UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война в Украине: почему Китай нам не друг

Киев смотрит на Пекин с разочарованием

Автор: Наталия Бутырская

За полгода российской агрессии против Украины ожидания, что Пекин воспользуется своим влиянием на Москву и сыграет конструктивную роль в прекращении войны, не оправдались. Китай настаивает, что стоит «на правильной стороне истории и на стороне содействия мирным переговорам». Однако время показало: эти слова не подкреплены конкретными действиями. Восприятие российско-украинской войны исключительно через призму собственной конфронтации с США, где Украина выглядит как «пешка» или «марионетка» американцев, ограничивает КНР в роли глобального игрока. В своих заявлениях на международных площадках Пекин инициирует строительство «общества общей судьбы», делает акцент на важности глобальной продовольственной безопасности, на проблемах развивающихся стран и выступает за подписание договора о неприменении ядерного оружия.

Деструктивные действия РФ на территории Украины открыли, казалось бы, широкое поле для посреднической деятельности Китая в решении ряда вопросов, являющихся важным инструментом его «мягкой силы» в мире. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Пекин мог бы приобщиться к усилиям организации и других стран по разблокированию экспорта украинской аграрной продукции, способствовать МАГАТЭ в демилитаризации Запорожской ядерной электростанции, которая стала элементом ядерного шантажа России и угрожает большому количеству мирного населения.

В течение последних лет КНР была основным импортером украинского зерна и другой сельскохозяйственной продукции. По данным за 2021 год, около 15, или 1/6 всего украинского аграрного экспорта была направлена именно в КНР. Доля зерновых при этом составляет 20,7% от общего объема. Блокирование россиянами украинских портов отрицательно сказалось на китайско-украинских торговых отношениях. Однако вместо того, чтобы приложить практические силы к восстановлению морского экспорта, Китай при любой возможности обвинял США и их партнеров в провоцировании продовольственного и энергетического кризисов из-за санкционного давления на РФ. Китайская власть сознательно избегает признавать, что именно российская агрессия против Украины вызвала глубокий энергетический, экономический и гуманитарный кризис не только в Украине, но и в мире в целом.

Гуманитарная помощь — еще одно направление, которое Пекин активно использует в укреплении своих позиций на международной арене, но, на удивление, весьма осторожно, когда это касается поддержки Украины. В начале марта министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что КНР готова прилагать усилия к решению гуманитарного кризиса в Украине, и подчеркнул предоставление 1,57 млн долл. помощи через Красный Крест (туда вошли продовольственные товары, предметы первой необходимости, одеяла, полотенца, столовые приборы и т.п.). Для сравнения: маленькое островное государство Тимор-Лешти выделило на гуманитарные нужды украинцев 1,5 млн долл. А помощь Тайваня на финансирование гуманитарных потребностей и поддержку украинских беженцев только за март составляла более 33 млн долл. и продолжается на постоянной основе. Вдобавок, Тайвань выделил по 500 тыс. долл. на восстановление Сум, Чернигова, Харькова, Николаева, Запорожья, Бучи; 3 млн — Киева; 5,8 млн — для семи медицинских учреждений; 1,2 млн — на восстановление разрушенных украинских храмов. Как видим, участие Китая весьма ограничено по отношению к его экономическому весу и по сравнению с помощью значительно меньших государств.

Статус стратегического партнера, высокий уровень торговых отношений и позиционирование Пекином себя как ответственного международного игрока породили уверенность, что Китай заинтересован в быстрейшем окончании военных действий на территории Украины и приложит к этому конкретные усилия. Ожидания и надежды украинского общества и власти на поддержку КНР оказались завышенными. Российско-украинская война показала, что украинский политикум неправильно понимает внешнеполитические приоритеты Китая.

На сегодняшний день Пекин не заинтересован в полноценном политическом диалоге с украинским руководством, поскольку воспринимает его как «марионетку» США. Китайская власть неоднократно призывала США «перестать подбрасывать дрова в костер конфликта в Украине», имея в виду поставки западного оружия. Конечно, такие заявления она подает под миротворческими лозунгами и беспокойством, что украинская территория превратилась в «испытательный полигон для американского и западного оружия». В то же время признает, что это оружие служит также и «мясорубкой для ослабления России». А поражение РФ нежелательно для КНР. Ведь Россия сейчас является главным стратегическим союзником в борьбе Китая с Соединенными Штатами.

Если для Украины «стратегический партнер» — это прежде всего поддержка, то для Китая — собственные интересы. И сейчас они на стороне Москвы. Этим объясняется игнорирование предложения стать гарантом безопасности Украины и призывов к прямому диалогу между Владимиром Зеленским и Си Цзиньпином.Китайский лидер не провел ни одного телефонного разговора с украинским президентом, хотя Киев неоднократно обращался с такой просьбой. Владимир Зеленский даже попытался достучаться до Си Цзиньпина через интервью в популярном издании South China Morning Post. На что китайская сторона устами спикера МИД Хуа Чуньин на вопрос о планах организовать разговор между двумя лидерами ответила, что «Китай поддерживает тесные связи с Украиной и другими сторонами украинского кризиса». В этом году китайский лидер также нарушил традицию нескольких прошлых лет и не прислал приветственную телеграмму по случаю Дня независимости Украины.

Не имея желаемой поддержки, официальный Киев согласился на статус-кво, согласно которому Китай по крайней мере не будет делать шагов, направленных против Украины. Очевидно, речь идет о непредоставлении военной поддержки РФ, принимая во внимание информацию, что Кремль нуждается в пополнении военно-технической базы.

Во всем прочем крепкое плечо Китая все же помогает РФ избежать международной изоляции и выстоять экономически в условиях западных санкций. За период войны Москва и Пекин заметно активизировали свои усилия по углублению двусторонних отношений на дипломатическом (в рамках ШОС, БРИКС, телефонных разговоров Владимира Путина и Си Цзиньпина), экономическом (подписание соглашений о сотрудничестве в ключевых отраслях, в частности в сфере энергетики, космоса, агропромышленности; трансграничные платежи и торговля в национальных валютах для избежания санкций; увеличение закупки энергоресурсов) и военном уровнях (в начале сентября китайские военные совместно с российскими участвуют в масштабных многонациональных военных учениях «Восток 2022»).

Учитывая перечисленное, глава комитета ВРУ по вопросам внешней политики Александр Мережко призвал пересмотреть статус КНР как «стратегического партнера» Украины. Кроме того, в украинском парламенте было создано Межфракционное депутатское объединение «В поддержку дружбы, торгово-экономического, культурного и гуманитарного сотрудничества с Тайванем».

Инициатива создания такого объединения появилась не только в ответ на значительную гуманитарную поддержку и введение санкций против РФ со стороны Тайваня. В этом пакете важным пунктом является запрет экспорта полупроводников — важной составляющей для военно-технической отрасли РФ. Правда, тайванские чипы еще довольно долго попадали в Россию в обход санкций через Казахстан и Вьетнам, пока свое жесткое слово не сказали американцы. Группа дружбы с Тайванем появилась и в большей степени из-за разочарования Украины позицией Китая. Так, в марте украинские депутаты обратились к послу КНР в Украине Фань Сяньжуну с просьбой помочь в организации гуманитарных коридоров, но китайская сторона отказалась от встречи. Зато китайские дипломаты оказались значительно активнее и настырнее, когда дело коснулось украинских связей с Тайванем.

Посольство КНР в Украине пыталось помешать созданию группы через дипломатические каналы и политические круги, но украинские парламентарии отвергли какое-либо вмешательство со стороны представителей другого государства, делая упор на то, что действуют в рамках политики «одного Китая», и экономическое, культурное и гуманитарное сотрудничество с Тайванем не выходит за ее рамки. Очевидно, эта ситуация отрицательно скажется на и так непростых отношениях Киева с Пекином и может подтолкнуть КНР к более громкой поддержке Москвы или показательному введению санкций против депутатов, как это было с парламентариями некоторых европейских стран. Можно предположить, что именно из-за уязвимости украинских позиций в условиях войны с РФ администрация президента Зеленского, в отличие от депутатов, избегает неосторожных шагов и критики действий Китая и даже, несмотря на игнорирование со стороны Пекина, предлагает «пряники» в виде участия в восстановлении украинских городов.

Тем временем не следует ожидать, что эта инициатива существенно повлияет на китайскую позицию в российско-украинской войне. Основным фактором влияния на эту позицию все же выступают китайско-американские отношения, как раз с учетом их, китайская поддержка Москвы не выходит за определенные рамки. Впрочем, противостояние Китая с США и сближение с РФ требует от Украины пересмотреть свои отношения с КНР и выстроить их в сотрудничестве с европейскими партнерами. Формирование нового подхода позволит посмотреть на Китай с учетом реалий, которые открыла российская агрессия против Украины, и без иллюзий.

Больше статей Натальи Бутырской читайте по ссылке.