UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЙНА НА ВСЕХ ФРОНТАХ

Когда снаряды рвутся днем и ночью, Быстрей дают чины и ордена. Поэтому пускай всегда грохочет Война!..

Автор: Виталий Портников

Когда снаряды рвутся днем и ночью,

Быстрей дают чины и ордена.

Поэтому пускай всегда грохочет

Война! Война! Война!

Джанни Родари. «Волшебный голос Джельсомино»

ФРОНТ ПЕРВЫЙ: СЕНАТОРЫ

Именно происходящее в противостоянии между президентским окружением и членами Совета Федерации, отчаянно противостоящими попыткам Кремля создать управляемую из Центра верхнюю палату российского парламента, продемонстрировало, насколько непрочны позиции нынешней власти. Путин может действовать и побеждать исключительно в лобовой атаке, к классической же аппаратной интриге Кремль попросту не готов. Представители президентской стороны лукавят, когда утверждают, что были готовы к отказу сенаторов поддержать президентский законопроект об изменении процедуры формирования верхней палаты. Действительно, негативная реакция ожидалась, но не единогласная и не на фоне 308 голосов в поддержку путинского законопроекта в Государственной думе. Получается, что сенаторам — и главным образом поддерживающему их Борису Березовскому — нужно «поработать» всего с десятью депутатами — или с одной депутатской группой, — чтобы преодоление вето верхней палаты стало несбыточной мечтой президентского окружения.

Вначале это вызывает нескрываемое раздражение, но в конце концов Кремль соглашается на создание согласительной комиссии, которая должна выработать устраивающий сенаторов и депутатов нижней палаты проект документа. Третьей стороной в этой комиссии становится президентская. Именно от представителей Владимира Путина представители Государственной думы ожидают энергичного нажима на сенаторов с целью отстоять основные параметры документа — тем более когда накануне заседания согласительной комиссии в Государственную думу приходит письмо из Совета Федерации, предлагающее изменить суть законопроекта и фактически отказаться от реформы взаимоотношений между Центром и регионами. И именно представители Владимира Путина сдают позицию за позицией. Сейчас, когда я пишу эту статью, окончательные результаты работы согласительной комиссии еще не известны, более того, из здания на Охотном ряду, где работают ее члены, постоянно приходят сообщения о том, что деятельность комиссии вообще находится под угрозой срыва, но тем не менее президентская сторона согласилась с поправкой, которая позволяет губернаторам и республиканским президентам назначать своих представителей в Совет Федерации самостоятельно, без всякого согласования с местными законодательными органами. И отзывать своих представителей губернаторы тоже будут сами… Ротация членов Совета Федерации, между тем, будет процессом не просто плавным, но очень плавным: когда губернатор захочет — тогда он свои полномочия и передаст.

По словам члена согласительной комиссии, депутата Государственной думы от Союза правых сил Бориса Надеждина, единственными защитниками президентской концепции закона оказались не представители президентской стороны, а депутаты Государственной думы. Более того, по имеющейся информации, руководителей пропрезидентских фракций приглашали в Кремль и предлагали особенно не волноваться. Эти кремлевские рекомендации вызвали возмущенное заявление лидера парламентской фракции «Единства» Бориса Грызлова, обозвавшего Бориса Березовского «византийцем» и спрогнозировавшего, что с созданием новой политической партии у Бориса Абрамовича ничего не получится. Одновременно в Госдуме стали распространяться настойчивые слухи, что многие депутаты нижней палаты от «Единства» готовы встать под знамена новой партии, одновременно превратив «Единство» из «партии власти» в новый «Наш дом—Россию», группировку номенклатурных неудачников…

Сомневаясь в подобных мрачных перспективах «Единства», замечу, тем не менее, что пока что не воспринимающая президентской реформы группировка Березовского явно побеждает, а сторонники путинской реформы вынуждены отступать. И это при том, что в путинском окружении продолжают считать реформу задачей номер один: во время недавнего визита в Москву президента Польши Александра Квасьневского члены польской делегации были просто поражены той настойчивостью, с которой российские собеседники на всех уровнях говорили с ними о необходимости региональной реформы, утверждая, что без нее Кремль попросту не может рассчитывать на успех каких-либо преобразований. Итак, Кремль хочет победить — и капитулирует. В этом вся дуалистичность положения нынешней власти… Вернее, объемов полномочий, которые на самом деле имеет эта власть. Кстати, знающие люди утверждают, что сенаторы были шокированы и деморализованы предложениями президента, — этим и объясняется их первоначальный «одобрямс». Но после беседы с Борисом Березовским как-то приободрились…

В результате ситуация получается проигрышной при любом из вариантов. Если согласительная комиссия окончит свою работу успехом Совета Федерации, тогда депутатам придется, стиснув зубы, голосовать за законопроекты, только усиливающие позиции сенаторов. А в верхней палате парламента будут заседать не общенародно избранные депутаты и даже не прошедшие сквозь выборы губернаторы и президенты, а безгласные чиновники, послушно выполняющие волю пославших их в Москву региональных баронов. И можно будет считать путинскую реформу несостоявшейся, а властные возможности — поставленными под вопрос. Если согласительная комиссия не сможет преодолеть разногласий, то Госдуме придется преодолевать вето верхней палаты. Ну если она его не преодолеет — смотри предыдущее предложение. А если преодолеет — мне уже приходилось писать о сотрудничестве с обозленными сенаторами и его эффективности…

ФРОНТ ВТОРОЙ: «ОЛИГАРХИ»

Одновременно со схваткой с региональными лидерами Кремль решил развязать настоящую войну с «олигархами». Когда арестовывали Владимира Гусинского и проводили обыски в «Медиа- Мосте», казалось, что речь идет о конкретной атаке Кремля на непокорные СМИ. И слова Гусинского о том, что следующим будет Вагит Алекперов, были восприняты многими как провокационные. Однако Алекперов действительно оказался следующим — российская налоговая полиция возбудила уголовное дело против руководства «Лукойла»… и против руководства «АвтоВАЗа»… У Владимира Потанина потребовали доплатить 140 миллионов долларов за приватизацию «Норильского никеля»… Выемка документов прошла уже не только в привыкшем к этой процедуре «Медиа-Мосте», но и в «Газпроме». Стремление новой власти «накрыть» весь российский бизнес — и немедленно — становится очевидным.

Когда арестовывали Гусинского, предприниматели отреагировали на его задержание достаточно вяло, призывая власть в основном не нарушать правил игры и «иммунитета» олигархов. Сегодня власть устами премьер-министра Михаила Касьянова, давно уже ставшего в бизнес-элите символом «понимающего» чиновника, предупреждает, что никакого «иммунитета» ельцинских времен у «олигархов» больше нет. Что делать в такой ситуации представителям большого бизнеса, если не объединяться в стремлении противостоять не столько даже Путину, сколько тем неофитам вокруг нового президента, кто стремится к «равноудалению» большинства «олигархов» с очевидной целью занять освободившиеся места?

Ситуация вокруг Совета Федерации демонстрирует, что руководство страны может побеждать только в лобовой атаке. Зачем же ему война на всех фронтах? Можно предположить, что окружение президента, во-первых, эксплуатирует явно проявляющееся у Владимира Путина желание создавать «сильное государство» (то есть сильную президентскую власть), а во-вторых, хочет поставить президента в ситуацию тотальной схватки с российской политической и предпринимательской элитой — рассчитывая, что такая тотальная борьба заставит Путина мобилизовать все возможности и ресурсы государственной машины для победы… Ну а победителей щедро наградят — разумеется, в случае, если им удастся выиграть…