UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ…

В Македонии опять война. Единственная югославская республика, получившая свою независимость без ...

Автор: Максим Череда
А поминальных свечей все больше...

В Македонии опять война. Единственная югославская республика, получившая свою независимость без крови и насилия, через десять лет расплачивается за это жизнями своих граждан, тысячами беженцев и подорванной экономикой. В отпущенное ей историей мирное десятилетие македонские власти не удосужились создать боеспособную армию, понадеявшись на то, что безопасность государства обеспечит им Запад. И вот теперь страна, руководство которой еще совсем недавно гордо заявляло об отсутствии в ней причин для межэтнических столкновений, глубоко увязла в настоящей гражданской войне, поводом для которой стали именно противоречия национального характера.

Еще месяц назад казалось, что самое страшное уже позади. Албанские экстремисты из так называемой Армии национального освобождения (АНО) были выбиты из захваченных ими деревень на севере страны, македонцы говорили о полном контроле над всей территорией государства, а натовские миротворцы уверяли журналистов в том, что македоно-косовская граница закрыта на надежный замок.

Теперь стало ясно, что это была всего лишь передышка. В первую неделю лета к северу от Скопье, столицы Македонии, разгорелись новые бои между правительственными войсками и партизанами-албанцами. Самые тяжелые столкновения произошли в районе городка Матейце, за которое стороны сражались более недели. Правительственные силы пытались выбить повстанцев и из другого укрепрайона — вокруг села Слупчане, которое подвергалось практически ежедневным обстрелам. Перестрелки между македонской армией и боевиками развернулись также к западу от столицы, в холмах над городом Тетово, населенного преимущественно албанцами.

Повстанцы сейчас сгруппированы на двух направлениях: к северо-востоку от Скопье, вялотекущие бои идут близ города Тетово и на отрогах невысокого горного хребта Шар-Планина, а на северо-западе республики, у города Куманово, в так называемой Скопской Црногоре, боевики контролируют десяток лесных деревушек. Недалеко от Тетово на прошлой неделе в боях было убито пять македонских солдат. Они погибли, попав в засаду, сопровождая медиков, приехавших для оказания помощи раненым. Это были самые тяжелые потери, которые македонская армия понесла с конца апреля, когда при схожих обстоятельствах погибли восемь солдат.

После этого трагического события премьер-министр Македонии Любчо Георгиевский призвал парламент объявить военное положение, что означало бы призыв в армию всех боеспособных мужчин страны. В мае правительство уже предлагало нечто подобное, однако под давлением западных стран было принято решение воздержаться от этой меры. Судя по всему, то же самое произошло и на этот раз. И если подобные заявления были рассчитаны исключительно для воздействия на сепаратистов, то своей цели они не достигли.

Албанские повстанцы ответили на угрозы македонских властей захватом деревни Арачиново, расположенной в восьми километрах от Скопье. Около 700—800 боевиков заняли здесь все стратегические высоты и разместили в домах граждан гранатометы, артиллерию и автоматы. Впервые за четыре месяца боев боевикам удалось подойти так близко к главному городу Македонии. Лидер сепаратистов «командир Ходжа» заявил, что боевики не уйдут из деревни, пока македонские власти не согласятся начать переговоры о предоставлении албанцам больших прав. (Вспомним, что главные требования АНО — это изменение Конституции страны и провозглашение албанцев государствообразующей нацией в Македонии.) Кроме того, лидеры сепаратистов потребовали от македонской армии прекратить операцию по изгнанию боевиков из деревень и городков, занятых ими на севере страны. Правительству Македонии, по сути дела, был предъявлен ультиматум. Сам Ходжа заявил журналистам, что его люди начнут наносить удары из минометов и орудий по всем главным объектам столицы республики — аэропорту, правительственным зданиям и полицейским участкам, нефтеперерабатывающему заводу и крупной автомагистрали.

Однако в тяжелом положении оказалась не только столица Македонии. Во втором по величине городе страны Куманово в результате проходящих в его окрестностях столкновений вот уже пятый день нет воды. Дело в том, что бойцы АНО взяли под свой контроль город Липково, возле которого расположено озеро и резервуар, откуда Куманово снабжается водой. После этого подача воды в город с 120-тысячным населением прекратилась. По словам городских властей, у инженеров нет доступа в район озер, который контролируют боевики.

Как всегда, более всего от происходящего страдают мирные люди. По сведениям верховного комиссара ООН по делам беженцев Рууда Любберса, с начала кризиса в Македонии четыре месяца назад число беженцев достигло 40 тысяч человек. Примерно половина из них находится в Косово, остальные — в самой Македонии. Только в минувшую пятницу, когда боевики появились в деревне Арачиново, его управление зарегистрировало около трех тысяч беженцев. В субботу районы боев покинуло еще около 7 тысяч человек. Всего же, по оценкам македонских властей, в районе боев между правительственными силами и повстанцами оказалось около 10 тысяч местных жителей, оставшихся без воды и продовольствия.

В такой ситуации президент Македонии Борис Трайковский вынужден был искать компромисс с сепаратистами. Он предложил объявить амнистию тем албанским боевикам, которые согласятся сдать оружие. Это предложение распространяется только на рядовых повстанцев, а их лидеры, по словам президента, «будут уничтожены». Координатор внешней политики Европейского союза Хавьер Солана, посетивший в конце прошлой недели Скопье, приветствовал инициативу президента Македонии и заявил, что полностью поддерживает позицию лидера страны.

Однако повстанцы не особенно обрадовались мирному плану президента. Да и члены правительственной коалиции от албанского меньшинства Македонии выразили сомнение по поводу его эффективности. Так, лидер главной албанской политической партии Арбен Джафери назвал план Трайковского «бесформенным».

И вот, несмотря на свои предыдущие заявления о «войне до победного конца», командование македонской армии объявило о временном прекращении огня, пытаясь дать гражданскому населению возможность эвакуироваться из района боевых действий и избежать гуманитарной катастрофы. Однако вскоре боевики обстреляли близ Тетово полицейскую машину, ранив четырех полицейских.

Окончания македонско-албанского противостояния пока что не видно. И эта малая война грозит обернуться большой бедой для крошечной Македонии с населением около двух миллионов человек. Лидеры мятежников утверждают, что в их Армии национального освобождения 6 тысяч штыков, сгруппированных в три территориальных корпуса. Это число, скорее всего, сильно преувеличено. По оценкам экспертов, количество боевиков АНО не превышает полутора тысяч человек, в большинстве своем — это необстрелянная молодежь из рабочих пригородов да насильно (или почти насильно) мобилизованные крестьяне. Основу партизанской армии составляют несколько отрядов, имеющих опыт ведения боевых действий в Косово.

По данным радио «Свобода», один из руководителей богатой албанской диаспоры в Швейцарии Фазиль Велиу сообщил недавно, что сорок пять тысяч албанцев, проживающих за рубежами Македонии, уже собрали средства для закупки оружия партизанам. Каналы его доставки налажены еще со времен косовской войны. Главные тропы проходят по двум направлениям — через Албанию и через Косово, где миротворцы НАТО без особых успехов пытаются перекрыть пути контрабанды смертоносного груза.

В то же время в македонской прессе появились сообщения о том, что радикально настроенные албанцы намереваются поднять еще одно восстание — на этот раз на севере Греции, в провинции Эпир. Здесь проживает, по разным данным, от 400 тысяч до миллиона албанцев, которые под греческим правлением чувствуют себя не очень комфортно. Газеты сообщают даже название новой албанской вооруженной группировки — Освободительная армия Чамерии (албанское название Эпира) — и дату проведения ею первой операции — 24 июня, день парламентских выборов в Албании. В рядах новой партизанской армии находится якобы пока 40 вооруженных бойцов, а действовать они собираются во имя «освобождения от многовекового православного рабства».

Прессе, конечно, можно и не верить, однако когда пару месяцев назад я говорил о подобной перспективе со своим приятелем из военного ведомства Греции, тот вполне серьезно утверждал, что не исключает подобного развития событий. Именно поэтому греческие власти, несмотря на наличие у них известных противоречий с Македонией по поводу официального названия последней, оказывают сегодня Скопье серьезную помощь, в том числе и в военной сфере.

В случае развития событий по наихудшему сценарию на Балканах может появиться новая клонированная албанская армия. Но и славянские патриоты в Македонии также не сидят сложа руки. В стране образованы несколько радикально-террористических организаций, которые пока что ограничивались погромами албанских магазинов и лавок в городах со смешанным славянско-албанским населением. Однако не исключено, что эти радикалы вскоре захотят поучаствовать в более серьезных делах, подменив собой слабосильную македонскую армию. Понятно, что сотни, в крайнем случае тысячи молодых ребят не смогут разгромить албанскую партизанскую армию, зато какую-нибудь лесную деревню с мирными жителями могут легко спалить в отместку за гибель очередного товарища. С другой стороны, албанские партизаны также никогда не возьмут ни Тетово, ни Скопье штурмом — а вот патруль из необстрелянных новобранцев, как мы убедились, могут уничтожить из засады.

Надеяться же на македонскую армию также особенно не стоит — она мало кого может победить. Ведь до последнего времени ее ВВС, к примеру, были оснащены исключительно самолетами «Ан-2», и только сейчас они стали спешно комплектоваться вертолетами и штурмовиками украинского и российского производства. Да и бороться с террористическими бандами при помощи армейских частей получается не очень уж эффективно. Албанцы с фанатизмом верят в справедливость своей борьбы, а значит, будут сражаться до последнего, применяя любые возможные методы. А это означает, что Македонии на ближайшее будущее уготована весьма незавидная судьба — в этой стране все будут воевать против всех, и война эта будет длиться бесконечно долго…