UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ ПОСЛЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ВОЗМОЖНЫ КОРРЕКТИВЫ?

Проблемам внешней политики в предвыборных программах партий и блоков, как правило, уделяется меньше внимания, нежели внутренним социально-экономическим проблемам...

Авторы: Михаил Пашков, Валерий Чалый

Проблемам внешней политики в предвыборных программах партий и блоков, как правило, уделяется меньше внимания, нежели внутренним социально-экономическим проблемам.

Однако, по результатам соцопроса, проведенного Центром Разумкова в феврале с.г., для большинства граждан (65,7%) внешнеполитические ориентации партий и блоков будут иметь определенное значение при голосовании 31 марта, в т.ч. для 19,4% — определяющее значение. То есть внешняя политика не останется «за кадром».

В свою очередь анализ внешнеполитических позиций партий и блоков дает возможность хотя бы приблизительно определить общую картину приоритетов нового состава парламента, спрогнозировать возможные коррективы внешнеполитического курса Украины, ибо, согласно Конституции, основы внешней политики страны определяет Верховная Рада.

Поэтому эксперты Центра Разумкова в рамках специального проекта по освещению парламентских выборов, проанализировали долгосрочные партийные программы, предвыборные платформы партий и блоков, провели анкетирование лидеров ряда ведущих политических структур, а также на основе результатов специально проведенного всеукраинского социологического опроса выяснили внешнеполитические приоритеты населения. Материалы Центра были обобщены в журнале «Національна безпека і оборона» (№2, 2002) и представлены для обсуждения на «круглом столе» «Выборы 2002: внешнеполитические ориентиры политических партий и блоков», прошедшем 6 марта при содействии Международного фонда «Відродження».

Дебаты на «круглом столе» с участием представителей семи ведущих партий и блоков, авторитетных экспертов, иностранных наблюдателей и журналистов при всей остроте и подчас резкости оценок продемонстрировали совпадение позиций по ряду важных проблем внешней политики.

Обобщенные материалы тематического выпуска журнала и «круглого стола» положены в основу этой статьи.

Благими намерениями вымощена дорога в парламент

Анализ партийных программ и предвыборных платформ свидетельствует о том, что практически все участники парламентских выборов поддерживают интеграцию Украины в европейское и мировое сообщество, утверждение ее как суверенного независимого государства, равноправного субъекта международных отношений. Для этого нужно решить триединую задачу: а) обеспечить четкость, последовательность и действенность внешней политики; б) укрепить безопасность Украины; в) обеспечить ее интересы в сфере международных экономических отношений.

В свою очередь все партии (независимо от политической ориентации) в качестве основ украинской внешней политики декларируют: мирное сосуществование, неприкосновенность границ, отсутствие (недопустимость) территориальных претензий, исполнение норм международного права, невмешательство во внутренние дела, взаимовыгодное сотрудничество и решение конфликтов несиловым путем. Главным принципом внешней политики партии считают приоритет национальных интересов. (Впрочем, понятно, что национальные интересы партиями трактуются по-разному, исходя из декларируемых идеологических концепций.)

Сложнее ситуация с конкретными внешнеполитическими установками. Сравнение долгосрочных программ партий с предвыборными платформами блоков, в состав которых они вошли, дает весьма любопытные результаты.

При всей ограниченности объема и понятной ориентации на внутреннюю проблематику, внешнеполитические установки в предвыборных программах блоков — результат непростого компромисса. Вследствие этого заметно утрачивается конкретика, либо вообще внешнеполитический блок изымается из документа. (К примеру, Демократическая партия Украины явно сориентирована на западное направление сотрудничества, а партия «Демократический союз» — за многовекторность. В итоге в платформе блока участники предвыборного объединения ограничиваются формулой о подчинении внешней политики интересам народа. Или, например, в блоке «За Единую Украину!» из пяти партий-участниц одна выступает за принцип многовекторности, другая четко не определяет свою позицию в координатах «Запад-Восток», остальные три — за европейский вектор сотрудничества. Кроме того, одна из партий блока поддерживает внеблоковый статус Украины, тогда как две другие — сориентированы на сотрудничество с НАТО. В результате, в общей предвыборной платформе обозначены и европейская интеграция, и укрепление связей с СНГ и с Россией. В свою очередь, в избирательную платформу блока «Наша Украина» не вошли «политически чувствительные» требования выхода Украины из состава СНГ, содержащиеся в программах четырех из десяти партий-участниц).

Другая причина «универсализации» внешнеполитических установок в предвыборных платформах — существенные региональные различия в геополитических ориентациях населения. (К примеру, по данным февральского соцопроса Центра Разумкова (опрошено 2012 респондентов в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины) — 56% респондентов в западных областях Украины отдают предпочтение контактам со странами ЕС, а в восточных областях 45,1% опрошенных определяют приоритетом сотрудничество с РФ. Или — в западном регионе насчитывается всего 18,4% сторонников вхождения Украины в Союз России и Беларуси (50,3% против), тогда как на востоке страны число сторонников вступления Украины в Союз достигает 62,2% опрошенных).

В итоге избиратель получает некий усредненный вариант благих намерений, по которому довольно трудно судить о внешнеполитических позициях избирательных объединений. Для уточнения этих позиций эксперты Центра Разумкова провели анкетирование лидеров ряда ведущих политических структур, отдельные результаты которого представлены в таблице «Внешняя политика Украины: вопросы и ответы».

Будут ли пересмотрены «Основные направления внешней политики Украины»?

Судя по направленности предвыборных программ, позициям лидеров партий и блоков, приведенным в таблице и озвученным на «круглом столе», можно предположить, что будущий состав парламента предпримет ряд шагов по усилению влияния на осуществление украинской внешней политики. Лидеры партий и блоков критически оценивают (как средний и низкий) нынешний уровень влияния парламента на формирование и реализацию внешней политики Украины. По их мнению, это влияние парламента должно быть усилено для достижения баланса в треугольнике «Президент — Верховная Рада — Кабинет министров». Очевидно, повышение роли парламента представляется возможным при условии создания устойчивого большинства с четко определенными позициями, направленными на повышение эффективности внешней политики Украины. (Весьма примечательно, что во время дискуссии на «круглом столе» лидер Блока Демократическая партия Украины — партия «Демократический союз» В.Горбулин отметил, что озвученные позиции лидеров партий и блоков вполне предполагают консенсус, что может стать основой для формирования большинства в будущем парламенте.)

В свою очередь анализ намерений политических структур развивать разные формы международного сотрудничества, модернизировать механизмы реализации внешней политики, изложенные в долгосрочных партийных программах и частично — в предвыборных платформах, дает основания предполагать возможность пересмотра новым парламентом действующих «Основных направлений внешней политики Украины». Наиболее четко эта позиция обозначена в ответах лидеров партий и блоков на вопросы анкеты Центра Разумкова (см. таблицу). Как видно, большинство партий и блоков считает необходимым принять новый документ — ими уже подготовлены (или готовятся) соответствующие законопроекты. Только ПЗУ и объединение «Женщины за будущее» предлагают ограничиться внесением изменений в действующий документ.

Действительно, утвержденные Верховной Радой 2 июля 1993 г. «Основные направления внешней политики Украины» уже во многом не соответствуют современным реалиям. Во-первых, произошли серьезные перемены в мире и в соседних странах. Расширяется ЕС, Польша, Венгрия, Чехия стали членами НАТО, созданы Союз России и Белоруссии, ЕврАзЭС. Возникли новые вызовы и угрозы, на которые мировому сообществу, в т.ч. и Украине, нужно искать адекватные ответы. В свою очередь, за прошедшие восемь с лишним лет изменилась и сама Украина. Во-вторых, ряд актуальных для того времени задач выполнено — Украина освободилась от ядерного оружия, подписала широкомасштабные договоры с соседними странам, соглашение с ЕС, стала членом Совета Европы и т.д.

Внешнеполитические приоритеты: в Европу с Россией? Или шаг на Запад, шаг на Восток

Как видно из таблицы, определение приоритетов осуществляется преимущественно в координатах «страны ЕС — Россия». Четко определили приоритетными отношения со странами ЕС «Блок Юлии Тимошенко» и ПЗУ. КПУ — отношения с Россией. (Впрочем, как заявил на «круглом столе» представитель КПУ Е.Мармазов, коммунисты отнюдь не против евроинтеграции, но Украина к этому пока не готова — нужно укреплять национальную экономику.) Блок «Наша Украина» придерживается официальной триады основных направлений внешней политики: ЕС—РФ—США. (Уточняя позиции блока, Б.Тарасюк во время дискуссии на «круглом столе» в числе приоритетных направлений в рамках двустороннего сотрудничества назвал Польшу, Россию, Германию и США.) Блок «За Единую Украину!» и СПУ считают одинаково приоритетными отношения со странами ЕС и с Россией. Причем свою позицию Блок «За Единую Украину!» дополняет лозунгом: «За единую Украину в единой Европе, которая включает и Россию». Объединение «Женщины за будущее» придерживается принципа многовекторности, впрочем, отмечая, в первую очередь, контакты со странами ЕС, соседними странами, прежде всего с Россией.

В свою очередь, представляя на «круглом столе» позиции СДПУ(о), А.Мустафин отметил, что главный партнер для Украины — ЕС, но и контакты с Россией крайне важны, и эти направления нельзя считать альтернативными. (Ради объективности необходимо отметить, что анализ партийных программ и предвыборных платформ, ответы лидеров партий и блоков, которые приводятся ниже, не дают основания для вывода о том, что отношения с США и странами СНГ для участников парламентских выборов являются второстепенными и незначительными.)

Кстати, позиции партий и блоков четко корреспондируются с внешнеполитическими симпатиями населения Украины. По данным социологического опроса Центра Разумкова — 31,6% населения считает приоритетным направлением внешней политики Украины отношения с Россией, 31,4% — со странами ЕС, 20,6% — со странами СНГ и 4% — с США.

Весьма важен тот факт, что при некоторых различиях в определении внешнеполитических приоритетов, все политические структуры от левых до правоцентристов абсолютно единодушно поддерживают вступление Украины в ЕС. (В то же время, по мнению представителя ПЗУ С.Москвина, вступление в будущем в ЕС должно быть обосновано соответствующими расчетами. А представитель «Блока Юлии Тимошенко» С.Комисаренко подчеркнул, что для Украины присоединение к ЕС будет очень сложной задачей.)

Кстати говоря, и большинство населения Украины поддерживает процесс евроинтеграции. По результатам социологического опроса Центра Разумкова, 57,6% респондентов убеждены, что Украине необходимо вступить в ЕС. (Противоположного мнения придерживаются 16,2% опрошенных, а 26,2% — затруднились с ответом). Любопытно, что среди тех, кто поддерживает вступление Украины в ЕС, большинство (60,4%) считают, что это должно произойти в ближайшие пять лет. То есть в украинском обществе наличествует значительный потенциал поддержки именно европейского вектора внешней политики. Однако привлекательность евроинтеграции в глазах населения будет определяться в первую очередь материальным эффектом сотрудничества со странами ЕС.

Таким образом, можно спрогнозировать усиление проевропейских настроений в новом украинском парламенте. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что большинство политических структур поддерживают идею создания в новом парламенте комитета по вопросам европейской интеграции (скептически к этому относится КПУ, и не определилась с позицией СПУ).

Что касается перспектив развития отношений с Россией и США, то большинство лидеров партий и блоков поддерживают углубление сотрудничества с этими странами. Весьма интересным выглядит сравнение позиций лидеров партий и блоков с оценками населения.

Если необходимость углубления сотрудничества с Россией особых сомнений у наших граждан не вызывает («за» — 62,5% опрошенных, 23,4% устраивает нынешний уровень отношений и 9,4% респондентов — за уменьшение сотрудничества), то относительно США оценки весьма противоречивы. Поддерживают углубление сотрудничества 24,2% респондентов, 24,8% — считают необходимым уменьшать сотрудничество, а 39,6% опрошенных устраивает нынешний уровень контактов с США.

В свою очередь большинство партий и блоков считают, что Украина должна играть более активную роль в СНГ. (Блок «За Единую Украину!» и «Блок Юлии Тимошенко» устраивает нынешний уровень активности Украины в Содружестве). Кстати говоря, 55,1% населения в этом вопросе поддерживает позицию большинства партий и блоков, считая, что Украина должна активизировать свое участие в Содружестве.

Однако, когда речь заходит о сотрудничестве с региональными структурами, созданными на пространстве СНГ, картина оценок лидеров партий и блоков существенно меняется. Во-первых, все политические структуры (кроме КПУ и СПУ, воздержавшейся от ответа) выступают против вступления Украины в Союз России и Беларуси. Во-вторых, большинство партий и блоков не поддерживают присоединение нашей страны к системе коллективной безопасности СНГ — Ташкентскому договору. (КПУ — за присоединение, а СПУ и объединение «Женщины за будущее» воздержались от ответа). В-третьих, существенно расходятся позиции партий и блоков относительно вступления в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — как видно из таблицы, четыре партии и блока против вступления, три — за. В-четвертых, большинство политических структур (кроме КПУ) поддерживают углубление контактов в рамках ГУУАМ.

Оценки населения несколько отличаются от позиций лидеров политических структур. Присоединение Украины к Ташкентскому договору («за»— 15,2%, «против» — 40,7%, воздержались — 44,1%), вступление в ЕврАзЭС («за» — 31%, «против» — 20,6%, воздержались — 48,4%) и активизация сотрудничества в ГУУАМ («за» — 25,8%, «против» — 23,4%, воздержались — 50,8%), как видно, не вызывают у наших граждан заметного энтузиазма. В свою очередь значительная часть респондентов (45,2%) поддерживают присоединение Украины к Союзу России и Беларуси.

Очевидно, можно спрогнозировать весьма сдержанную и прагматичную позицию новой Верховной Рады относительно региональных структур созданных на пространстве СНГ. (Во всяком случае, представляется маловероятным воспроизведение в каком-либо виде кризисной ситуации трехлетней давности вокруг вступления Украины в Межпарламентскую ассамблею СНГ).

Весьма красноречив тот факт, что проблема вступления Украины в НАТО в ходе дискуссии на «круглом столе» отнюдь не вызвала резкого противостояния между представителями левых и правых политических структур. Большинство партий и блоков (за исключением КПУ и ПЗУ) в целом позитивно относятся к перспективе (пусть и отдаленной) вступления Украины в НАТО. Примечательно, что не исключает такую перспективу и СПУ, правда с оговоркой, — «когда и НАТО будет новым элементом системы безопасности». Можно предположить, что вопрос о внеблоковом статусе Украины окажется в повестке дня нового парламента. К такому выводу подталкивают как итоги прошедшего «круглого стола» и результаты анкетирования лидеров ведущих политических структур, так и то, что внеблоковый статус Украины поддерживают всего лишь семь из 26 партий, участвующих в выборах.

В этом контексте стоит заметить, что в последнее время наметились некоторые позитивные перемены в отношении населения Украины к проблеме сотрудничества с Североатлантическим альянсом. (Напомним, что еще в августе прошлого года, по результатам соцопроса, проведенного Центром Разумкова, 48,1% граждан считали НАТО агрессивным военным блоком, а 50,2% — выступали категорически против расширения альянса на Восток). Опосредованным подтверждением некоторых позитивных перемен могут служить результаты февральского (2002 г.) опроса Центра Разумкова, согласно которым 14,4% наших граждан считают, что Украина должна вступить в НАТО, 36,3% — не исключают такой возможности, хотя и в отдаленном будущем. В свою очередь 30,5% опрошенных убеждены, что Украина не должна вступать в альянс ни при каких условиях, а 18,8% — затруднились с ответом.

Что можно ожидать
от будущего парламента?

В целом, анализ позиций партийных программ, предвыборных платформ партий и блоков, результаты анкетирования лидеров ведущих политических структур, а также итоги «круглого стола» дают основания для некоторых прогнозных оценок.

Во-первых, представляется очевидным, что новоизбранный парламент попытается повысить свое влияние на формирование и реализацию внешней политики в «треугольнике» президент — Верховная Рада — Кабинет министров. Впрочем, это выглядит вероятным при условии создания устойчивого большинства с четко определенными позициями, сориентированными на повышение эффективности внешней политики, в т.ч. ее дальнейшей экономизации, на чем, кстати, настаивают все участники избирательной кампании.

Во-вторых, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что парламент инициирует пересмотр «Основных направлений внешней политики Украины» и, возможно, на осенней сессии будет принят новый документ. Очевидно, в нем направление европейской интеграции будет четко закреплено как приоритетное. Усиление проевропейских настроений среди нового депутатского корпуса (в т.ч. создание соответствующего профильного комитета) — момент немаловажный, если учесть, что именно этому составу Верховной Рады придется в последующие четыре года решать важные задачи подготовки Украины к вступлению в ЕС.

В-третьих, есть основания предполагать, что новым парламентом будет поднят вопрос о внеблоковом статусе Украины, что откроет возможность ее вхождения в будущем в НАТО.

В-четвертых, хотя определенное противостояние между «прозападными» правыми и «пророссийскими» левыми в новом парламенте сохранится, радикальные шаги (к примеру, выход Украины из СНГ или, наоборот, присоединение к Союзу России и Белоруссии) вряд ли будут поддержаны большинством депутатского корпуса. Очевидно, позиция Верховной Рады относительно региональных структур на пространстве Содружества будет довольно сдержанной и прагматичной. Усилия депутатов будут направлены на расширение участия Украины в ведущих международных организациях, на развитие двустороннего сотрудничества, в т.ч. с соседними странами.