Китай и Индия подрывают усилия, направленные на сдерживание Кремля, в то время как коллективный Запад с помощью санкций и ограничения финансовых потоков пытается наказать РФ за войну против Украины. Две страны стали основными импортерами российской нефти, закупая на двоих половину российского мирового экспорта, они также хотят продолжать экономические отношения с РФ, занимая ниши, освобожденные американскими и европейскими компаниями.
Неприсоединение к западным санкциям и так называемый нейтральный статус в российско-украинской войне поставили Пекин и Нью-Дели в один ряд — стран, помогающих Москве избежать международной изоляции и экономического падения. Россия — ключевой стратегический партнер как для Индии, так и для Китая и долгое время служила важным балансером отношений двух азиатских государств, увязших в затяжном пограничном конфликте.
Китайско-индийские отношения тесно связаны с нерешенными территориальными вопросами постколониальных времен. Очередное столкновение в 2020-м на линии фактического контроля в долине Галван индийского региона Ладакх привело к гибели военных и концентрации по меньшей мере по 60 тысяч солдат с обеих сторон де-факто границы между Индией и Китаем. Шестнадцать раундов переговоров между военными командованиями стран в течение двух лет не принесли ощутимых результатов, а ситуация до сих пор находится в неопределенном статусе — ни прогресса, ни ухудшения. В то же время Индия настаивает, что двустороннее сотрудничество не вернется в нормальное русло, пока не будет решена проблема на границе, Пекин отмечает, что отношения не должны стать заложниками кризиса.
Китайско-индийским отношениям свойственна парадоксальность: страны разделяют противоречия, связанные с нерешенными территориальными претензиями, но вместе с тем продолжается поиск экономического и дипломатического взаимодействия. Подтверждением этому могут служить, несмотря на напряжение на пограничных территориях, процветание двусторонней торговли, продемонстрировавшей рост на 43% в течение 2021 года, регулярные дипломатические контакты, сотрудничество в рамках БРИКС, участие в многосторонних военных учениях совместно с Народно-освободительной армией Китая под эгидой ШОС и сотрудничество на международных площадках. Например, на климатической конференции СОР26 в Глазго Индия выступила за «поэтапное сокращение» вместо полного «поэтапного отказа» от угля, и ее главным союзником в этом вопросе оказался Китай. Кроме того, два государства выступают за реформу глобальных экономических институтов и разделяют общее видение многополярного мирового порядка.
В то же время Нью-Дели, чувствуя экономическую и военную асимметрию с Пекином, пытается взаимодействовать с другими государствами, чтобы защитить свои интересы, поскольку понимает собственную слабость в случае перерастания пограничного напряжения в более масштабный конфликт. Маневрирование между разными полюсами привело Индию в Quad — де-факто антикитайский альянс, возглавляемый США, пребывание в котором ставит ее в довольно неудобное положение. Несмотря на всю сложность отношений с Пекином, Нью-Дели пытается его не раздражать, заметно сдерживая стремление «четверки» усилить сотрудничество в сфере безопасности и демонстрируя расхождения в таких критичных геополитических вопросах, как, например, ситуация в Мьянме и Украине, права человека, ядерная программа Северной Кореи, запрет экспорта пшеницы, в то время как на мировом рынке начались продовольственные проблемы.
С учетом такого поведения Индии, в официальных кругах США возникают вопросы о ее преданности американским стратегическим целям по сдерживанию Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, поскольку американцы рассматривают Нью-Дели как важного партнера в своей Индо-Тихоокеанской стратегии. Индияапеллирует к собственной стратегической автономии, полагаясь на которую выстраивает отношения с Россией, Китаем и США, оставляя без внимания новые геополитические реалии.
Российская агрессия против Украины и напряжение вокруг Тайваня еще больше сблизили Москву и Пекин и усложнили их отношения с Вашингтоном. Китай и Россия не скрывают, что в их отношениях «нет запрещенных сфер для сотрудничества, и они стоят выше политических и военных союзов холодной войны». После визита Нэнси Пелоси в Тайбэй министр иностранных дел КНР Ван И призвал РФ к еще большему усилению стратегического сотрудничества. Очевидно, что противостояние со США не только сближает их, но и подталкивает Россию к большей зависимости от Китая. Чтобы ослабить давление от западных санкций и экономической изоляции, Москва ищет более глубокую форму партнерства, переориентируя энергетические потоки в Азию, прежде всего в КНР, и стимулируя создание международной платежной системы в рамках БРИКС, которая стала бы альтернативой международной системе SWIFT и помогла проводить межбанковские платежи в обход санкций.
В этой ситуации встает вопрос, сможет ли Россия играть роль непредвзятого посредника в случае обострения на индокитайской границе, как это произошло в 1962 году, во времена СССР. Кроме того, сможет ли РФ стать надежным поставщиком оружия, от которого еще значительно зависит Индия, в случае возникновения такого конфликта, если Китай будет против. Тем более что китайскому и индийскому командованиям так и не удалось вернуться к статус-кво по состоянию на апрель 2020 года в Ладакх, тогда как Китай развернул строительство моста и военной инфраструктуры на спорной территории, на которую претендуют обе страны.
В другой части неурегулированной границы, на границе Индии, Бутана и Китая, в течение 2020–2021 годов последний развернул строительство поселений, которые растянулись вдоль его гималайских границ и зашли на спорные территории в Бутане. Поселения расположены в 30 километрах от плато Доклам, где в 2017 году индийские войска заблокировали строительство дороги с китайской стороны. После более чем двухмесячного противостояния Пекин согласился поддерживать статус-кво в этом районе. Теперь он изменил свою стратегию, укрепив присутствие рядом с жизненно важным коридором, соединяющим Индию с ее штатами на северо-востоке.
Несмотря на нынешнее относительное затишье и стремление Пекина разделить территориальные и экономические вопросы, Индия все же настороженно относится к Китаю, чьи агрессивные шаги не всегда совпадают с примирительной риторикой. Военное сближение со США и их азиатскими союзниками сейчас является важным фактором сдерживания Китая для индийской власти. В то же время правительство Нарендри Моди продолжает выдерживать традиционный стратегический баланс, где до сих пор остается место для Москвы.
Получение ресурса по значительно более низкой цене позволяет правительству избегать проблем с топливом и смягчить последствия инфляции. Кроме того, Индия и Россия активно работают над поиском механизмов взаимных расчетов в условиях санкций и диверсификации транспортных маршрутов, активизировав работу коридора «Север—Юг» через Иран. Собственные экономические приоритеты оставляют российскую агрессию против Украины без внимания Индии, как и без внимания многих «неприсоединившихся», сосредоточенных на ситуативном решении внутренних энергетических и продовольственных проблем, а не на устранении источника их происхождения на глобальном уровне.
Относительный вес в глобальном и геополитическом масштабе дает возможность Индии вести собственную игру между США, Россией и Китаем пока без особых потерь для себя. Но, независимо от того, приобщилась Индия к западным санкциям или нет, ей придется считаться с их последствиями и чувствовать более высокую стоимость ведения бизнеса с РФ. Как бы Москва и Нью-Дели ни пытались выстраивать традиционные отношения, России придется считаться с интересами Китая не в пользу Индии. Российская агрессия против Украины поставила Индию в угол, который рано или поздно ограничит возможности традиционного «танца со всеми». Другое дело, что как Китай, так и Индия могли бы играть более конструктивную роль в прекращении российской агрессии против Украины, но геополитические амбиции одного и региональная ограниченность другой сделали их «нейтральными» приспешниками Москвы.