UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выход из Газы: взгляд палестинца

Мне, потомку беженцев из Ашдода, вполне понятна реакция еврейских поселенцев, отвергающих решение израильского правительства об эвакуации израильских поселений из сектора Газа...

Автор: Салах Закут

Мне, потомку беженцев из Ашдода, вполне понятна реакция еврейских поселенцев, отвергающих решение израильского правительства об эвакуации израильских поселений из сектора Газа. Отчасти привлеченные правительственными программами, отчасти благодаря сионистской пропаганде поселенцы, в конце концов, оказались заложниками оккупационной политики своего государства. Но моей семье, в отличие от израильтян, никто не предлагал компенсаций. Могилы моих предков так и остались в Израиле и впоследствии были стерты с лица земли.

Впервые публично о возможном выходе из сектора Газа премьер-министр Израиля Ариэль Шарон заявил во время своего выступления на конференции в Герцлие в декабре 2003 года. В своем выступлении он подчеркнул, что «план размежевания» не является политическим шагом в рамках принятой в 2002 году «Дорожной карты», а есть «мерой безопасности в условиях отсутствия другого выбора». Другими словами, это стопроцентное израильское решение без какого-либо согласования с палестинской стороной и даже «квартетом» посредников в ближневосточном урегулировании – Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Россией и ООН. Соответственно, в Палестине преобладает мнение, что на самом деле этим планом израильтяне хотят заменить реализацию «Дорожной карты» на половинчатые меры, ни на йоту не приближающие решения палестинской проблемы.

Безопасность в израильском понимании этого слова, несомненно, является ключевым концептом политики Шарона. И здесь следует остановиться на причинах, побудивших израильское правительство принять такое решение. Их несколько. Во-первых, это самоотверженная борьба палестинского народа за свое освобождение. Правительство Шарона, как и его предшественники, в очередной раз убедилось, что силовым путем эту проблему не разрешить. Поддержание жизнедеятельности поселений — как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения экономической целесообразности — ложилось тяжелым бременем на израильское общество. Среди израильтян росло понимание необходимости такого шага.

Во-вторых, после принятия «Дорожной карты» Израиль должен был продемонстрировать миру, и в первую очередь своему патрону США, готовность к некоему компромиссу. С учетом наличия у США своих собственных интересов в арабском мире, отличных от израильских, демонстративная неуступчивость Тель-Авива могла привести к ослаблению стратегического союза с Соединенными Штатами.

В-третьих, Шарон, как человек военный, прекрасно понимает уязвимость израильского положения. Израиль ограничен в ресурсах, следовательно, он должен постоянно демонстрировать стратегическое преимущество — как военное, так и дипломатическое. Следует отдать должное израильским политикам. Начиная с 1967 года они успешно раскалывали арабский мир, выступая то «гарантами» неприкосновенности иорданского режима, то «миротворцами» в сепаратном мире с Египтом. Есть большая доля вероятности, что подобная ситуация сохранится и в дальнейшем. Однако израильтяне не могли не осознавать, что продолжение оккупации создает в арабском мире сильный стимул для модернизации, в первую очередь военной. А значит, ситуация гипотетически может кардинально измениться. Конечно, это дело не ближайшего будущего, но игнорировать такой сценарий израильские аналитики не имеют права.

Выход из Газы нанес второй после Синая ощутимый удар по иллюзиям тех израильских политиков, которые лелеяли мечту о «великом Израиле» без палестинцев. Политика колонизации, духовным отцом которой был нынешний израильский премьер, оказалась неэффективной. Огромные, даже по меркам европейских стран, ресурсы, брошенные в котел «израилизации Палестины», оказались выброшенными на ветер.

Отрадно видеть, что в Израиле, судя по опросам, больше половины населения выступило за уход из Газы, видя всю абсурдность пребывания там поселенцев. Посудите сами: площадь сектора Газа 365 квадратных километров, где проживает от 1390 тыс. до полутора миллиона человек — это самая большая плотность населения в мире. В то же время 0,5% израильских поселенцев занимали 36% территории. Замечу, самых плодородных земель вдоль средиземноморского побережья. Палестинские города Рафах, Хан Юнис, Дер Аль-Балах, находящиеся на побережье, не имели выхода к морю. Фактически с начала интифады Аль-Акса, с сентября 2000 года, пришла в полный упадок рыбная отрасль, являющаяся источником существования для многих палестинских семей. Амира Хасс в израильской газете «Гаарец» очень правильно пишет о «морали поселенцев», которые «35 лет жили в цветущем парке и роскошных виллах в двадцати метрах от переполненных, удушливых лагерей беженцев, заботливо ухаживая за своими лужайками, не экономя воды, в то время как палестинцы страдали от ее хронической нехватки».

Следует также отметить, что выход из сектора Газа прошел без осложнений, что наглядно свидетельствует о возможности достижения взаимопонимания между сторонами и демонстрирует необходимость дальнейшей координации в будущем.

Насущная проблема, требующая своего разрешения в связи с израильским выходом из сектора Газа, заключается в том, чтобы не допустить превращения этой территории в одну большую тюрьму. Необходимо совместными усилиями решить проблему переходов, восстановления аэропорта и морского порта, разрушенных израильской армией во время интифады. Общеизвестно, что нищета является главным источником насилия. Сектор Газа — наглядный пример такого положения дел. В Газе 43% трудоспособного населения — безработные, более 90% проживает в невыносимых антисанитарных условиях. Если эти проблемы не будут разрешены, то говорить о безопасности просто не имеет смысла. В то время как успешное разрешение этих проблем может превратить сектор Газа в пример для решения конфликта в целом.

Есть также риски, которые следует учитывать международному сообществу.

Во-первых, это прогнозируемое усиление израильской колонизации на Западном берегу. Как заявил недавно премьер-министр Израиля, он готов принять решение о демонтаже ряда поселений на Западном берегу. Но будущее некоторых не подлежит обсуждению. Замечу, что наличие израильских поселений на оккупированных территориях является одним из ключевых препятствий на пути к миру.

Во-вторых, процесс вывода израильских поселений из Газы отвлек внимание мирового сообщества от строительства разделительной стены. В настоящее время происходит усиленное строительство стены в районе Иерусалима.

В-третьих, существует реальное опасение, что выход из Газы вместо первого шага может оказаться последним.

В-четвертых, и это подтверждается всем предыдущим опытом, Израиль может усилить военное присутствие на оккупированных территориях Западного берега, осуществляя карательные операции против палестинцев.

Среди рисков также следует отметить действия экстремистов — как с израильской, так и с палестинской сторон. Они однозначно не заинтересованы в создании палестинского государства, которое жило бы в мире с Израилем. Такие недавние события, как расстрел дезертиром израильских арабов в Шфараме, расстрел палестинцев в израильском поселении Шило, рейд в Туль-Карм и взрыв в Беэр-Шеве, — это шаги, направленные на срыв мирного процесса.

В этой связи нельзя не упомянуть об усилении влияния Хамаса — исламского движения сопротивления. Почему оно находит поддержку и сочувствие среди палестинцев, особенно в Газе? Здесь несколько причин. Первая причина тому — бедность и отсталость населения. На этом фоне Хамас, в отличие от правящей партии Фатх, проводит весьма успешную социальную политику: раздает продовольствие, оказывает бесплатные услуги населению. В Газе открыты частные клиники, в которых от имени Хамаса предоставляются существенные скидки (до 25%) для малоимущих. С другой стороны, в условиях непрекращающихся боевых действий в секторе Газа, операции Хамаса против израильтян находят поддержку среди палестинцев. И не важно, что ракеты «Кассам» почти не наносят ущерба израильтянам, а наоборот служат оправданием для военных операций израильской армии.

Второй причиной роста радикальных исламистских организаций является прогрессирующая некомпетентность и коррупция в рядах правящей вот уже 35 лет (если считать и Организацию освобождения Палестины – ООП) партии Фатх. После соглашений в Осло правящая партия не дала ничего ощутимого палестинскому народу. Не было создано обещанных рабочих мест, остались нереализованными многие социально значимые проекты. Молодежь после получения дипломов остается невостребованной, в то время как на ключевые должности часто приходят совершенно некомпетентные, необразованные люди. Коррупция в Палестинской автономии (ПА) превратилась во всеобщее бедствие. До сих пор не могут найти значительную сумму денег, которую лично контролировал Арафат. Утешает лишь то, что при министре финансов ПА Саламе Файаде порядка стало немного больше. Президент Палестины Абу Мазен не имеет харизмы и влияния Арафата, контролировавшего все процессы в автономии. На этом фоне внутриусобная борьба между различными фракциями Фатха приводит к ослаблению некогда сильной партии.

В этих условиях для успеха государственного строительства и возрождения из пепла мирного процесса на Ближнем Востоке крайне необходима демократическая альтернатива доминирующим пока политическим группам в Палестине. Молчаливое большинство палестинцев нуждается в реальной демократической силе, способной возглавить процесс построения гражданского общества, реформировать институты государства, обеспечить прозрачность выборов в Законодательное собрание и местные органы власти. О таких ожиданиях свидетельствует, по крайней мере, феномен Мустафы Баргути, получившего порядка 20% на прошедших президентских выборах. Важность гражданского общества для Палестины объясняется еще и тем, что в палестинском обществе приходят к пониманию безальтернативности решения о создании двух государств — Израиля и Палестины на территории исторической Палестины. Третья сила помимо всего должна взять на себя более широкую общественную задачу — не просто создать государство, а возглавить процесс построения целого общества.

Все это возможно при условии прекращения оккупации и утверждения палестинского государства в границах 4 июня 1967 года. Это государство без поселений, с разрешенной проблемой Иерусалима и беженцев на основе принципов ООН. У новой — демократической — Палестины на самом деле намного больше потенциальных сторонников, чем кажется на первый взгляд. Поддержка усилий демократических сил Палестины и Израиля придаст веру в возможность мирного сосуществования двух государств. Дайте шанс палестинцам самим отвечать за свое будущее. Уверен — это единственно правильный путь.