UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗВРАЩЕНИЕ ООН К ПРИНЦИПАМ ДЕМОКРАТИИ

Война в Ираке жестко поставила перед человечеством вопрос мирового устройства и, в частности, вопрос роли ООН в современном мире...

Авторы: Джанфранко Дель’альба, Эмма Бонино

Война в Ираке жестко поставила перед человечеством вопрос мирового устройства и, в частности, вопрос роли ООН в современном мире. Многие считают роль Организации Объединенных Наций как гаранта международного права и законности само собой разумеющейся и утверждают сегодня, что подорванное вторжением в Ирак положение ООН должно быть восстановлено в кратчайшие сроки, чтобы в мире восторжествовали власть закона и правопорядок.

Однако чтобы стать главным гарантом законности и эффективным рычагом в деле ее соблюдения, ООН должна быть преобразована в организацию, способную функционировать независимо и стабильно без бесконечных задержек, вето, нерешительности и нежелания добиваться выполнения своих решений.

Организация Объединенных Наций была создана как сообщество государств, поставивших перед собой цель защищать и способствовать распространению ценностей, лежавших в основе борьбы против нацизма и фашизма. В самом начале своего существования, когда организация насчитывала всего 50 членов, она была скорее привилегированным клубом государств. Действительно, в 53-й статье Хартии ООН страны, относившиеся к оси фашизма, назывались «вражескими государствами», так что Италии пришлось ждать до 1955-го, Японии — до 1956-го, а Германии до 1973 года, чтобы вступить в ООН.

Прежде всего Хартия ООН являлась манифестом государств, приверженных идеям свободы и справедливости. Она также содержала целый ряд конкретных политических задач, как, например, деколонизация и самоопределение народов, социальный прогресс и соблюдение основных прав человека. Однако с началом холодной войны и появлением движения неприсоединения идеи и намерения, лежащие в основе ООН, подверглись значительным изменениям. Сегодня мы настолько далеки от первоначального духа Хартии ООН, что нам кажется нормальным, когда государство с диктаторским режимом правления критикует демократическое государство, или, например, Ливия возглавляет комиссию по правам человека.

Хартия дала ООН право и возможность отвечать на угрозы миру и мировому устройству со стороны не входящих в ее состав государств, включая так и не выполненное требование предоставления подписавшимися под хартией государствами «воинских контингентов под командованием Комитета военных штабов, состоящего из начальников штабов постоянных стран-членов». В этом контексте право вето, дарованное государствам-победителям во Второй мировой войне, не распространялось на «внутренние» конфликты между членами ООН, а только на случаи угрозы миру со стороны стран, не входивших в ее состав.

Со временем Организация Объединенных Наций была преобразована под влиянием двух факторов. Во-первых, присутствие среди постоянных членов Совета безопасности недемократических государств с диктаторским режимом правления парализовало эту структуру и оставило на бумаге многие положения Хартии ООН. Во-вторых, подъем движения неприсоединения, основанного Чжоу Эньлай, Неру и Тито в 1955 году, привел к изменению идеологии ООН, в результате чего был решительно подтвержден принцип невмешательства во внутренние дела государств, а также его главенство над провозглашенным в первой статье Хартии принципом соблюдения прав индивидуумов.

Движение неприсоединения также выступало за включение в состав ООН всех суверенных государств. Это превратило ООН из объединения стран, разделяющих общие ценности, в аморфное собрание международного сообщества — неопределенную структуру, которую не интересуют демократические характеристики ее стран-членов.

Организация Объединенных Наций в той форме, в которой она существует сегодня, доверяя защиту основных прав человека государствам, принадлежащим к числу главных нарушителей этих прав, больше не приемлема. Мы должны модифицировать не только рабочие механизмы ООН, но и ее состав. Что необходимо сегодня — это создание «Всемирной организации демократических государств», задачей которой стало бы распространение истинных ценностей ООН, таких, как демократия, власть закона и уважение к правам человека.

Новая структура могла бы перенять организационную модель ВТО или, например, Совета Европы. Модель последнего действительно достойна подражания, поскольку и вступление в эту организацию, и продолжительное членство в ней зависят от соответствия государства определенным демократическим принципам и стандартам. Странам бывшего советского блока, например, чтобы вступить в Совет Европы, пришлось адаптировать свое законодательство к общеевропейским стандартам.

Обновленная ООН должна действовать по такому же принципу: для того чтобы стать и оставаться членом ООН, необходимо уважать международные обязательства, взятые на себя каждым государством, начиная с Хартии ООН и универсальной Декларации прав человека.

За последние годы демократия была установлена, часто путем болезненных реформ, в целом ряде стран, демонстрируя тем самым, что «глобализация» демократии, как и глобализация торговли, возможна. Однако другие страны упрямо предпочитают оставаться за пределами демократического правопорядка, а некоторые демократические государства становятся на путь авторитаризма. Разве не должны эти характеристики влиять на их международный статус?

ООН необходимо создать заново на основе ее первоначальных принципов. Основным критерием для вступления в ООН должно быть не просто существование страны, а соблюдение ею основных принципов демократии. Подобно Европейскому Союзу, ООН должна иметь механизмы приостановки членства или даже исключения из своего состава государств, не соблюдающих демократические нормы.

Только новая Организация Объединенных Наций будет обладать легитимностью, необходимой для должного реагирования на угрозы миру, а также для распространения и укрепления принципов свободы и прав человека. Создание новой ООН должно быть начато без промедления. Хорошим началом было бы формирование (до следующей Генеральной Ассамблеи) объединения демократических государств для координации их действий и выработки общих позиций.

Эмма Бонино — бывший комиссар Европейского Союза и депутат Европейского парламента от Транснациональной радикальной партии; Джанфранко Дель’Альба — депутат Европейского парламента от Транснациональной радикальной партии и директор неправительственной организации «Нет мира без справедливости».

Авторское право: Project Syndicate, июнь 2003. Перевод с английского Евгении Унанянц