UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВНУТРЕННЯЯ «ОДИССЕЯ» ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ЕВРОКАМУФЛЯЖ?

Угроза втягивания Украины в ЕЭП должна стать мощным стимулом для всех украинцев, чтобы по-настоящему задуматься над собственной жизнью: куда и с кем идем в новом тысячелетии?..

Автор: Антон Бутейко

Угроза втягивания Украины в ЕЭП должна стать мощным стимулом для всех украинцев, чтобы по-настоящему задуматься над собственной жизнью: куда и с кем идем в новом тысячелетии? Как вышло, что постсоветские прибалтийские республики станут членами европейской семьи, а мы остаемся только ее «соседями» и возвращаемся к евроазиатству? Формат статьи не позволяет проанализировать все стороны явления. Поэтому предлагаются отдельные «мазки кистью» на картине.

Видимо, современную международную одиссею Украины, с учетом действующих лиц и направлений их главных усилий, условно можно разделить на три специфических этапа: 1) до второй половины 1994 года; 2) с 1994 года почти до конца 1998 года; 3) с 1999 года и до наших дней.

Как известно, в советские времена киевский властный олимп традиционно формировала Москва из своих представителей, главным образом из нескольких «лучших» областей днепропетровско-донецкого бассейна. С обретением независимости Украины среди печерских «небожителей» на первых ролях появились уже и «захидняки», и уроженцы Киевщины. В этот период украинские органы власти отражали определенный баланс взглядов и настроений разных регионов государства в отношении его важнейших внешнеполитических решений. Первый президент, по характеру прежней должности, был хорошо знаком с политической историей Украины и самыми современными общественными идеями Запада. Поэтому, несмотря на всяческие ветры, новая украинская лодка направлялась с учетом и национального, и международного опыта.

В первый период Верховной Радой была одобрена своеобразная государственная «идеология» общения с миром в виде «Основных направлений внешней политики Украины». Подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, которое предполагало — естественно, только если с украинской стороны будут приложены определенные усилия — введение зоны свободной торговли с ЕС уже в 1998 году. Был полностью подготовлен текст Хартии отношений со США. Американцы пожелали ее подписать с новоизбранным Президентом Украины, что и было успешно сделано в 1995 году. Тогда украинского лидера приглашали в государства, которые являются самыми мощными игроками на международной арене, а их руководители, в свою очередь, посещали Украину. В ходе этих встреч рассматривались все актуальные вопросы международной жизни. Это показатель. Кто приглашает вас в гостьи и кого принимаете вы — факты, издревле служащие характеристикой человека. Так и в межгосударственных отношениях.

Главным результатом инициативно-динамичных внешнеполитических усилий первого периода стало то, что в новых исторических условиях, в отличие от периода «освободительных движений» начала прошлого столетия, «украинский колобок» сумел выскользнуть из «братских» объятий Москвы. Тогда и была заложена здоровая основа для нормального сотрудничества Украины с миром — с однозначной приоритетностью европейской и евроатлантической ориентации и становления равноправного добрососедства с Россией.

Но не будем переоценивать достижения тех времен. Ведь и тогда хватало всего. С 12-летнего расстояния уже можно поставить много вопросов, например: была ли насущная необходимость участия Украины в рождении СНГ? Ведь прибалтийцы обошлись без него и стали жить иначе. Мы же не отважились, как они, решительно отсечь советскую пуповину, поэтому до сих пор получаем по ней продукты распада, отравляющие жизнь молодого тела украинского государства. И теряем преимущества, которые могла бы дать настоящая европеизация страны.

1994—1998 годы можно квалифицировать как «инерционный» период: по своеобразной инерции то, что было заложено ранее, еще продолжалось при сохранении старых официальных внешнеполитических лозунгов. Так, ранее заложенные основы партнерства с НАТО были формализированы в 1997 году в Хартии об особых отношениях с Альянсом. Шли наработки с ЕС.

Дальше, во время президентской избирательной гонки, а еще больше после нее, словно по мановению палочки злой волшебницы, произошли невероятные метаморфозы. Если раньше некоторый фактический крен в северо-восточном направлении еще сопровождался евроатлантической фразеологией, то в 2000 году уже была попытка откровенной трансформации прежних лозунгов. Для этого вектора настало воистину «смутное время». Впервые за все годы он даже не упоминался в новогоднем обращении Президента к зарубежному дипломатическому корпусу в Киеве. Складывалось впечатление, что само его упоминание в украинских СМИ или официальных документах было предано своеобразной анафеме. Состоялось естественное очищение верхних этажей исполнительной системы от немногих убежденных «евроатлантистов» из старой гвардии.

В этот период регулярно заседают двухсторонние органы Украины и НАТО и ЕС, создается впечатление евродвижения. Хотя из запланированных с Альянсом мероприятий осуществляется одно из трех, словно по принципу «шаг вперед, два назад». Прежде самостоятельное агентство по евроинтеграции Украины растворилось в коридорах Минэкономики. А некоторые украинские специалисты, которые приобрели опыт интеграции еще в период СЭВ и со временем прошли школу переговоров со штаб-квартирой ЕС, командируются не в Брюссель, а применяют свои еврознания в песках и оазисах Персидского залива. Правда, трансформируется целый ряд конкурирующих государственных структур, призванных обеспечить западную интеграцию. Поговаривают, что туда пришли не только искренне верящие в европейскую судьбу Украины. А в это же время Кабинет министров, который согласно Конституции, должен обеспечивать «осуществление... внешней политики государства», ни одного своего заседания не посвящает комплексному рассмотрению вопроса о ходе подготовки Украины к вступлению в НАТО или ЕС. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что ничего подобного нельзя найти в практике тех государств, руководство которых было серьезно настроено на вступление в ЕС и НАТО.

Зато укрепляется эсэнгэшное направление, в госаппарате создаются новые подразделения. Уже и Президент становится председательствующим в СНГ, хотя возглавляемое им государство юридически не является его членом. И председательствует, и платятся взносы на его содержание. Можно ли представить, чтобы президент иного европейского государства пожелал председательствовать в СНГ или, скажем, в Организации африканского единства? Какой академик международного права может найти подобные примеры?

Новые европейские стандарты «по-украински» демонстрируют и отдельные высокопоставленные должностные лица, которые умудряются выполнять свои функции, не владея не то что европейскими языками, но и государственным. Если бы такой руководитель появился в каком-либо ином государстве, можно не сомневаться, что туристические фирмы передрались бы в жесткой конкурентной борьбе за право включить его в перечень самых уникальных объектов для показа туристам.

Как выполняются составленные ранее планы продвижения в важных для государства направлениях, таких, например, как альтернативные источники энергоносителей? До сих пор не слышен даже запах какой-либо, кроме российской, нефти. Наоборот: заговорили о реверсе нефтепровода Одесса—Броды. Как будто нет у нас уже и своих миллиардеров, способных приобрести концессии на Каспии или в Тенгизе, как это делают румыны, и заполнить трубу собственной нефтью. Возможность получения альтернативных источников газа была отвергнута без рассмотрения. Национальные газопроводы готовятся под российский контроль. Хотя логика подсказывает, что при необходимости национальные интересы лучше защищать в консорциуме с участием и других европейских транзиторов газа, а не только в паре с его производителем. «Альтернативное» российскому горючее для украинских атомных электростанций может появиться как следствие создания совместного украинско-российско-казахстанского консорциума, в котором, по слухам, доля казахов представлена российским капиталом. Не пожалели усилий для объединения национальной электросети с российской, благодаря чему, при наличии собственных генерирующих мощностей, мы сможем импортировать энергию от российских производителей. В этой отрасли украинцы не применяют признанное в мире правило защиты своего собственного производителя, в соответствии с которым россияне у себя уменьшили импорт зарубежной курятины. Еще «серьезнее» мы «прорубаем окно в Европу» на железнодорожном транспорте. Как и во времена «железного занавеса», колеса поездов на западной границе меняют в течение нескольких часов. А международный поезд в Софию преодолевает 100 километров на участке между Тернополем и Черновцами «всего» за пять часов. За это время можно пересечь вдоль и поперек территорию большинства европейских государств. Не повезло европейскому направлению и со строительством украинских автобанов.

А тем временем за пределами Украины в результате настойчивых целенаправленных усилий народов происходили такие изменения, которые нельзя не заметить. Думается, из памяти наших граждан еще не стерлись сцены, как поляки подчистую сметали все с прилавков наших магазинов. Это было не так уж давно. Сегодня они — члены НАТО, стоят на пути в ЕС — не без проблем, но у них есть почти все, что требуется для нормальной демократической жизни, без постоянных оправданий перед Советом Европы или журналистами. Еще вчера словаки под «знаком Мечиара» отказались от альянса. Теперь они пересмотрели свои подходы и активно вышли на путь обретения членства в НАТО и ЕС. И сравнить качество покрытия их дорог с нашими может каждый пересекающий украинско-словацкую границу.

Не только поляки, венгры, чехи или словаки, а уже и постсоветские балтийцы наглядно демонстрируют преимущества европейского выбора. Этот феномен, его привлекательность для избирателей не могли не почувствовать и украинские политики, особенно накануне недавних парламентских выборов. В Киеве провозглашается создание общественного объединения в поддержку европейского выбора. В Верховной Раде создается даже фракция с аналогичным названием. Евроинтеграционная риторика активно возвращается в политический оборот. Проводятся парламентские слушания по тематике, связанной с ЕС и НАТО. Но это мало похоже на энтузиазм, который в подобных случаях демонстрировали балтийцы. Нельзя избавиться от ощущения, что все это делалось вяло, без души, словно «для галочки».

Иначе чем объяснить то, что украинский парламент за многие годы так и не смог «наскрести» в своих рядах 226 депутатов, желающих жить по евростандартам и готовых принять налоговый или уголовно-процессуальный кодекс и прочие акты европейского образца. Не могут они принять и нацеленный на европейские реалии новый закон об основах внешних сношений и внешней политики Украины, несмотря на то, что этого требуют и действующая Конституция, и развитие международной ситуации. Поэтому, с формально-правовой точки зрения, внешнеполитическая деятельность органов власти после 1996 года ведется в антиконституционном режиме.

Подали ли в парламент свой законопроект те, кто, в соответствии с Конституцией, отвечает за осуществление и руководство внешнеполитической деятельностью государства? Нет. Это сделали только отдельные депутаты. И что из этого вышло в 2003 году? Среди поступивших на первое чтение проектов такого закона был и евроориентированный текст, подготовленный Г.Удовенко, народным депутатом Украины, председателем комитета, председателем партии, бывшим министром иностранных дел, председателем Генеральной Ассамблеи ООН (перспектива снова подняться на такую высокую трибуну другому представителю Украины в такой же ипостаси светит не раньше, чем лет эдак через 150). Кто может быть лучшим экспертом в этой сфере? Знаете, сколько набралось голосов в поддержку его законопроекта при рейтинговом голосовании? И не пытайтесь: не угадаете. Целых семь. Из 450, которые должны находиться в парламенте по конституционному штатному расписанию. Воистину — нет пророка в своем Отечестве! И пусть какой-нибудь ярый атеист попытается опровергнуть эту библейскую мудрость.

Не является ли это ярчайшим проявлением отношения части украинского политического истеблишмента не только к евроинтеграции, но и к настоящему профессионализму в национальной внешней политике?! Не пора ли Верховной Раде, не мудрствуя лукаво, одобрить высокопрофессиональный проект закона, в котором четко определить национальные интересы на международной арене в новых условиях, записать не эзоповским языком, а однозначно: национальным интересам Украины соответствует членство в ЕС и НАТО, и она будет этого последовательно добиваться? (Эти слова не должны перечеркнуть чувство благодарности к тем энтузиастам, которые даже в таких условиях упорно отстаивали евровыбор Украины.)

Непросто было понять из выступлений некоторых официальных представителей на парламентских слушаниях по вопросу о НАТО, агитировали они за альянс или против. Следствием таких «усилий» и является намного более низкий, чем в Польше, Венгрии или в Балтийских странах, уровень поддержки населением евро- и евроатлантического движения государства. Да и можно ли было ждать чего-либо иного? Откуда простым людям после десятилетий коммунистической промывки мозгов знать, чем на самом деле является НАТО и ЕС? Разве кто-то из общегосударственных деятелей за 12 лет независимости посвятил этому хотя бы 12 минут своего выступления перед народом, в котором понятными словами сказал бы:

«Дорогие соотечественники!

Национальной идеей любого подневольного народа является страстное желание обрести собственное независимое государство. И это понятно: как свидетельствует международный опыт, только в его рамках можно создать оптимальные условия для всестороннего развития нации. Эта идея украинского народа на современном этапе успешно реализовалась. Мы получили свое государство. Но в то время как все бывшие собратья по социалистическому лагерю четко определились со своим международным курсом, наши проводники вот уже 12 лет петляют по разнообразным векторам.

Вот и получается, что в феврале «наш главный стратегический партнер — Россия», 20 марта «мы остаемся верными нашему стратегическому партнерству, прежде всего с Соединенными Штатами Америки», а 18 сентября размышляем, не прыгнуть ли в ЕЭПовскую пропасть. Ведь известно, как в обществе относятся к тому, кто на каждом перекуре «стреляет» сигаретку, не имея своей собственной. Известно также, как относятся к девице, которая сегодня «строит глазки» одному парню, а завтра — другому. В нынешнем, разделенном на союзы, мире пришло время и нам прекратить это блуждание. Пора и нам окончательно определиться, с кем мы сможем наилучшим образом обеспечить процветание всем, для кого по воле судьбы Украина стала новым уютным домом. Мы должны определиться, с какими союзниками нам и нашим потомкам будет наиболее безопасно плыть по бурному океану вечности.

Перед нами два главных пути: по собственной воле еще раз связать свою судьбу с Россией или выйти на непростой путь становления союзничества с Европой и США через членство в ЕС и НАТО. Мы не можем снова ошибиться. Поскольку ошибка слишком дорого будет стоить и нам, и нашим потомкам. Для принятия правильного решения мы должны очень хорошо знать окружающий мир, настоящую силу и могущество других.

Уважаемые представители интеллигенции, дорогие дети!

Не верьте тому, что новая архитектура международной безопасности начинает формироваться после 11 сентября 2002 года или после недавней войны в Ираке. Все постоянно изменяется под солнцем. И сегодняшний, по сути однополярный мир зародился еще в конце ХІХ века, когда на Американском континенте поднялся на ноги тот, кому была суждена всемирная известность под именем «дядя Сэм». Он появился тогда, когда заболели когда-то могущественные Англия, Франция и Россия. С тех пор у этих трех «бабушек» болезнь прогрессировала, а Сэм набирался сил.

Сегодня США — это уникальное государство с демократическими традициями, способное эффективно защищать свои интересы в любой точке мира. Чтобы наглядно представить потенциал американцев, следует вдуматься в следующие цифры: их годовой ВВП измеряется суммой в 10 триллионов долларов. (Для сравнения: ВВП Украины — около 40 миллиардов.) Только это государство может себе позволить содержать эффективную военную машину и ежегодно выделять на ее потребности около 400 млрд. долларов, то есть почти вдвое больше годового ВВП России. Эта цифра превышает вместе взятые самые большие военные бюджеты 25 следующих после США государств, включая Россию, Китай, Японию, Великобританию, Саудовскую Аравию, Францию, Германию, Бразилию, Индию, Италию, Южную Корею, Иран и Израиль. И эта машина двигается, летает, плавает и стреляет.

Кто сегодня и в обозримом будущем при желании и потребности способен бросить вызов белоголовому вашингтонскому орлу? После развала СССР исчезла сила, способная активно мешать американцам и их союзникам по НАТО продвигать в мире как идеалы демократии, верховенства права и свобод человека, так и другие конкретные частные интересы, которые могут выглядеть в глазах других несправедливыми или даже противоправными. Чтобы защитить свою позицию, США имеют возможность проектировать свою силу в любой точке мира. Эта мощь пронизывает МВФ и Всемирный банк, ООН, НАТО, ОБСЕ и прочие международные структуры, в которых США доминируют и финансово, и политически, и милитарно. Неслучайно говорят, что в последнее время практически все главные внешнеполитические сценарии пишутся в Вашингтоне и спектакли ставятся американскими режиссерами. Они, естественно, на ходу могут учесть и дельные предложения актеров.

Философией поведения США может стать смесь традиционной демократии и диктата военно-промышленного комплекса. Трудно предсказать, какая из этих линий поведения станет ведущей в будущем. Особенно если учесть, что ВПК всего мира гласно или молча объединил свои ряды под лозунгом борьбы с терроризмом. Хочется верить, что мощные демократические корни американского общества все же не позволят засохнуть дереву свободы. И это должно стать уроком диктаторам или будущим кандидатам в диктаторы. В особенности, если страны их диктатуры, благодаря наличию природных богатств, окажутся в поле зрения американских стратегических интересов.

В отношениях с этим государством следует максимально использовать его добрую волю и готовность способствовать демократическим трансформациям украинского общества и экономики. Нам выгодно входить в систему безопасности и обороны именно под американским лидерством. Ведь СССР в свое время был намного более могущественным, чем современная Россия. Но и он не выстоял в противоборстве с НАТО во главе со США. Так разве же разумно сегодня ассоциироваться с кем-либо другим, намного более слабым?

Бесспорно, мы не можем опустить руки и безоговорочно поддерживать любые действия этой сверхдержавы, беспомощно наблюдать за ее поведением. Но наши действия всегда должны учитывать ее силу как данность, подобно тому, что кратчайшая дорога из Киева в Ужгород проходит через Карпаты. Можем мы сдвинуть эти горы? Так и в случае конфликта наших торгово-экономических интересов с США лучше сработают грамотные и своевременные правовые аргументы и действия. А еще более эффективным было бы оперативное предотвращение появления подобных разногласий. Привлечение некоторыми силами антиамериканской риторики не принесет нам положительных результатов. Последствия подобного поведения могут быть аналогичны плевкам против очень сильного ветра. С поправкой на то, что этот эффект будет иметь межгосударственный характер.

И еще долго на международной арене именно Вашингтон будет пользоваться «правом первой ночи». До тех пор, пока ему не надоест гоняться за реальными и воображаемыми террористами. Тогда он успокоится, заплывет жиром от эпикурейства и осознания собственного величия. И рухнет под массой собственного тела и многочисленных внешних вызовов.

Кто рискнет бросить вызов состарившемуся гиганту и перехватит лидерство в далеком будущем? Будет это ЕС, обновленная Поднебесная или появится кто-то третий? Покажет время. Однако, похоже, это будет не Россия, поскольку, какие чувства ни вызывали бы у нас наши родственные связи, ее историческая судьба — в дальнейшей дезинтеграции, несмотря на все усилия, прилагаемые ее лидерами для нового собирания земель.

Иное дело — Европейский Союз, являющийся своеобразной полиэтнической субстанцией. Сегодня он имеет экономику с ВВП в почти 9 триллионов долларов, что приближается к США, но пока не владеет адекватной самостоятельной милитарной машиной. Но она появится. И все же наибольший потенциал этого образования в другом: первое — это евроатлантическая солидарность культур; второе — ЕС формируется как уникальный по своей природе союз, небывалый в истории цивилизаций. Несмотря на семейные распри между его членами, по сравнению с другими полиэтническими государственными образованиями, он имеет чрезвычайный потенциал. Все они, за одним своеобразным исключением, формировались силой (как правило, военной) одного диктаторского ядра. ЕС — это добровольное объединение народов. Смесь консервативной умеренности «старых» европейцев с освобожденными от коммунистических цепей бурной волей и творческой инициативой центрально-восточно-европейской «новейшей орды» способна сотворить неизвестный до сих пор животворный напиток. И, подобно тому, как в свое время наращивали могущество сформированные из великого множества энергичных этносов США, ЕС в будущем сможет стать новым мировым лидером.

Сейчас нам выгодно связать свою судьбу экономически с ЕС, а завтра ценность этой связи дополнится и соображениями безопасности. Говорят: но ведь сегодня ЕС не склонен даже моргнуть ободряюще в сторону Киева. Это так. Но это не означает, что мы должны на полусогнутых ногах дрожащим голосом молить ЕС о благосклонности. Естественно, напоминания о былых услугах не является самым убедительным способом достижения государством политических целей. Наиболее эффективной могла бы стать стратегия спокойной, тихой, упорной работы по подтягиванию себя до европейских стандартов. И делать это для себя, а не для ЕС. Как это делали, например, Финляндия и Австрия.

Но не грех и напомнить некоторые факты. Как известно, в ХІІІ веке Киевская Русь остановила разрушительное нашествие татаро-монгольской орды на Европу. А почти через восемь веков именно благодаря Украине предпоследний этап распада российской империи был сравнительно бескровным, благодаря чему европейцам удалось избежать сокрушительного цунами, которым традиционно сопровождались подобные катаклизмы цивилизации. Со временем именно благодаря цивилизованной этнической толерантности Киева удалось избежать раздувания конфликта в Крыму и не допустить развития югославского варианта на украинской части постсоветского пространства. И поэтому не в последнюю очередь именно благодаря Украине европейцы могут позволить себе выделять более 60% бюджетных расходов на социальные программы, а не на военные цели.

Еще недавно сегодняшние брюссельцы или же их предшественники заискивающе заглядывали Киеву в глаза и едва ли не ежедневно с тревогой спрашивали: «Когда будет демонтировано украинское ядерное оружие?» Которое, кстати, превосходило ядерный потенциал Англии, Франции и Китая, вместе взятых. Мы, как известно, разобрались и избавили их от тревог. Мы пошли на ликвидацию ядерного монстра, способного уничтожить более двух тысяч стратегических целей Западной Европы и США, включительно с самыми большими городами. Какой еще народ сделал столько для мира и безопасности в мире? Мы поступили цивилизованно. Слишком цивилизованно? Теперь — их очередь поступить адекватно. А не высокомерно отвечать на киевские звонки, как кто-то удачно отметил: «Мы заняты расстановкой мебели в нашем доме, поэтому, мол, современных скифов — просим не беспокоить».

Мы должны напомнить, что они учат нас жить по принципу верховенства права. И это правильно. Но этот принцип предполагает, что по нему «должны жить не только ученики, но и учителя». И это не дает им права собственный эгоизм ставить выше этого верховенства и забывать о том, что, по уставным документам, составляющим их собственное высокое право, членом ЕС может быть любое европейское государство, соответствующее конкретным критериям.

Да, мы сегодня еще не соответствуем всем критериям, о которых говорится в учредительных документах ЕС. Но ведь Брюссель с его мощными институтами должен понять, что неурядицы на Днепре имеют временный характер. Новое поколение украинцев не собирается нести в Брюссель свои проблемы. Мы способны сами навести порядок в собственном доме. А в Европу украинская молодежь приведет свое государство наполненным генетическим кодом своих предков: гениальных кондратюков и королёвых, поднявших человечество до космических высот; сикорских, чьи идеи держат в воздушном пространстве всего мира десятки тысяч винтокрылых; тысяч талантливых менеджеров, которые, забыв запах материнского молока, до сих пор удерживают остатки северной империи от окончательного развала; орликов, увековечивших в конституции демократическую практику наших предков, принципы которой исповедуют все современные демократии. И украинскими песнями и танцами, которые украсят Европу, единую в своем разнообразии.

Поэтому я вам предлагаю европейский и евроатлантический выбор: готовиться к вступлению в НАТО и ЕС. Этот выбор вовсе не означает, что завтра добрый дядя из Брюсселя решит за нас все наши проблемы. Нет, этот путь предполагает лишь получение шанса на тяжкий труд и учебу, результатом чего будет достойная богатая и безопасная жизнь и достойный отдых. С проблемами иного сорта. А используем мы этот шанс или нет, зависит только от нас. ЕС и НАТО требуют от кандидатов убрать дом, обеспечить свободу и права всем его жителям, накачать экономические мышцы, чтобы быть готовыми к борьбе в рамках Союза. Настоящая европодготовка касается всех сфер жизни без исключения. Еще совсем недавно румынский лидер, призывая своих соотечественников к евроинтеграции, говорил об оставленных диктатором Чаушеску объектах специфической культуры, которые могли бы стать аттракционами для европейских туристов — любителей экстрима. Всего за два года, во всяком случае, вдоль главных автотрасс румынского государства, эти средневековые памятники заменены современными европейскими. В отличие от преобладающей части постсоветского пространства, где до сих пор «и в зной, и в ветер» путешественники вынуждены довольствоваться кустами и лесополосами.

Естественно, возможен и другой вариант выбора: возвращение на евразийскую обочину. В ЕврАзЭс и ЕЭП принимают всех с постсоветским клеймом. В отличие от ЕС и НАТО, нас туда просят и тянут. Чтобы туда попасть — не требуется большого ума и умения. Нужно лишь подставить шею для хомута. Но и результат также известен — мы его очень хорошо знаем по почти 400-летнему пребыванию там. Сегодня все мы являемся свидетелями его уродливых проявлений на пространстве СНГ и в Украине. Только здесь стало массовой традицией месяцами, а то и годами не оплачивать труд людей. Даже при рабовладельческом строе раба за его труд, как правило, кормили ежедневно. Подобного не знает ни одна общественная формация всех времен, а тем более современная «цивилизованная Европа». Не знает этого и постсоветская Балтия, уверенно и однозначно пошедшая европейским путем.

Поэтому и нет нужды каждому украинскому правительству изучать возможности совместительства в ЕС и Евразийском экономическом сообществе, в т.ч. с паролем «ЕЭП». Достаточно лишь заглянуть на архивные полки своих предшественников, неоднократно делавших это раньше и уже имевших возможность убедиться в том, что членство в упомянутых образованиях является взаимоисключающим. И вступление Украины в ЕЭП поставит крест на движении в Европу.

Евровыбор вовсе не означает свертывания отношений с Россией. Ведь и Франция, и Германия, и все прочие государства—члены НАТО расширяют отношения с Москвой. Для нас хорошие добрососедские отношения с Россией — это аксиома. Естественно, что весь клубок исторических обид не мог не наложить свой отпечаток на эти отношения. Оба народа должны очень терпеливо и деликатно выращивать побеги новых равноправных отношений. Высшая логика жизни требует оставить историю историкам. А сегодняшние и будущие отношения с Россией следует строить на прагматических принципах. На принципах реализма, равноправия, добрососедства, взаимной выгоды и... максимально полной и объективной информации.

Необходимо четко осознавать, что Россия в своей государственной стратегии собственного выхода из экономического упадка опирается на получение мировых высокотехнологических достижений, но не из постсоветских источников. Соответственно, после распада СССР российский рынок был сознательно сориентирован, прежде всего, на продукцию индустриально развитых стран, а не СНГ, в т.ч. Украины. Наглядно это демонстрируют следующие цифры: с 1992 по 1999 год включительно продукция стран, по российской квалификации, «далекого зарубежья», составляла 72—74% российского импорта. При этом общий импорт уменьшился за этот период с 50 до 30,2 млрд. долл. США. В то же время страны ЕС в 1992 году импортировали продукции на сумму 487,1 млрд. экю, а в 1999 году их импорт составлял 865,9 млрд. экю. То есть пространство конкурентной борьбы Украины на российском рыночном поле сжалось с 12,5 млрд. долл. США в 1992 году до 7,5 млрд. долл. США в 1999-м. За это же время ЕСовский рынок вырос на целых 378,8 млрд. ЭКЮ. Только слепой не увидит, что стоит за этими цифрами.

Как отразилось это на конкретных интересах украинских компаний, можно судить по следующим показателям: в 1990 году Украинское дунайское пароходство и компании на Рейне осуществляли по 90 млн. тонн грузоперевозок. В 2002 году на Рейне, с которым мы соединены каналом Рейн—Майн—Дунай, общий грузопоток составлял 300 млн. тонн, а по Дунаю — 27 млн.

Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство посткоммунистических государств, независимо от политических позиций их партий, стремились проникнуть именно на рынки ЕС, приблизиться к достижениям европейских демократий. И результаты не заставили себя ждать: еще не так давно в Польше, Венгрии, Чехии более двух третей торговли были сориентированы на государства—члены социалистического СЭВ. Но после развала соцлагеря они сумели переориентировать свою торговлю, и теперь уже две трети ее приходится на ЕС. Они сумели найти свои ниши на ЕСовском рынке, продемонстрировав лучшую, чем Украина, способность к реалистическому анализу и прогнозированию, желание и волю это сделать. Они не причитали на всех перекрестках о том, что Европа их не ждет, а настойчиво работали, чтобы реализовать это желание. А украинские «филиппики» по адресу рынка ЕС отражают не что иное, как совковую ленность ума и воли, неспособность и нежелание активно влиять на созидание собственного будущего.

Учитывалось ли в Киеве политическое содержание приведенных выше цифр при принятии важных решений, касающихся не только восстановления собственного Быстрого канала в устье Дуная? А следовало бы учесть. Учитывать, что в рыночных условиях россияне не в меньшей степени, чем другие, являются конкурентами, которые делали все, чтобы «похоронить» своих украинских конкурентов. Пока это как следует не поймут все наши политики и деловые люди, так и будут оставаться на обочине. Будет то же, что произошло с «бушерским контрактом». Ведь до сих пор наивные харьковчане продолжают верить, что потеряли этот контракт из-за уступчивости Киева под давлением Вашингтона. Они даже не догадываются, что могли стать лишь инструментом в руках России и Ирана, которые играли каждый свою игру. Россияне в рамках более широкой схемы заранее выторговывали этот контракт для аналогичного своего завода в Петербурге. А пророссийски настроенных харьковчан хотели использовать в роли одного из крючков для удержания украинцев на своей политической орбите. И заодно поссорить Киев с Вашингтоном. Иранцы, со своей стороны, эту игру поддерживали, поскольку хотели с помощью харьковчан сбить цену в переговорах с петербуржцами и французами. А кто может сегодня гарантировать, что и сотрудничество по самолету АН-70 не завершится аналогичным образом?

Уважаемые солдаты, матросы, старшины, офицеры, генералы и адмиралы!

Еще недавно вы содержали себя сами на средства от продажи амуниции, которая накапливалась в свое время для третьей мировой войны. Теперь вы «кормитесь» от продажи остатков оружия от Второй мировой войны. Скоро придется заняться поиском реликвий от Первой мировой. Но, как известно, выручка за них у музеев не будет большой. Поэтому, если вы желаете жить в нормальных квартирах, иметь стреляющее оружие, летающие самолеты и вертолеты, двигающиеся танки — активнее поддерживайте вступление Украины в НАТО. Поскольку лишь с помощью структур этого альянса можно принудить некоторых украинских власть имущих вывести все свои доходы из тени, не прятать в оффшорных зонах, а часть из них выделять через государственный бюджет не только на содержание, но и на развитие Вооруженных сил Украины. Единственное, что будет потеряно при вступлении в НАТО, — это излишек жира на животах отдельный военных, поскольку для них стандартами альянса не предусмотрены ремни сверхбольших размеров.

Уважаемые ветераны, представители нацменьшинств!

Вам не просто воспринять мои призывы. Особенно под влиянием страшилок, распространяемых теми, кто в свое время зазубрил лозунги об империалистическом блоке НАТО и ЕС и до сих пор не способен взглянуть новыми глазами на изменяющийся мир. Посмотрите вокруг: разве «русскоязычное население» балтийских республик в своей массе протестует против лучшей жизни по евростандартам? В свое время вы, ведомые мудрым инстинктом, проголосовали за независимость Украины. Уверен, что ваша житейская мудрость подскажет вам не блокировать лучшую перспективу для ваших детей и внуков, а возможно, и для вас самих. Надеюсь, что и сейчас вы поддержите новый курс на НАТО и ЕС.

Уважаемые труженики средств массовой информации!

Европейские институты и сейчас выступают гарантами того, чтобы отстрел журналистов не стал в нашей стране своеобразным видом национальной охоты. Свобода слова при надлежащей ответственности работников пера и микрофона является одним из уставных требований членства в ЕС. Поэтому поставьте свое острое слово на страже европейского дела Украины. Пусть ваша активная гражданская позиция поставит под постоянный мониторинг всю работу властных структур государства по подготовке перехода на евростандарты. Пусть каждое утро начинается у вас с известного вопроса: «А что я сегодня сделаю для евроинтеграции Украины»?

Поддержите настоящий курс Украины в будущее!

Выступил кто-либо с подобным обращением? Ничего подобного не было.

Мы промямлили о своем намерении вступить в НАТО, словно зажатые в кольчугу. А была ведь и раньше не одна возможность подать заявку на вступление в НАТО. И сделать это можно было красиво: например при подписании Хартии об особых отношениях с НАТО в 1998 году или во время юбилейного саммита альянса в Вашингтоне в 1999-м. Не вышло. Очень долго выжидали. А все нужно делать вовремя. Особенно в международной политике.

Ясно, что при лидерах со вчерашним мировоззрением большая часть нынешнего поколения украинских людей не может жить по-человечески. При сохранении таких взглядов нам ничего не светит и с европейскими стандартами. Поэтому, прежде всего, младшему поколению, политическим партиям следует не ждать манны небесной, а самим активно готовить свое европейское будущее, не позволить, чтобы ЕЭПовская петля задушила европейскую перспективу Украины. Но при этом обязательно сделать прививку от наследственно-генетической болезни, которую наш гений Тарас Шевченко давно диагностировал у некоторых предков по следующим синдромам: «раби», «підніжки», «грязь Москви», «варшавське сміття». Похоже, что 3 сентября при рассмотрении вопроса о ЕЭП украинское правительство продемонстрировало признаки иммунитета к этой болезни. Пожелаем ему не потерять его и в дальнейшем.

Только в этом случае добьемся успеха.