UA / RU
Поддержать ZN.ua

Встреча несбыточных идей

Еще задолго до 23-й министерской встречи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Гамбурге 8-9 декабря было понятно, что дипломаты 57 стран и представители Евросоюза, собравшись за одним столом, не смогут выработать общих подходов для урегулирования кризисов и конфликтов в зоне ответственности организации.

Автор: Алексей Коваль

Германия подвела итоги своего председательствования в ОБСЕ.

Еще задолго до 23-й министерской встречи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Гамбурге 8-9 декабря было понятно, что дипломаты 57 стран и представители Евросоюза, собравшись за одним столом, не смогут выработать общих подходов для урегулирования кризисов и конфликтов в зоне ответственности организации.

Тем не менее министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер пытался сформулировать позитивную повестку дня для встречи. Он предложил инициативы по усилению позиции ОБСЕ как площадки для диалога между странами, которые не могут договориться в других форматах. Еще одной немецкой идеей было возобновление переговоров о новой системе контроля над вооружениями в Европе. По мнению Штайнмайера, новая система способствовала бы предотвращению наращивания вооружений в зоне конфликта между Украиной и Россией, избавила бы Европу от необходимости укреплять в военном отношении свои восточные рубежи.

Киев, впрочем, отстаивает иную идею для обеспечения безопасности континента. Глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин в Гамбурге снова заявил о необходимости развертывания вооруженной полицейской миссии ОБСЕ на границе Украины с Россией.

По словам Штайнмайера, вопрос "войны и мира" вернулся в повестку дня для всей Европы, хотя казалось, что с момента заключения Хельсинских соглашений более 40 лет тому назад, это не должно было повториться. Принципы, на которых мир держался в годы "холодной войны" (нерушимость границ, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела), сегодня нарушаются. Штайнмайер заявил, что архитектура безопасности Европы была поколеблена именно из-за аннексии Крыма Россией.

При этом немецкий министр иностранных дел, а также многие его коллеги из стран Европы множество раз в ходе каждого дня заседаний возвращались к ситуации в Донбассе, говорили о необходимости именно для ОБСЕ взять на себя миссию по разрешению конфликта. Ведь никакая другая структура в этом регионе такую миссию на себя взять не способна.

Отказавшись от решения этой задачи, ОБСЕ признала бы свое поражение, продемонстрировала бы, что выполнять свою основную функцию, ради которой ее создавали в годы "холодной войны", она не может. А именно - способствовать мерам доверия, которые предотвращали бы вооруженные конфликты.

Многие в Гамбурге признавали, что, ввиду нежелания России следовать нормам ОБСЕ, нормальный диалог сегодня практически невозможен. ОБСЕ перестала быть местом, где конфликтующие стороны могли бы согласовывать меры доверия, в том числе и в военной сфере.

Это снижает эффективность работы ОБСЕ по разрешению старых конфликтов - прежде всего в Нагорном Карабахе и Молдове. Хотя именно в приднестровском урегулировании за год немецкого председательствования наметился определенный прогресс. А вот весеннее обострение конфликта в Нагорном Карабахе стало, пожалуй, наиболее критичным моментом за год немецкого председательствования. По словам Штайнмайера, в этот регион также может быть направлена миссия ОБСЕ.

Проблемы, переживаемые ОБСЕ, непосредственно отражаются и на усилиях по разрешению конфликта в Украине и вокруг нее. На встрече в Гамбурге украино-российское противостояние в Донбассе и аннексия Крыма без преувеличения стали топ-темами в дискуссиях и выступлениях дипломатов. Украинский вопрос доминировал в ходе всех заседаний сессии Совета министров ОБСЕ, и даже за ланчем. Там российский министр Сергей Лавров пытался убедить европейских коллег в том, что Россия ощущает угрозу от приближения НАТО к российским границам. Сия ремарка вызвала смех у присутствовавших дипломатов.

Диалог Лаврова со Штайнмайером и Керри по вопросам разрешения конфликтов - украино-российского и сирийского - не дал конкретных результатов. Западные дипломаты требовали от Москвы остановить наступление на Алеппо, которое как раз в дни заседаний ОБСЕ в Гамбурге вошло в финальную фазу.

Одновременно Россия заявила о готовности рассмотреть последнюю германскую инициативу по возобновлению переговоров об ограничении вооружений в Европе. Но уже очевидно, что Германия в ходе своего председательствования в ОБСЕ, которое заканчивается через несколько дней, не успеет инициировать такие переговоры на практике. На данный момент эту идею поддерживают не все страны ОБСЕ. Для Германии было важно проанализировать и понять на основе этой инициативы, почему меры доверия в рамках ОБСЕ работали в годы, когда на континенте было противостояние стран "Варшавского договора" и НАТО, и не работают сейчас.

Берлин считает, что необходимы новые форматы диалога, в которых было бы меньше формальностей, но больше возможностей для обсуждения и решения конкретных проблем. В Гамбурге много говорили о возможности привлечения к такому диалогу представителей гражданского общества, журналистов, экспертов из мозговых центров.

Глава украинского внешнеполитического ведомства приехал в Гамбург с ранее озвученной
идеей, чтобы ОБСЕ подумала над размещением вооруженной полицейской миссии для контроля участка государственной границы с Россией, над которым Киев утратил контроль в результате боевых действий. Также, возможно, в дальнейшем эта миссия могла бы получить и мандат на разоружение боевиков в Донбассе и обеспечение безопасности проведения местных выборов.

Таким образом, Киев четко дал понять, что по-прежнему придерживается следующей логики реализации минских соглашений: разрешение вопросов безопасности должно предшествовать всем прочим вопросам политического урегулирования и выборов на временно оккупированной территории после ее освобождения от российских войск и отрядов боевиков.

В ОБСЕ к идее полицейской миссии относятся пока прохладно - очевидно, что такая миссия должна быть более многочисленной и лучше оснащенной, чем нынешняя мониторинговая миссия ОБСЕ в Донбассе. По сути, никто не делал подсчетов, сколько же человек может понадобиться для полицейской миссии, и не просчитывал бюджет, к тому же в вопросе создания такой миссии необходим консенсус всех стран-членов.

Впрочем, в мирном урегулировании Киев проявляет определенную гибкость. На последней встрече министров иностранных дел в нормандском формате Украина, по словам Павла Климкина, поставила в приоритет гуманитарные проблемы, а именно - вопрос обмена военнопленными.

В рамках встречи также довелось услышать мнение, что конфликт в Донбассе имеет особенность, которая может способствовать его разрешению. Несмотря на продолжающиеся перестрелки в ряде горячих точек на линии разграничения, 40 тысяч граждан пересекают чек-пойнты каждый день. Таким образом, возможность непосредственного диалога между людьми, живущими по разные стороны линии разграничения, все еще остается. Очень важно сохранить этот канал коммуникации и не допустить, чтобы раскол, разобщенность украинцев, которые из-за вооруженного конфликта оказались по разные стороны линии фронта, разрастались.

"Когда я общаюсь с простыми людьми в районах, не контролируемых правительством, они всегда мне говорят о двух вещах. Они говорят, что они украинцы и хотят мира", - рассказал первый заместитель главы СММ ОБСЕ Александр Хуг.

Все что должен сделать Киев для них, а фактически для всех граждан, оказавшихся в зоне конфликта (в том числе и на подконтрольной украинским властям территории), - это продемонстрировать свою решимость и желание решать гуманитарные и социальные проблемы, то есть фактически обеспечить выживание и безопасность людей, остающихся в зоне конфликта.

Этот вопрос может решаться и в рамках минского процесса, наряду с "треками" по вопросам безопасности и политики. Однако сегодня эта проблематика редко озвучивается в повестке дня переговоров в столице Беларуси; как известно, у Киева основная гуманитарная тема - обмен военнопленными. Вопрос, который также никак не может разрешиться.

В Гамбурге министр Штайнмайер после встречи с представителями мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине убедился, что ее необходимо продолжать, чтобы контролировать отвод тяжелого вооружения от линии разграничения. В то же время отмечалось, что членам СММ в Донбассе все еще необходима профессиональная подготовка и технические средства.

По словам Павла Климкина, Киев хотел бы, чтобы в будущем миссия ОБСЕ имела возможность не только фиксировать последствия ночных обстрелов, но также иметь оборудование, которое позволяло бы фиксировать обстановку на линии разграничения круглосуточно.

ОБСЕ должна со своей стороны рассмотреть вопрос увеличения бюджета Миссии. А представитель ЕС по вопросам внешней политики Федерика Могерини потребовала, чтобы был обеспечен беспрепятственный доступ наблюдателей к украино-российской границе на участке, который Киев не контролирует, а также выступила за расширение географии действий наблюдателей ОБСЕ. Также по ее словам, ЕС готов поддержать новую миссию ОБСЕ по обеспечению безопасности при проведении в восточных регионах Украины местных выборов. Но это вопрос, видимо, далекого будущего.

В ближайшей же перспективе можно с уверенностью говорить, что ситуация в Украине и вокруг нее будет оставаться в фокусе руководства ОБСЕ. Следующие страны-председатели в Организации на ближайшие два года, Австрия и Италия, разделяют немецкие подходы и идеи для разрешения конфликтов и усиления роли ОБСЕ. Австрийский министр иностранных дел Себастьян Куртц уже пообещал в Гамбурге, что начнет свое председательствование в ОБСЕ в январе будущего года именно с визита в Украину и посещения зоны конфликта в Донбассе.