Уже сегодня можно сказать, что план Михаила Саакашвили полностью сработал. Он поступил так, как на его месте действовал бы любой сильно оплошавший политик, который, однако, не готов расстаться с властью. Теперь, после выборов пятого января, Саакашвили будет сидеть в кресле президента еще пять лет. Но лишь очень наивные оппозиционеры полагали, что результат голосования может быть иным. Победа Саакашвили была запрограммирована его прошлогодними решениями о досрочных выборах, а также тем, с какой решительностью короткая, но насыщенная кампания была проведена его сторонниками, а точнее, самой властью.
Анализ официальных данных свидетельствует, что победу Саакашвили обеспечили отдаленные грузинские регионы (на некоторых участках были зафиксированы результаты более 90% голосов за экс-президента), в то время как столица голосовала против. Многих удивил высокий уровень поддержки Саакашвили в регионах с большим процентом азербайджанцев и армян. На момент сдачи статьи в номер недействительными были признаны выборы лишь на четырех участках. Но это никоим образом не влияет на результаты голосования в целом. Михаил Саакашвили лидирует с 52 %, а его основной соперник Леван Гачечиладзе получил 25,26%. Результаты остальных — менее 7%.
Немаловажными являются и итоги референдума о вступлении Грузии в НАТО, состоявшегося одновременно с президентскими выборами. Этот курс властей страны поддержали 60% проголосовавших. Но можно согласиться с мнением экспертов, что при нынешних внутриполитических обстоятельствах положительные результаты референдума о вступлении в альянс не очень-то приблизят Грузию к НАТО. Во всяком случае, эксперты утверждают, что в Брюсселе пока повременят с решением о присоединении Грузии к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) на Бухарестском саммите этой организации. Ведь, по мнению многих, выборы в Грузии хоть и прошли открыто, но не вполне честно.
Избирательная кампания Саакашвили с самого начала была хорошо продуманной, в ход были пущены все средства. При этом Саакашвили имел фору уже на старте избирательной кампании. И этот отрыв увеличивался по мере того, как экс-президент обещал «пряники» своим избирателям. Справедливости ради заметим, что на обещания не скупились и кандидаты от оппозиции. Правда, в отличие от Саакашвили, оппозиция обладала куда меньшими возможностями и ресурсами.
Лишь Бадри Патаркацишвили пообещал выделить из собственного кармана миллиард долларов — на оплату коммунальных услуг, пособия по безработице, пенсии и стипендии. Естественно, в случае его победы. Однако уже после выборов стало известно, что власти Грузии еще в ноябре заблокировали личный счет олигарха. В результате даже активисты штаба Патаркацишвили остались без зарплаты. Что уж говорить об остальных кандидатах, которые не имели финансовых ресурсов грузино-российского миллиардера.
Потуги объединенной оппозиции и вовсе оказались ничтожными из-за того, что им пришлось за месяц до выборов перегруппироваться и срочно определять приоритеты своей программы. Финансовые возможности единого кандидата Левана Гачечиладзе, в ходе нынешней кампании (а он в прошлом имел процветающий винный бизнес) были подорваны запретом на продажу грузинских вин в России.
В плане идеологическом программа оппозиции также оказалась весьма «несъедобной». Максимальной ее задачей в борьбе за пост президента было свержение Саакашвили и впоследствии упразднение самой президентской должности в Грузии, превращение ее в парламентскую республику. Параллельно выдвигались лозунги борьбы с насилием и авторитаризмом, за свободу и демократию европейского типа. Но по сути программа Гачечиладзе, который в год революции роз сам был соратником Саакашвили, не содержала новых идей. К тому же, как признавался главный оппозиционер, упразднив за двести дней пост президента, он готов покинуть политику.
К тому же, у грузинской оппозиции просто не нашлось харизматичного лидера, который бы соответствовал критериям кандидата в президенты. А раскрутить и пропиарить независимого депутата и предпринимателя Гачечиладзе за месяц просто не успели.
Бадри Патаркацишвили удалось нейтрализовать даже без посторонней помощи. До середины декабря над ним дамокловым мечом висело обвинение в подготовке государственного переворота. А после прекращения следствия по этому делу олигарх побоялся возвращаться на родину, решив продолжать борьбу за президентское кресло из Лондона. А потом Патаркацишвили и совсем сбил с толку своих сторонников, за день до выборов сказав, что предлагает Саакашвили джентльменское соглашение — обоим отказаться от участия в выборах. Грузинские СМИ, контролируемые властью, представили это так, что олигарх выходит из борьбы. В итоге он получил лишь 7%.
Таким образом, все козыри с самого начала были в руках власти. И интрига президентских выборов состояла лишь в том, допустит ли Саакашвили второй тур голосования или решит все одним махом в первом.
По словам представителей оппозиции, в ходе выборов были использованы все достижения избирательных манипуляций: «карусели», неточности в списках избирателей, вброс бюллетеней и подлог итоговых протоколов. Скорее всего, после того как грузинский центризбирком обнародует официальные результаты выборов, данные факты станут предметом тщательного разбирательства в судах, как этого требуют международные организации, а также ближайшие союзники Грузии из Европы и США. Но, очевидно, что это никоим образом не отразится на итогах выборов.
Однако скромные успехи объединенной оппозиции не стоит недооценивать.
Впервые с осени 2003 года нынешний президент почувствовал, что столкнулся с реальной фрондой. И если еще в октябре Саакашвили говорил, что досрочным парламентским выборам не бывать, то уже восьмого ноября он сам на них согласился. В бюллетень проведенного одновременно с выборами пятого января плебисцита по поводу переноса парламентских выборов с осени 2008 года на весну власти записали формулировку, предложенную оппозицией. Касательно усиления роли парламента, то даже здесь власти успели принять важное решение уже непосредственно во время предвыборной кампании.
28 декабря парламент Грузии 141 голосом — единогласно — утвердил проект закона о поправках и изменениях в Конституцию. Согласно проекту, срок полномочий парламента Грузии продлевается на год и составит пять лет. Данную законодательную инициативу внес в парламент сам Михаил Саакашвили. Теперь выборы будут проводиться по пропорциональной системе, и мандаты депутатов будут перераспределены только между субъектами, которые получат не менее пяти процентов голосов избирателей. В случае, если президент за один срок своих полномочий вторично распустит парламент, досрочные парламентские и президентские выборы будут проводиться одновременно.
Эксперты говорят, что проходной барьер в парламент высок, однако уровень поддержки оппозиции на президентских выборах дает возможность надеяться, что уже весной во время парламентских выборов она вполне сможет потягаться с правящим пропрезидентским «Единым национальным движением». Вполне вероятно, что ситуация в Грузии будет развиваться по конфронтационному сценарию. Но, похоже, и власть, и оппозиция делают все, чтобы этого не произошло.
Сразу после выборов Саакашвили протянул руку оппозиции — в буквальном смысле. Во время рождественской службы в главном храме грузинской столицы он сам подошел к Гачечиладзе и пожал ему руку. Этот обычный жест не остался незамеченным наблюдателями: Саакашвили пожал руку далеко не всем. Это рождественское перемирие с оппозицией пока еще держится: уже восьмого января стало известно, что последняя отказалась от проведения крупномасштабных акций в Тбилиси. Или, по крайней мере, перенесла их на вторую половину января, когда результаты выборов будут объявлены официально.
По иронии судьбы, именно на Рождество в Тбилиси ударили рекордные за последние годы морозы. Как говорят наблюдатели, фактор погоды повлиял на решимость оппозиции вывести массы людей на улицу. Эта передышка позволила не только досчитать голоса, но дала возможность Саакашвили взять ситуацию под контроль. Вечером 8 января в прямом эфире «Рустави 2» он выступил с открытым предложением сформировать правительство национального единства и пригласил оппозицию к разработке своей новой программы «50 дней».
После инаугурации, по словам Саакашвили, вновь избранный президент и его политическая команда приступят к исполнению предвыборных обещаний, данных населению. Это, в первую очередь, создание новых рабочих мест, борьба с бедностью, развитие инфраструктуры, создание новых предприятий в аграрном секторе, совершенствование медицинского обслуживания и т.д. Команда экономистов нынешнего временного кабинета за время предвыборной гонки не только разработала и провела через парламент бюджет-2008, но приготовила пакет мер по финансовой либерализации, способных в короткие сроки превратить Грузию в инвестиционный рай.
Кроме того, ожидаются серьезные изменения в составе правительства. В грузинских СМИ пишут, что существует вариант, когда полномочия премьера могут быть поделены между несколькими вице-премьерами. Кроме того, Саакашвили дал публичные заверения не преследовать своих политических оппонентов. «Никто никого не арестует, это миф», — пообещал он. Более того, он намерен сократить количество заключенных в тюрьмах и даже освободить тех из них, кого оппозиция называет узниками совести.
Саакашвили также сказал, что готов снова протянуть руку Владимиру Путину и попытаться в новых условиях в обеих странах решить старые проблемы грузино-российских отношений. Условием начала такого диалога может стать приезд Путина на инаугурацию нового старого президента Грузии. И это тоже реверанс в сторону уже левой оппозиции, в которую входят немногочисленные пророссийски настроенные силы и коммунисты.
Напомним, что еще осенью (до событий 7 ноября) Саакашвили объяснял свое нежелание проводить выборы парламента весной тем, что он не хотел нестабильности в государстве в условиях смены власти в соседней России. Теперь ситуация поменялась, и ближайшие месяцы грузинские власти, очевидно, потратят на взращивание «увядшего» за последние несколько месяцев внутреннего национального единства и консолидации. И в этом отношении парламентские выборы представляют для Михаила Саакашвили определенные дополнительные возможности.
Некоторые российские эксперты говорят, что он вполне может воспользоваться опытом Путина на последних думских выборах и нейтрализовать оппозицию дальнейшими шагами по сплочению нации вокруг актуальных и насущных проблем. Ведь как подчеркнул грузинский лидер, столпами его политики (несмотря на возможные новые элементы), как и раньше, будет возвращение утраченных территорий Абхазии и Южной Осетии и интеграция Грузии в Европу.