UA / RU
Поддержать ZN.ua

Возьмет ли Трамп реванш у Байдена и проиграет ли от этого Украина

Почему ноябрьские выборы в американский Конгресс достойны нашего внимания

Автор: Олег Шамшур

8 ноября в США состоятся так называемые промежуточные выборы, когда переизбирается весь состав Палаты представителей и одна треть Сената США. Вероятнее всего, американские избиратели по традиции, нарушавшейся лишь в единичных случаях, воспользуются этой возможностью, чтобы показать избранному два года назад президенту и всей властной команде «желтую карточку» из-за недовольства их деятельностью и несоблюдения ими части предвыборных обещаний. По моему мнению, требовательность избирателей к действующей власти отображает также нежелание граждан США видеть чрезмерную концентрацию власти в руках одной политической силы.

Гуру американской политической аналитики практически единодушны в том, что по результатам промежуточных выборов в этом году демократы утратят большинство по крайней мере в одной из палат Конгресса США. По последним опросам общественного мнения (10–17 августа), Республиканская партия должна получить большинство (в 25–26 мест) в Палате представителей Конгресса, где сейчас доминируют демократы (220 против 211 мест у республиканцев, 4 места вакантны). Вместе с тем у Демократической партии есть некоторые шансы удержать контроль над Сенатом: сейчас их преимущество здесь обеспечивает только вице-президент США Камала Харрис, которая, по Конституции, является главой Сената и имеет право отдать свой голос, чтобы решить судьбу того или иного законопроекта, если голоса сенаторов разделяются поровну (Харрис воспользовалась этим правом уже 21 раз, в то время как ее предшественник за всю свою каденцию — 13).

Если прогнозы оправдаются, действующий президент США будет фактически лишен возможности добиться законодательной поддержки своих инициатив, поскольку тексты законов должны быть приняты обеими палатами Конгресса. В условиях разделенного правления, когда партия президента не контролирует законодательную ветвь власти, политический процесс в Вашингтоне заходит в обычный тупик — ни одна из партий не способна реализовать свою программу.

Понимая это, Джо Байден приложил сверхусилия, чтобы в августе Конгресс принял (голосами демократического большинства) Закон об уменьшении инфляции, который снижает стоимость медицинских услуг, инвестирует 369 млрд долл. в мероприятия по борьбе с климатическими изменениями и повышает налогообложение корпораций и крупных инвесторов. В сочетании с ранее принятой масштабной программой развития инфраструктуры страны закон должен стать основой политического наследия Байдена как «трансформационного президента» вроде Франклина Рузвельта или Линдона Джонсона.

Администрация Байдена рассчитывает, что последние законодательные успехи, к которым нужно добавить расширение льгот для ветеранов вооруженных сил, введение более жестких правил продажи оружия гражданам, меры по усилению позиций США в конкурентной борьбе с Китаем в сфере производства полупроводников, а также ликвидацию лидера «Аль-Каиды» аль-Завахири, позитивно повлияют на неблагоприятную для хозяина Белого дома динамику рейтингов и в контексте последующих промежуточных выборов повысят шансы на победу кандидатов от Демократической партии, в том числе благодаря мобилизации сторонников демократов и привлечению на свою сторону части независимых избирателей.

Действительно, за последнюю неделю поддержка президента увеличилась до 40,6%, но в целом его позиции остаются уязвимыми: популярность Джо Байдена уступает даже показателю Дональда Трампа в аналогичный период президентства. В пользу президента и его однопартийцев играет дальнейший рост занятости (уровень безработицы крайне низкий — 3,5%), заработной платы и доходов населения, но экономический рост замедляется (реальный ВВП снижается второй квартал подряд). Значительное количество американских экономистов и руководителей крупных компаний не исключают начала рецессии в течение следующих 12 месяцев. Главной экономической проблемой остается инфляция — 8,5%, несмотря на снижение в последнее время цен на горючее.

До выборов осталось почти три месяца, но уже понятно, что их результаты будут зависеть прежде всего от динамики экономических показателей, оказывающих непосредственное влияние на благосостояние американцев. Состояние экономики намного опережает по весу (29%) другие проблемы, которые американцы относят к приоритетным, — криминальную ситуацию, состояние окружающей среды, здравоохранение и иммиграцию.

Значимость этих промежуточных выборов в Конгресс США в том, что их итоги сформируют политический пейзаж США на следующие два года и, соответственно, в значительной степени определят параметры избирательной кампании 2024 года, в частности, состоится ли «матч-реванш» Трамп vs Байден.

Казалось бы, негативное отношение к такому сценарию подавляющего большинства американцев, которые сейчас не хотят видеть ни одного из них кандидатом в президенты (57% опрошенных против кандидатуры Трампа и 60% — Байдена), исключает возможность повторения дуэли. Впрочем, нынешний расклад сил в Демократической и Республиканской партиях говорит о противоположном.

По данным CNN, три четверти демократов в 2024 году предпочли бы видеть нового кандидата в президенты (очевидно, большинство среди оппонентов Джо Байдена составляют те, кто считает, что он недостаточно активно продвигает идеи «прогрессивного» левого крыла партии), но большинство представителей партийного ядра тем не менее убеждены, что именно у Байдена лучшие возможности вновь победить Дональда Трампа, если тот решит баллотироваться в 2024-м. Амбициям президента способствует и ограниченность лидерского резерва Демократической партии: самую популярную фигуру из пула претендентов на замену Джо Байдена — вице-президента Камалу Харрис — при всем уважении к ее должности нельзя отнести к наиболее харизматичным и эффективным политикам, способным завоевать симпатии американских избирателей. Таким образом, несмотря на возраст, у Байдена есть все шансы представлять Демократическую партию на президентских выборах в 2024 году, и он уже сообщил о своем намерении вновь претендовать на высшую должность в государстве.

Дональд Трамп крепко удерживает контроль над Республиканской партией. Поддержанные им кандидаты победили в 94% «праймериз» по отбору представителей партии на выборах в Конгресс. Продолжается «зачистка» партии от традиционных консерваторов: свои позиции сохранили лишь двое из десяти республиканских членов Палаты представителей, голосовавших за импичмент Трампа. Партийная идеология трансформируется соответственно взглядам радикализированной базы республиканцев, продолжающей верить в миф об «украденных» президентских выборах и других теориях заговора.

Трамп остается лидером партии и, подобно Байдену у демократов, с большой вероятностью может стать ее кандидатом в президентской гонке даже при наличии ряда сильных конкурентов (например, губернатор Флориды Рональд ДеСантис, бывший вице-президент Майк Пенс, бывшая представительница США в ООН Нимрата Хейли). Помехой этому могут стать его проблемы с правосудием, поскольку бывший президент США является объектом ряда производств — о его роли в нападении на Конгресс 6 января 2020 года, попытках изменить результаты президентских выборов, деловой деятельности до избрания президентом и незаконном хранении секретных документов. Высказывается даже предположение, что в результате этих расследований он может быть лишен права занимать избирательные должности. В то же время «преследования» Дональда Трампа способствуют дальнейшей радикализации его сторонников, направляющих свое недовольство против государственных институций и вашингтонского истеблишмента.

При любых результатах промежуточных выборов в США в ноябре, можно ожидать продолжения или даже усиления межпартийного противостояния в Конгрессе и американской политике в целом (в частности, некоторые республиканцы уже сообщили о намерениях начать процедуру импичмента президента Байдена). Круг проблем, по которым в Соединенных Штатах существует общенациональный консенсус, крайне ограничен. Для нас предельно важно, чтобы он сохранялся в вопросе помощи Украине в борьбе с российской агрессией.

На первый взгляд, ситуация в этом смысле остается благоприятной для нашего государства. В начале августа (согласно исследованию ученых Мэрилендского университета, осуществляющих постоянный мониторинг этой проблематики) 70% американцев считали, что США делают достаточно или мало для поддержки Украины. Для продолжения поддержки они даже готовы идти на определенные жертвы в экономическом плане: 62% не остановит увеличение затрат на энергетические носители, а 58% — рост инфляции.

Вместе с тем следует обратить внимание на несколько «но». Во-первых, хотя поддержка Украины в США остается на стабильно высоком уровне, она снизилась по сравнению с началом войны (по крайней мере в аспекте экономической цены, которую готовы за это заплатить обычные американцы). Во-вторых, существует (и имеет тенденцию к увеличению) существенное отличие в позиции приверженцев Демократической и Республиканской партий: рост энергетических затрат готовы выдержать 78% демократов и 44% республиканцев; инфляционное давление — 72% демократов и 39% республиканцев. 46% республиканцев и 42% независимых (по сравнению с 11% демократов) разделяют мнение, что США делают для Украины слишком много.

Последние цифры коррелируются с формированием в Палате представителей группы конгрессменов-республиканцев, постоянно выступающих против предоставления Украине оружия и других видов помощи: во время голосования 40-миллиардного пакета помощи в мае их было уже 57; против него проголосовали и 11 сенаторов-республиканцев. Группа включает в себя пылких сторонников Трампа, известного своей симпатией к российскому диктатору, которая в современных условиях трансформировалась в фактическое оправдание Трампом российской агрессии против Украины. Все это свидетельствует об усилении в Республиканской партии влияния изоляционистов. Их рупором стал один из ведущих журналистов телеканала Fox Такер Карлсон, которому, по его словам, «все равно, что Путин делает в Украине» (появилась информация, что Кремль рекомендовал российским СМИ чаще цитировать Карлсона).

Изоляционисты пока находятся в меньшинстве среди американских законодателей. Впрочем, вполне реально, что их количество в составе Конгресса нового созыва вырастет вследствие избрания в состав его республиканской фракции новых трампистов. Скажется ли это на постоянной двухпартийной поддержке Украины в Конгрессе США, в условиях войны абсолютно необходимой для нашего государства? Надо признать, что это будет зависеть от факторов, большинство которых находится вне зоны нашего возможного влияния. Но мы можем и должны повысить эффективность своей коммуникации с американскими законодателями и особенно с американцами в целом, чтобы сузить маржу для маневра сил, желающих отодвинуть помощь Украине как можно дальше в перечне задач внешней политики США.

Больше статей Олега Шамшура читайте по ссылке.