонского договора фундатор конституционного процесса Валери Жискар д’Эстен окровенно признал, что текст «Лиссабона» был написан таким языком, который исключает его прочтение. Это правда, как и то, что «Лиссабон» проектировался в качестве предпоследнего шага к подготовке и принятию... полномасштабной Конституции Европы. Сначала на ее пути стали французы и голландцы. Сейчас ирландцы. Кто следующий?