UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЙНА И МИР КОФИ АННАНА

Накануне открытия 58-й Генеральной Ассамблеи ООН шеф этой крупнейшей мировой организации Кофи Аннан разослал домашнее задание лидерам государств...

Автор: Иван Сагайдачный

Накануне открытия 58-й Генеральной Ассамблеи ООН шеф этой крупнейшей мировой организации Кофи Аннан разослал домашнее задание лидерам государств. Прибыть в Нью-Йорк они должны были с собственными мыслями и идеями о том, как противостоять войнам и терроризму, бедности и другим болезням современного мира. Но сам генсек приготовил им сюрприз. Открывая дебаты на Генассамблее, он поставил вопрос ребром: или ООН сможет преодолеть свою слабость и вернуть себе всеобщее уважение, либо, в противном случае, мир погрязнет в «неоправданном и нелегитимном» применении силы одними государствами против других. Все происходящее угрожает самим основам мирового порядка, который уберегал человечество от конфликтов в последние десятилетия.

— 12 минувших месяцев оказались, пожалуй, самыми болезненными для тех, кто верил, что совместными усилиями они могут найти ответы на угрозы и вызовы современности, — так начал свой ежегодный доклад Кофи Аннан. Он дал понять, что мир за прошедший год стал менее стабильным, менее безопасным и менее благополучным. Это не могло не отразиться на ООН, которая фактически стала заложником происходящих процессов, лишившись своего самого важного качества — возможности противостоять глобальным угрозам при помощи системы коллективной безопасности и на основе устава организации.

Битву слов генсек ООН явно выиграл с огромным преимуществом. Это стало очевидно, когда на трибуне появился президент США Джордж Буш. Многие в этот момент вспомнили, как он в прошлом году убеждал собравшихся в необходимости покончить с режимом Саддама Хусейна. Тогда ему поверили. Сегодня хозяина Белого Дома вновь слушали, затаив дыхание. Однако ничего нового он не сказал. Казалось даже, что ему вообще не важно, слушает его зал или нет. Президент вновь говорил об иракской войне без сожаления, представляя ее как продолжение антитеррористической кампании последних лет. Он отказался признать, что дела в Ираке идут не так хорошо, как хотелось бы, и что оккупационные власти уже не могут противостоять хаосу. Буш даже никак не отреагировал на откровенные выпады в свой адрес со стороны Кофи Аннана, более того, он заявил, что в Ираке коалиция воевала «во имя мира и защиты доверия к ООН». Теперь же Джордж Буш готов отдать этой структуре часть полномочий по управлению Ираком, но только в написании конституции, создании демократических институтов и обучении в них гражданского персонала. В остальном все останется как есть, даже несмотря на практически ежедневные потери американских солдат и зреющий бунт против оккупантов даже в среде лояльных иракцев.

Многие в зале недоумевали: неужели американский президент лишился чувства реальности и действительно не понимает, что отношение к нему за прошедший год резко изменилось? Или он все же надеется, что Объединенные Нации окажутся столь наивными, чтобы взять на себя обязательства по расхлебыванию той каши, которую союзники заварили в Ираке.

По мнению многих аналитиков, если что и удалось Бушу, так это навредить собственным дипломатам из ведомства Колина Пауэлла. Они готовы на все, чтобы в ближайшие дни принять новую резолюцию Совета Безопасности ООН по Ираку, согласно которой забота о стабилизации ситуации в стране частично бы легла на миротворцев в голубых касках. Но после такого выступления многие уверены: если новый вариант резолюции и будет утвержден Совбезом, ее постигнет участь предыдущих подобных решений, принятых лишь для того, чтобы удовлетворить американские амбиции.

Уже первый день дискуссии показал, что ни ООН в целом, ни отдельные государства, среди которых и ключевые члены Совета Безопасности, не хотят оставаться в роли марионеток. Президент Франции Жак Ширак сорвал бурные овации, заявив, что мир более не будет мириться с анархией и беззаконием. Он подверг критике доктрину «превентивных ударов» США и обвинил Джорджа Буша в том, что именно силовые действия его администрации привели к самому жесточайшему за последние годы кризису ООН.

Продолжение подобной практики для организации значит полностью быть отстраненной от решения важных проблем современности. Кофи Аннан предупредил, что каждое государство — член ООН и организация в целом оказались на развилке. Теперь необходимо или восстановить эффективность работы механизмов, действовавших до сих пор, или срочно искать новые методы, чтобы вернуть уважение и престиж ООН. Генсек дал понять, что выбирает второй путь. Причем Совет Безопасности будет находиться в центре при любом варианте преобразований.

Выиграв в войне слов, Кофи Аннан осознает, что на практике борьба за восстановление престижа ООН будет, пожалуй, наиболее серьезным испытанием и для него лично, и для всего мирового сообщества. Если оно найдет в себе силы и решимость поддержать этот порыв нынешнего генсека. Два теракта в Багдаде близ представительства ООН, в первом из которых среди погибших оказался Сержио Вьейра ди Мельо, кстати, многолетний друг К.Аннана, были демонстрацией того, насколько подорвана вера в ООН и насколько бессильной и слабой оказалась сама организация.

Кофи Аннан признал, что реформировать структуру не так просто. Попытки реформ продолжаются вот уже более семи лет. После практики сдерживания и мягкого противодействия возникновению локальных конфликтов Совбез не должен стесняться брать на вооружение более активные и даже агрессивные методы участия в разрешении конфликтов и противодействия угрозам. Но обязательно на основе решений, принятых коллективно.

В этом суть новой стратегии Кофи Аннана, которую он пока лишь предлагает обсудить. Он считает необходимым созвать глобальный форум из деятелей, обладающих международным авторитетом, чтобы они подсказали ООН, как двигаться по пути реформ со стороны, как лучше соответствовать изменившимся реалиям.

Большинство лидеров, выступивших в последующие дни, ставили непосредственным условием для начала реформ изменение состава Совета Безопасности как за счет новых постоянных, так и расширения числа непостоянных членов. Другие ораторы говорили о необходимости менять механизмы принятия решений. Так, украинский Президент предложил ООН сделать выводы из уроков иракской войны и разработать «превентивный мандат Совбеза» для миротворческих операций. Сама Украина получила приглашение поучаствовать в новой миссии в Либерии, на этот раз не солдатами, а лишь техникой.

Впрочем, Ирак и методы борьбы с глобальным терроризмом — темы, из-за которых будет сломано еще немало копий в ходе нынешней Генассамблеи, хоть и стали поводом для ООН и лидеров крупнейших стран трезво взглянуть на происходящее в мире. Лишь в выступлениях лидеров маленьких и бедных стран была дана жесткая оценка неспособности такого большого мирового сообщества решать проблемы, которые таят в себе еще большую угрозу. В Объединенных Нациях признали, что к 2005 году не удастся выполнить одно из самых существенных решений ООН в вопросе борьбы со СПИДом, начав постепенно снижать уровень заболевших этой чумой ХХ века. Украина, которая сама была инициатором глобальной стратегии противостояния СПИДу, сегодня лишь сетует, что средств на борьбу собрать не удалось, в то время как пандемия охватывает все новые и новые государства. ООН не смогло противостоять расширению пропасти, которая с каждым годом увеличивается между богатыми и бедными странами. Провал недавнего саммита ВТО в Мексике показывает, что этот процесс выходит из-под контроля. ООН все еще надеется, что ей удастся воплотить в жизнь идеи Декларации тысячелетия, принятой три года назад, в которой изложены многочисленные рецепты излечения планеты и человечества на период до 2015 года. По крайней мере, до этого времени у Объединенных Наций есть время не только вести войну слов, но и действовать.