Афганистан опять стал новостью номер один в мире. В течение всего последнего месяца мировая общественность старалась спасти уникальные буддистские монументы в этой стране, а на этой неделе она их уже оплакивала. Несмотря на то, что международные организации давным-давно уже закрыли свои представительства в афганской столице, ООН решилась все же послать в Афганистан специального представителя ЮНЕСКО, надеясь убедить лидеров Талибана, контролирующего более 90 процентов страны, отказаться от намерения уничтожить в провинции Бамиан две уникальные гигантские статуи Будды, считающиеся жемчужинами мирового искусства. Они были вырезаны в скале более двух тысяч лет назад, а высота каждой составляла более 50 метров. Один из монументов считался лучшим из созданных за всю историю человечества скульптурных изображений Будды.
Как и ожидалось, визит этот результативным не стал. После небольшой паузы, взятой талибами на время религиозного праздника Эйд-аль-Аха, они выполнили решение, принятое муллой Мохаммедом Омаром еще 27 февраля. Суть же указа афганского верховного лидера была ясна и однозначна — необходимо ликвидировать на территории страны статуи всех «ложных» богов, «которым поклоняются неверные». Особое внимание мулла приказал уделить «оскорбляющим ислам» изображениям живых существ. (Как известно, мусульманам запрещено создавать изображения и статуи людей и животных.)
Итак, в минувшую пятницу, после окончания праздника, оба гигантских монумента были взорваны. Все утро к их подножию свозили взрывчатку, на место проведения операции прибывали саперы и военные специалисты талибов. Сперва в течение некоторого времени статуи расстреливали из танков. Ближе к полудню в них просверлили несколько «технологических отверстий», в которые и был заложен динамит. По данным информационных агентств, взрывы прозвучали около девяти часов по Гринвичу.
Как заявили представители ООН, они получили подтверждение того, что статуи были полностью разрушены. По словам генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, это подтвердил его специальный посланник в Афганистане. Он также добавил, что расчетливое и хладнокровное уничтожение памятников, которые являются культурным наследием не только афганского народа, но и всего человечества, — шаг просто чудовищный.
Свое возмущение действиями талибов выразили власти очень многих стран мира. В частности, заместитель председателя Госдумы России Владимир Лукин назвал их «варварами» и «полными дегенератами». Бойцов же Талибана возмущение мировой общественности мало трогает. Они бы выполнили распоряжение своего лидера еще раньше, да слишком уж большими оказались объекты уничтожения.
Вполне естественно, что афганская оппозиция постаралась использовать происшедшее для привлечения к их стране внимания мировой общественности, убеждая последнюю в том, что экстремистские действия талибов направлены на уничтожение культурного наследия Афганистана.
Однако давайте разберемся с мотивами последних действий Талибана. Понятно, что лидеры движения не настолько глупы, чтобы навлекать на себя гнев афганцев, исповедующих иную кроме ислама религию, или вызывать возмущение всего мира только лишь ради достижения узкорелигиозных или идеологических целей. Дело тут в другом. Не случайно же в качестве места воплощения в жизнь своего решения мулла Омар избрал именно провинцию Бамиан. Эта местность чрезвычайно важна для талибов в преддверии традиционного весеннего наступления войск Северного альянса. Это на первый взгляд стратегическая важность Бамиана не совсем очевидна. Провинция вроде бы находится в центре страны, вдали от районов будущих боевых действий. Однако, контролируя ее, Талибан обладает неоспоримым стратегическим преимуществом по отношению к своим противникам, так как в его руках находится ключевая дорога, проходящая с запада на восток вдоль горного хребта, делящего Афганистан на две части. В этих условиях Бамиан является своеобразным чек-пойнтом для тех войск талибов, которые развернуты в регионах, расположенных к северу от горного хребта, и на которые, очевидно, ляжет главное бремя борьбы с контрнаступлением Северного альянса. Кроме того, в этом районе Афганистана традиционно находили свое убежище бойцы различных разрозненных группировок, ведущих партизанскую войну против талибов внутри страны. Они давно уже стали своеобразной «занозой» для Талибана, а с вводом войск в провинцию появился шанс покончить с ними раз и навсегда. Получается, что, укрепившись в Бамиане, талибы значительно усилили свой контроль над всей остальной территорией страны.
Что же касается религиозного аспекта происшедшего, то он, по мнению экспертов, может стать причиной (а может быть, уже и следствием) резкого обострения противоречий, появившихся в среде духовных лидеров Талибана. Решение уничтожить символы иных, кроме ислама, религий исходит, несомненно, от приверженцев жесткой линии, пытающихся таким образом «поставить на место» сторонников более сдержанной политики Афганистана, выступающих за постепенное установление цивилизованных отношений с другими, в том числе и неисламскими, странами. Впоследствии эти разногласия могут привести к появлению довольно серьезной оппозиции в среде духовных лидеров Талибана. Впрочем, об этом немного ниже.
Февральский указ муллы Омара не стал первым случаем, когда новые хозяева Афганистана угрожали буддистским культовым сооружениям, расположенным на афганской земле. В апреле 1997 года полевые командиры талибов, воевавшие в этом районе против местных мятежных группировок, носивших мудреное название Хезб-и-Фахдат, уже публично обещали после изгнания мятежников из провинции Бамиан уничтожить все религиозное наследие «неверных», имея в виду в первую очередь статуи Будды. Эти угрозы так и не были выполнены, так как сам Мохаммед Омар заявил о взятии буддистских святынь под свою личную защиту.
Талибы выбили из провинции бойцов Хезб-и-Фахдат только в сентябре 1998 года, однако с того времени эта территория переходила из рук в руки несколько раз. В последний раз она находилась под контролем оппозиции в январе-феврале текущего года, однако силы Северного альянса в очередной раз вынуждены были отступить под натиском превосходящих войск Талибана.
Кстати сказать, по сведениям российской прессы, кроме буддистских и некоторых других языческих изваяний, талибы взялись за уничтожение духовных символов, принадлежащих другим исламским сектам. Лидеры Талибана, видимо, опасаются, что эти местные секты, в которые входят представители национальных меньшинств Афганистана, также имеют потенциал подрыва основ их власти и мешают установить полный контроль над территорией страны. Уничтожая религиозные символы этих меньшинств, талибы стремятся устранить само понятие их духовной идентичности, надеясь таким образом «интегрировать» их в единое афганское исламское общество, находящееся в абсолютной власти Талибана.
В то время как «семинаристы» пытаются таким своеобразным способом решить задачу создания единой афганской нации, существенный раскол может образоваться непосредственно в их руководящем ядре. Экстремистские фундаменталистские взгляды, проявляющиеся все чаще и чаще у некоторых лидеров движения, сводят на нет все надежды талибов на международное признание, а значит, и на экономическое и политическое развитие страны. Однако понимают это лишь некоторые представители нового афганского руководства, у «руля» же движения продолжают оставаться приверженцы твердой линии.
А то, что разногласия в верхах у талибов имеются, можно утверждать, наблюдая за событиями, связанными с «главным афганским гостем» — Усама бен Ладеном, присутствие которого в Афганистане является основным препятствием на пути международного признания Талибана. В последнее время из недр движения несколько раз исходила информация о том, что «террорист номер один» может покинуть страну. Однако сразу же после появления такой информации следовало официальное заявление руководства Талибана о том, что изгнание бен Ладена противоречит исламским принципам и традициям гостеприимства. По некоторым сведениям, такую позицию разделяют не все в Кабуле и судьба идеолога «асимметричной войны» уже несколько раз становилась предметом жестких споров между руководителями движения.
Решение же уничтожить буддистские статуи, несмотря на жесткую реакцию всего мирового сообщества, может быть результатом стремления группы «непримиримых» в руководстве Талибана утвердить свое лидирующее положение. Однако добившись этого, сторонники жестких мер могут окончательно пойти на разрыв с «умеренными», сделав последних сносной альтернативой существующей в настоящее время в Афганистане власти. Именно на эту, вторую группировку, выбрав меньшее из зол, может сделать ставку цивилизованный мир.
Посол правительства Талибана в Пакистане Абдул Салам Заеиф заявил на прошлой неделе западным информационным агентствам, что если исламские государства смогут предоставить основанные на законах шариата доказательства необходимости сохранения статуй Будды, то процесс уничтожения будет остановлен. Это заявление свидетельствует по крайней мере о том, что часть нынешних афганских лидеров готовы вступить в переговоры с внешним миром. Любопытно, что посол осмелился на такое публичное изречение несмотря на призыв муллы Омара к мусульманским странам «не солидаризироваться с неверными, отстаивающими неприкосновенность идолов».
Непримиримая позиция сторонников твердой линии в руководстве талибов может быть лишь ответной реакцией на попытки «умеренных» найти общий язык с международным сообществом, получить за счет этого экономическую выгоду и оттеснить на этой волне старую гвардию от власти. Кто знает, может быть, эпопея с буддистскими статуями станет поворотной в судьбе Талибана, а значит, и в судьбе многострадальной афганской земли.