UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выборы в США: что делать Украине, чтобы избежать худшего варианта

Первые итоги и прогнозы

Автор: Олег Шамшур

На вчерашний день ожидаемо пришлись пиковые нагрузки очередного политического цикла Соединенных Штатов. К полному переформатированию Палаты представителей и частичному (35 мест) — Сената США добавились выборы губернаторов 36 штатов и ряд выборов на штатном и муниципальном уровнях.

Существенным отличием промежуточных выборов 2022 года стало активное участие в предвыборной борьбе бывшего президента, по многим признакам выглядевшее как фактическое начало кампании по возвращению в Белый дом самого Дональда Трампа (не исключено, что он сделает заявление о выдвижении своей кандидатуры уже в ближайшее время). Итоги выборов, среди прочего, должны были показать, насколько затребовано в американском обществе популистское политическое предложение Трампа и, соответственно, каковы его шансы на «реинкарнацию».

Судя по имеющейся на момент выхода этой статьи информации, прогнозы о результатах выборов оправдались не в полном объеме. «Красная волна» (цвет республиканцев), которую обещал своим приверженцам Трамп и другие руководители партии, не произошла. Республиканцы должны получить большинство в Палате представителей, но добытое преимущество будет значительно меньше того, на которое они рассчитывали накануне выборов. Судьба Сената, возможно, станет известна сегодня вечером или завтра — в зависимости от окончательного подсчета голосов в Неваде, Висконсине и Аризоне. Впрочем, не исключено, что партия-победитель определится лишь 6 декабря, когда состоятся повторные выборы в Джорджии (единственном штате, где действует мажоритарная система).

С одной стороны, окно надежды, появившееся у демократов летом благодаря принятию ряда важных законодательных инициатив Джо Байдена, оказалось недостаточно большим. Неблагоприятная экономическая ситуация, особенно инфляция, сыграла решающую роль во время выборов. Согласно опросу, проведенному CNN накануне и во время выборов, для подавляющего большинства американцев именно экономика является приоритетом. На шансах кандидатов от Демократической партии отрицательно сказался и низкий уровень популярности действующего президента (40–45% накануне выборов).

Вместе с тем гиперусилия демократов, направленные на то, чтобы использовать недовольство, вызванное в американском обществе решением Верховного суда (в его составе преобладают консерваторы) ограничитьправо на аборты, и зачастую низкое качество республиканских кандидатов, особенно на выборах в Сенат, позволили демократам минимизировать потери на выборах.

Результатом выборов на следующие два года станет разделенное правление в Вашингтоне, когда партия президента не будет контролировать законодательную ветвь власти (для этого она должна иметь большинство в обеих палатах). Как следствие, политическое процесс большей частью заходит в тупик, когда ни одна из партий не может обеспечить принятие своей законодательной программы. Принятие важных инициатив возможно только при двухпартийной поддержке, но в нынешней ситуации примеры сотрудничества представителей Демократической и Республиканской партий исключение из правил политического поведения.

Наоборот, после выборов можно ожидать усиления межпартийной конфронтации в Конгрессе и на всех уровнях политической жизни страны. И среди наиболее вероятных шагов республиканского большинства в Палате представителей называют проведение ряда парламентских слушаний (например, о провальной эвакуации американских военных из Афганистана и «аферах» Хантера Байдена), направленных против действующего президента и видных представителей его администрации, начало процедуры импичмента Джо Байдена, сворачивание работы комиссии, расследовавшей штурм Капитолия 6 января 2021 года.

Нетолерантность политиков отражает общее состояние американского общества с присущей ему социальной фрагментацией и поляризацией политических позиций. В этом смысле со времени выборов 2016-го и 2020 года ситуация не подверглась существенным изменениям. Демократы в основном опираются на жителей крупных городов с высоким уровнем образования, а также на чернокожих американцев, которые усматривают в них союзников по борьбе за искоренение в американском обществе остатков расизма. Республиканская партия подверглась радикальной трансформации, превратившись в партию белых «синих воротничков» и их семей: только за последний период поддержка республиканцев среди этой категории избирателей возросла на 27%. Причины этого феномена нужно искать прежде всего в радикальных изменениях на рынке труда США, связанных с сокращением индустриальной базы США и перемещением значительной части производственных мощностей американских компаний за рубеж и как следствие эрозией доходов американских рабочих. Последние считают виновными в этом предыдущие администрации президентов-демократов Билла Клинтона и Барака Обамы, которые проводили либеральную внешнеэкономическую политику.

Дональду Трампу удалось повернуть настроения общественно-экономической фрустрации в выгодное для себя русло, что обеспечило его победу на выборах в 2016 году. Он не изменил направление удара и после поражения на следующих президентских выборах, добавив к своему фирменному лозунгу «Сделать Америку снова великой!» мифический нарратив об «украденных» президентских выборах. Надо признать, что расчет трампистов на поддержку радикализованной части общества сейчас оправдал себя: тезис о фальсификации выборов 2022 года в пользу Джо Байдена разделяют 40% американцев.

Американские аналитики считают, что республиканцам удалось убедить часть более широкой общественности в том, что рядовые американцы страдают от политики демократических «прогрессистских» элит. Серьезным предупреждением руководству Демократической партии, несмотря на лучшие, чем ожидала даже партийная номенклатура, результаты выборов, должно стать то, что моделирование возможной дуэли между действующим и бывшим президентами США свидетельствует о практическом равенстве их шансов, а рейтинг негативного отношения американцев к Трампу (52%) вполне сравним с количеством тех, кто недоволен деятельностью Байдена (54%). 73% жителей США недовольны или даже возмущены состоянием дел в стране.

 

Последствия для Украины

Ко всему этому можно было бы отнестись лишь с точки зрения расширения наших знаний о мощнейшей стране мира, если бы перемены на американском политическом поле не могли бы на этот раз привести к серьезным последствиям для нашего государства. В частности, можно ожидать увеличения численности и активности группы конгрессменов-республиканцев, постоянно выступающих против предоставления Украине оружия и других видов помощи. Вместе с тем выборы своему республиканскому конкуренту проиграл известный симпатик Украины Том Малиновский.

Большое значение будет иметь позиция руководства Палаты представителей, которая определяет график прохождения законопроектов и «хореографию» их обсуждения. В этом контексте перед выборами насторожило заявление вероятного нового спикера Кевина Маккарти, что в случае победы республиканцев Украина больше не получит карт-бланш, имея в виду предоставление военной и финансово-экономической помощи, хотя раньше он поддерживал все запросы правительства в этой сфере. Высказывается также мнение, что это заявление лидера конгрессовых республиканцев было своеобразным реверансом в сторону праворадикального крыла фракции.

Более благоприятна для нас ситуация в Сенате, где лидер республиканского меньшинства Митч Макконнелл постоянно выступает на стороне Украине. В ответ Маккарти он призвал администрацию Джо Байдена ускорить предоставление военной помощи нашему государству, заверив, что республиканцы в Сенате «хотят обеспечить своевременное поступление необходимого оружия». Впрочем, и среди его «подопечных» 11 сенаторов голосовали против майского пакета помощи. В Сенате следующего созыва группа поддержки Украины недосчитается таких мощных фигур как Роб Портман, Ричард Берр и Бен Сасс из-за завершения их политической карьеры.

Эволюция ситуации в республиканской части Конгресса по вопросам внешней политики свидетельствует о более широкой дискуссии, а точнее, о противостоянии между традиционным, или, как его назвал Дэниел Фрид, неорейгановским, и популистским изоляционистским крылом партии, которое олицетворяет Дональд Трамп, сейчас уверенно удерживающий под своим влиянием Республиканскую партию. По украинскому вопросу позиции изоляционистов отражают настроения определенной части республиканского электората. Я уже писал о существовании значительных различий между приверженцами Демократической и Республиканской партий относительно экономической цены, которую они готовы заплатить за поддержку Украины, и объема помощи нашему государству.

К сожалению, нельзя исключить усиления этих настроений в случае дальнейшего ухудшения экономического положения рядовых американцев, в том числе среди тех, кто поддерживает Демократическую партию. Отнюдь не случайно появилось письмо к Джо Байдену 30 членов Конгресса, представляющих леворадикальный сегмент демократов, призвавших президента пересмотреть стратегию в отношении Украины и выдвинувших предложение начать прямые переговоры с Россией. Под давлением возмущенных однопартийцев письмо отозвали, но свою негативную роль оно сыграло.

Чего нам можно ожидать после начала работы Конгресса нового созыва? В самом худшем варианте — попыток трампистов блокировать или затягивать принятие решений о предоставлении помощи Украине. Их действия будут обусловлены как постулатами изоляционизма, так и попытками создать по любому поводу максимальные проблемы для Байдена, чтобы сделать невозможным его переизбрание на должность президента в 2024 году. Это будет способствовать усилению позиций представителей американского истеблишмента (сейчас миноритарных), призывающих достичь «компромисса» с Путиным фактически за счет интересов Украины. Один из американских аналитиков отметил: «Мы видим, как тезисы российской пропаганды проскальзывают в политическую жизнь Соединенных Штатов».

При любых обстоятельствах мы увидим намерение усилить контроль над предоставлением и использованием американской помощи Украине. О том, что помощь Украине со стороны США «не может быть ни эффективной, ни политически постоянной без действенных механизмов контроля и подотчетности», написал будущий глава комитета по иностранным делам Палаты представителей Майкл Маккол и его сенатский коллега Джим Рич. Оба политика известны своей поддержкой Украины. Вполне вероятно, что желание обеспечить эффективное применение беспрецедентных объемов военной и финансовой помощи изоляционисты будут использовать для достижения своих недостойных целей.

Впрочем, украинским дипломатам и должностным лицам надо быть готовыми к работе в новых, более сложных, условиях, поддерживая постоянный диалог с членами Конгресса, не ограничиваясь симпатиками Украины и не давая никаких поводов для упреков со стороны придирчивых «контролеров».

В нашу пользу продолжает действовать сохранение достаточно высокого уровня общественной солидарности с Украиной (50–70%, по разным оценкам, включая необходимость поставки оружия). В администрации Джо Байдена есть достаточный инструментарий, чтобы продолжать активную поддержку Украины по разным направлениям, опираясь на широкий круг благосклонных к Украине конгрессменов и сенаторов.

В этой связи следует отметить, что поддержка Соединенными Штатами независимости и суверенитета Украины не объясняется исключительно симпатией к ее народу или наличием в США влиятельной украинской общины. В основе наших отношений общий стратегический интерес, понимание ключевой роли сильной и демократической Украины в поддержании европейской безопасности и сдерживании российского экспансионизма. Именно поэтому они выдержали попытки обамовской администрации «перезагрузить» отношения с путинской Россией и неадекватность ее практической реакции на начало Россией войны против Украины в 2014 году, а Трамп (вероятно, с тяжелым сердцем) одобрил отправку в Украину первой партии «джавелинов».

Еще перед своим избранием на пост президента Джо Байден четко заявил, что поддержка Украины в противостоянии российской агрессии «соответствует жизненным интересам США». Сейчас очень многое будет зависеть от того, насколько последовательной и в дальнейшем будет политическая линия Байдена и его администрации.

Это, в свою очередь, потребует четкого определения ими стратегической цели в противодействии российской агрессии: что вкладывают США и коллективный Запад в целом в понятие «поражение России». Новый виток террора против Украины, осуществленный путинским режимом, еще раз доказывает, что поражение должно быть окончательным и бесповоротным. Необходимо изменить парадигму предоставления помощи Украине, чтобы положить конец российскому нашествию и способности путинского режима запугивать своих соседей и демократический мир в целом. Вряд ли достижению этой цели будут способствовать неформальные контакты с ключевыми фигурами путинского антуража. При этом не надо забывать, что за каждым движением Вашингтона внимательно следят в европейских столицах.