В канун 2007 года мы решили задать семь вопросов наиболее компетентным и влиятельным в сфере внешней политики людям страны. Дважды министр иностранных дел Борис Тарасюк, дважды возглавлявший МИД Анатолий Зленко, экс-министр иностранных дел Константин Грищенко и бывший первый замглавы внешнеполитического ведомства, курировавший евроинтеграционное направление, Александр Чалый трудились в здании на Михайловской в разные этапы новейшей истории страны. ни один из этих периодов нельзя назвать легким и благоприятным для эффективной реализации внешнеполитического курса Украины (разве что Борису Тарасюку повезло чуть больше в первые месяцы после оранжевой революции).
Сегодня волею судьбы или же по собственному выбору четверо выдающихся дипломатов страны оказались в разных командах и по разную сторону внутриполитических баррикад. Но все четверо едины во мнении: внешняя политика по-прежнему остается заложницей политики внутренней… Впрочем, если внимательно ознакомиться с ответами лидеров отечественной внешнеполитической мысли, оказывающих значительное влияние на взгляды в сфере внешней и международной политики двух лидеров страны – президента Виктора Ющенко и премьера Виктора Януковича, – то общего в них, пожалуй, значительно больше, чем отличий. Что вселяет осторожный оптимизм относительно возможности достижения в Украине в обозримом будущем внешнеполитического консенсуса. Если правы те, кто вложил в уста главы правительства утверждение о единстве стратегического видения будущего страны у премьера и президента, то, может быть, дипломатам-«мудрейшинам» в конце концов удастся сначала объединиться самим, а затем убедить и первых лиц государства в необходимости шагать в ногу на пути к достижению этих высоких целей.
Борис ТАРАСЮК, министр иностранных дел Украины
1. Самый большой успех внешней политики Украины в 2006 году.
Основным успехом во внешнеполитической деятельности 2006 года считаю достижение высокой динамики политических отношений с Европейским Союзом. В этом контексте наиболее важным событием проходящего года является проведение 27 октября в г. Хельсинки саммита Украина—ЕС, в ходе которого парафировано соглашение об упрощении визового режима для граждан Украины и реадмиссию.
Среди других, не менее весомых достижений внешней политики отмечу проведение первого заседания украинско-российской межгосударственной комиссии, результаты которой позволили заложить надежную основу для дальнейшего углубления связей между Украиной и Россией; отмены правительством США торговых санкций относительно товаров украинского происхождения из Украины и действия по применению к Украине поправки Джексона-Вэника; избрание Украины в первый состав новообразованного Совета ООН по правам человека. Успешной была региональная политика Украины: в 2006 году принято решение о преобразовании бывшего объединения ГУАМ в полноценную международную Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ с постоянным секретариатом в г. Киеве.
2. Самый большой провал внешней политики Украины в 2006 году.
Я бы не согласился с тезисом относительно «провала» в 2006 году внешней политики Украины.
Провалов во внешней политике в течение года не было: дипломатическая служба последовательно и целеустремленно внедряла определенный президентом Украины внешнеполитический курс на всех направлениях.
Можно вести разговор о задачах, остающихся невыполненными. И прежде всего — по объективным причинам.
Таким является необеспечение вступления Украины во ВТО в 2006 году. С другой стороны, мы максимально приблизились к достижению поставленной цели и реально ожидаем присоединения к этой организации в наступающем году.
Следующий негативный аспект — общее снижение темпов процесса евроатлантической интеграции Украины, несмотря на успешное развитие Интенсифицированного диалога по вопросам членства в НАТО и осуществление соответствующих реформ внутри страны. Причиной этого является неспособность ведущих политических сил государства достигнуть консенсуса по этому вопросу, его чересчур сильная заполитизированность, в т.ч. эксплуатация антинатовской риторики и спекуляции вокруг референдума относительно членства в альянсе.
Хотел бы заметить, что упомянутые проблемные моменты возникли по независимым от Министерства иностранных дел причинам.
3. Кто и что мешали украинской внешней политике в 2006 году быть последовательной и предсказуемой?
Внешняя политика Украины в 2006 году была последовательной и прогнозируемой.
Вместе с тем следует констатировать слишком сильное влияние внутренних процессов на внешнюю политику государства, в частности, связанных с почти четырехмесячной структуризацией Верховной Рады Украины после парламентских выборов и формированием правительства. По некоторым вопросам Украина фактически стала заложницей внутриполитических соревнований: как участник международных отношений Украина потеряла целый ряд возможностей развивать свои двусторонние связи.
Кроме того, на реализации единого и целостного курса Украины на международной арене негативно отразилось отсутствие консенсуса между институтами власти по отдельным внешнеполитическим вопросам. В этом контексте имею в виду неполное соблюдение законодательно закрепленных стратегических целей Украины, например, вступление в НАТО.
4. Какие главнейшие задачи стоят перед внешней политикой в 2007 году? На отношениях с какими странами должна сконцентрироваться Украина в следующем году?
Главными в 2007 году во внешней политике Украины считаю такие задачи:
— завершение процесса вступления Украины в ВТО;
— проведение переговоров относительно заключения нового базового соглашения с Европейским Союзом;
— ускорение процедур по подписанию и обеспечению вступления в силу соглашений об упрощении визового режима для граждан Украины и реадмиссию между Украиной и ЕС;
— обеспечение восходящей динамики отношений с НАТО, выполнение Целевого плана Украина—НАТО на 2007 год и реализация мер в рамках Государственной программы информирования населения в сфере евроатлантической интеграции на 2004—2007 годы;
— дальнейшее углубление отношений со стратегически важными для нас государствами — Россией, США и Польшей;
— активное участие в региональных форматах сотрудничества;
— обеспечение партнерских и добрососедских отношений со странами-соседями и взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества, прежде всего в торгово-экономической сфере, со всеми странами мира;
— приложение дальнейших усилий для защиты прав украинских граждан за границей, а также укрепление связей с заграничным украинством, являющимся важным компонентом в отстаивании государственных интересов и обеспечении авторитета Украины в мире. 5. Членство Украины в НАТО — это стимулирующий фактор для проведения внутренних политических и социально-экономических реформ, непосредственное и полноправное участие Украины в процессах выработки и принятия решений относительно поддержки международного мира и дальнейшего развития европейской и евроатлантической безопасности; это новые перспективы для национального оборонно-промышленного комплекса в контексте привлечения иностранных инвестиций и проведения модернизации и диверсификации производства, увеличение объемов совместных с Украиной научных программ, финансовой и материально-технической помощи научным учреждениям; это получение дополнительных гарантий обеспечения государственного суверенитета, территориальной целостности и незыблемости государственных границ в соответствии с Вашингтонским договором, получение эффективной практической помощи в случае чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф и т.п. Членство Украины в ЕС — это цивилизационный выбор Украины в пользу Объединенной Европы, развивающейся на общих принципах демократии, верховенства права, уважения к правам человека, рыночной экономики, с соответствующими высокими стандартами в политике, экономике, праве и социальной сфере. Членство Украины во ВТО — это возможность полноценного вхождения национальной экономики в мировое экономическое пространство, обеспечение справедливых условий конкуренции для всех участников рынка, уменьшение уровня протекционизма и коррупции в государстве, а также стимул для украинских предпринимателей повышать эффективность своей деятельности; для украинских потребителей — возможность более широкого выбора товаров и услуг по конкурентоспособным ценам. Обретение Украиной членства в ВТО — это необходимый шаг на пути к созданию зоны свободной торговли с Европейским Союзом и странами Европейской ассоциации свободной торговли как важной предпосылки интеграции Украины в Европейское экономическое пространство и приближение нашей страны к обретению членства в ЕС. Членство Украины в ЕЭП — это очередная попытка внедрения эффективного механизма экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. Вместе с тем участие Украины в Едином экономическом пространстве необходимо рассматривать как один из способов углубления торгово-экономического сотрудничества, призванный способствовать достижению украинской экономикой уровня стран—новых членов Европейского Союза, что является необходимой предпосылкой для реализации стратегической цели — достижения членства Украины в ЕС.
6. Нужен ли Украине новый закон об основах внешней политики?
Конституция Украины выделяет два направления нормативного определения деятельности государства на международной арене: основы внешней политики и основы внешних сношений.
Ст.85 Конституции относит к полномочиям Верховной Рады Украины определение основ внутренней и внешней политики. Что касается формы принятия основ, то это могло бы быть постановление Верховной Рады Украины, поскольку ст.92 Конституции Украины не содержит требования относительно принятия нормативного акта об основах внешней политики в форме закона. МИД подготовил внешнеполитическую часть к проекту нормативного акта об основах внешней и внутренней политики.
Вместе с тем указанная статья 92 Конституции Украины устанавливает направления законодательного (на уровне законов) регулирования основ в соответствующих отраслях. В частности предусмотрено, что основы внешних сношений определяются исключительно законами Украины.
7. Что надо изменить в украинской Конституции, чтобы сделать более понятной, прозрачной и эффективной процедуру наработки, согласования, принятия и реализации решений в сфере внешней политики?
Конституция Украины распределяет полномочия в сфере внешней политики и внешних сношений между президентом Украины, Верховной Радой и правительством. Не считаю целесообразным вносить изменения в существующее распределение полномочий в сфере внешней политики. Вопросы согласования и реализации решений, по моему мнению, могут регламентироваться подзаконными нормативно-правовыми актами в соответствии с полномочиями каждой из ветвей власти, установленными Конституцией.
Александр ЧАЛЫЙ, заместитель главы секретариата президента Украины
1. Наибольший успех внешней политики Украины в 2006 году.
Это начало работы Украинско-российской межгосударственной комиссии «Ющенко—Путин».
2. Самый крупный провал во внешней политике Украины в 2006 году.
Подписание 04.01.06 так называемых газовых соглашений. Этот день навсегда останется Перл-Харбором украинской энергетической дипломатии.
3. Кто и что мешало украинской внешней политике в 2006 году быть последовательной и предсказуемой?
Никто не мешал, кроме нас самих. Ответить иначе — означало бы пытаться снять с себя ответственность за украинскую внешнюю политику. Что мешало? Уверен, во-первых — украинская внутренняя политика, а именно —популизм во время парламентской избирательной кампании, внедрение конституционной реформы, отсутствие исторического опыта реализации внешней политики на основах Конституции и общественно-политического консенсуса.
4. Какие самые главные задачи стоят перед украинской внешней политикой в 2007 году? На отношениях с какими странами должна концентрировать внимание Украина в следующем году?
Внешняя политика должна прежде всего соответствовать насущной необходимости развития украинского общества. Не на словах, а в действиях реализовывать вечный, как мир, постулат о приоритетности национальных интересов. Тот самый постулат, в котором речь идет об отсутствии вечных врагов и вечных друзей.
Наибольшими вызовами для национальных интересов Украины будут:
1. Приднестровское урегулирование.
2. Новое глобальное перераспределение мировых энергетических ресурсов, особенно на европейском континенте.
3. Повышение конкурентоспособности в условиях членства Украины в ВТО. Именно это будет определять уровень способности страны реализовывать собственный внешнеполитический курс.
4. Надлежащее обеспечение за границей законных прав и интересов украинских граждан и национального бизнеса.
Ключевыми тактическими задачами на 2007 год будут:
1. Завершение процесса вступления Украины в ВТО.
2. Начало переговоров о новом усиленном Соглашении с ЕС.
3. Вывод на эффективный рабочий режим деятельности Украинско-российской межгосударственной комиссии Ющенко—Путин.
4. Институализация стратегического диалога с США через создание аналогичной с Россией межгосударственной комиссии.
В 2007 году внешняя политика Украины должна сконцентрироваться на восстановлении стратегических балансов, которые соответствовали бы национальным интересам нашего государства в треугольниках Брюссель—Киев—Москва и Москва—Киев—Вашингтон. Успех в такой «треугольной дипломатии» будет возможен только при условии активизации сотрудничества с соседними странами, Германией и другими ключевыми европейскими государствами, Китаем, ведущими странами Центральной и Южной Азии, Латинской Америки, прежде всего Бразилией, арабского мира и Африканского континента.
5. Членство Украины в НАТО — это вопрос, который необходимо решать «по результатам референдума, который проводится после выполнения Украиной всех необходимых для этого процедур».
Членство Украины в ЕС — это национальная мечта, к которой необходимо настойчиво стремиться, но четко понимать, что в ближайшие десять лет реализовать ее невозможно. И причины этого не столько в состоятельности или неспособности Украины достичь критериев членства, сколько в институциональной неспособности ЕС интегрировать Украину.
Членство Украины в СОТ — это полномасштабная институциональная интеграция Украины в глобальную мировую экономику, которая, я верю, будет завершена в 2007 году.
Членство Украины в ЕЭП — это участие Украины «в деятельности Единого экономического пространства на принципах разноуровневой и разноскоростной интеграции с учетом норм и правил Всемирной организации торговли. Создание на первом этапе зоны свободной торговли без ограничений и изъятий в границах ЕЭП».
6. Нужен ли Украине новый закон об основах внешней политики?
Да, нужен, и в соответствии с Конституцией новый закон должен устанавливать основы внешних сношений Украины.
7. Что нужно изменить в украинской Конституции, чтобы сделать более понятной, прозрачной и эффективной процедуру наработки, согласования, принятия и реализации решений в сфере внешней политики?
Ничего не надо изменять. Соответствующие конституционные положения надо просто добросовестно выполнять. Украинской Конституцией установлен четкий, прозрачный механизм наработки, согласования, принятия и реализации решений в сфере внешней политики. Необходимо, чтобы все ветви власти, привлеченные к этим процессам, в своей деятельности внедряли позитивное мышление в реализации предоставленных им полномочий во внешнеполитической сфере. Координатором этих процессов должно быть Министерство иностранных дел Украины.
Константин ГРИЩЕНКО, советник премьер-министра Украины
1. Самый большой успех внешней политики Украины в 2006 году.
Вне сомнения, это проведение правительством Виктора Януковича через Верховную Раду пакета законов, необходимых для вступления Украины во Всемирную торговую организацию, отход от конфронтационных эмоций в отношениях с Россией, начало восстановления утраченных позиций в Центральной Азии, установление прагматической тональности в наших отношениях с ЕС и НАТО.
Хотя нелишне вспомнить и тот факт, что в этом году украинская демократия наконец получила признание в американском Конгрессе относительно отмены применительно к Украине дискриминационной поправки Джексона—Вэника. Это также позитив, хотя Украина уже давно объективно соответствовала всем требованиям для принятия этого решения.
2. Самый крупный провал во внешней политике Украины в 2006 году.
Газовые соглашения, заключенные в январе 2006 года, — их негативные последствия экономика Украины будет ощущать еще долго. Эти соглашения являются для каждого гражданина Украины ярким примером того, что эффективная защита национальных интересов — дело профессиональное и не совместимое с партийным позерством, выпестованным на взрывоопасной смеси политических комплексов и коррупционных мечтаний.
3. Кто и что мешало украинской внешней политике в 2006 году быть последовательной и предсказуемой?
Главной нашей проблемой является то, что внешняя политика остается одновременно и объектом, и субъектом внутриполитической конкуренции.
У премьер-министра и президента общее стратегическое видение будущего Украины, а отличия есть только в подходах к реализации единой цели. Это глава правительства говорит постоянно. Разумеется, объединение усилий двух лидеров пошло бы на пользу Украине. Так же понятно, что провокационная игра на тактических расхождениях может быть полезна только отдельным функционерам и чиновникам, которые, несмотря на окрас, никак не могут избавиться от большевистского воспитания и принципа достижения собственной эгоистической цели любым способом.
Вместе с тем трудно не заметить положительной тенденции, которая только начинает появляться в работе украинского государственного механизма под влиянием новых стимулов конституционной реформы, тенденции, заставляющей политические силы искать тот внутренний компромисс, который сделает внешнюю политику фактором объединения общества вокруг консолидированного понимания сущности национальных интересов в экономической, политической и культурной сферах.
4. Какие главнейшие задачи стоят перед украинской внешней политикой в 2007 году? На отношениях с какими странами должна сконцентрироваться Украина в следующем году?
Во-первых, мы должны найти окончательные формулы компромиссов и, наконец, завершить непростой путь в ВТО.
Во-вторых, мы вполне способны воспользоваться нормализацией нашего диалога с Россией, чтобы начать наполнять задекларированную формулу о стратегическом партнерстве прагматическим содержанием.
В-третьих, мы должны так же последовательно, шаг за шагом вносить все тот же прагматизм в наши отношения с Европейским Союзом и евроатлантическим сообществом, а следовательно, делать реальным сближение, а не строить иллюзии, которые ничего нам не дают и ставят в неловкое положение наших партнеров.
А главное — отпраздновав свое шестнадцатилетие, Украина должна начать вести себя по-взрослому, а значит, понять бесплодность векторальной схоластики и, наконец, увидеть, что мир состоит не только из Востока и Запада, что существуют еще Север и Юг. При этом понять, что философия международной политики — это точно не стандартный контракт брачного агентства, а скорее регламент поиска синергии разноязычных интересов. Китай, Индия, Бразилия, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток — должны стать нашим настоящим, а не ритуально декларированным приоритетом.
Но эти и другие неотложные задачи внешней политики мы сможем выполнять эффективно только при наличии совершенных инструментов украинской дипломатии. А для этого должны прекратить разрушение Министерства иностранных дел, дезорганизацию дипломатического корпуса. Вместо этого необходимо как можно скорее возвратить МИДу Украины уважение как внутри страны, так и за ее границами, реально восстановить его функцию внешнеполитического креатора и настоящего координатора международной деятельности государственных институтов. При этом мы должны поставить перед нашими посольствами и представительствами такие задачи, установить такие критерии оценки их деятельности, которые бы имели практическое измерение, прежде всего экономическое.
5. Вступление Украины в ВТО — это равные права и новые возможности национального товаропроизводителя на том экономическом рынке, на долю которого приходится 98% мирового товарооборота. Новые возможности — это новые рабочие места с новым уровнем доходов. ВТО — это расширение выбора импортных и отечественных товаров и услуг, повышение их качества и снижение цены для каждого потребителя. ВТО — это внедрение в Украине единых и прозрачных правил экономической деятельности, что одновременно выводит экономику из тени, бьет по коррупции и открывает Украину для цивилизованного инвестора. ВТО — это свободная конкуренция, которая для национального товаропроизводителя станет вместе с тем и стимулом, и вызовом. Стимулом — инноваций, предпринимательского таланта, расширения производства, повышения качества. Вызовом — для привычки паразитировать на ценах и преимуществах монополиста, защищенного протекционизмом. Но мы должны помнить, что членство в ВТО — это не автоматическая гарантия благосостояния, а только большой шанс его получить собственным настойчивым, творческим и тяжелым трудом.
Что же касается нашего членства в ЕС, думаю, украинское стремление полноправного присоединения к европейскому сообществу и является той ментальной нивой, на которой почти вызрел внешнеполитический консенсус украинского общества. Но, к сожалению, сегодня в силу очень разных объективных и субъективных причин, большинство из которых существуют вне наших возможностей влияния, полноценное и формальное вступление Украины в ЕС может рассматриваться как стратегическая цель, а не насущная политическая задача. Следовательно, необходимо, наконец, стать разумными эгоистами и использовать все как внутренние, так и внешние возможности, чтобы по собственной инициативе двигать страну к «копенгагенским критериям» (минимальным требованиям к кандидатам). Двигать, чтобы европейские ценности, традиции и правила, черты европейского уровня труда и благосостояния становились реалиями сегодня, а не оставались искривленной мечтой ленивого потребителя о бытовом чуде.
Когда же украинские политики начинают разговор о членстве в НАТО, они — независимо от того, «за» они или «против» — должны отдавать себе отчет, что тестируют украинскую демократию. Ведь те, кто «за», должны помнить, что в принятии таких судьбоносных решений должен принимать участие каждый гражданин Украины. Те же, кто «против», должны так же твердо усвоить, что принятие решения каждым может быть только абсолютно сознательным. Таким образом, никто не имеет права — ясное дело, если речь идет о демократии — проталкивать по дипломатическому паркету за спиной общества собственное видение украинского выбора. Вопрос о вступлении в НАТО должен стать предметом общенациональной идеологической дискуссии. Вместе с тем мы должны заставить все государственные институты согласованно и эффективно сотрудничать с альянсом для решения задач, составляющих общенациональный, а не узкопартийный интерес.
И, наконец, о ЕЭП. Здесь мы должны различать проблемы присоединения к уже имеющимся международным институтам и участию в учреждении новых. В первом случае никому и в голову не придет соваться со своим уставом в чужой монастырь — здесь речь идет лишь о весах, на которые мы возлагаем преимущества и риски вступления, которые нетрудно увидеть и проанализировать в имеющихся основаниях и практике того или иного международного объединения. Во втором случае — имеем политическое пространство для маневра и возможность творить тот компромисс взаимной выгоды, который бы удовлетворял учредителей и никоим образом не задевал их национальных интересов.
6. Нужен ли Украине новый закон об основах внешней политики?
Для ведения эффективной внешней политики Украины закон сам по себе едва ли может быть панацеей. Но при нынешних политических условиях без него, пожалуй, не обойтись.
7. Что нужно изменить в украинской Конституции, чтобы сделать более понятной, прозрачной и эффективной процедуру наработки, согласования, принятия и реализации решений в сфере внешней политики?
Я не вижу в украинской Конституции существенных процедурных преград для принятия политическими силами Украины согласованных решений в сфере внешней политики. Чего действительно не хватает — так это постоянных политических традиций, достижения договоренностей по внешнеполитическим вопросам, отработанного механизма их согласования. Также не вижу какой-либо угрозы легитимизации непонятных, непрозрачных, авантюристических решений. Конституция предусматривает для этого ряд «предохранителей».
Что касается системной и профессиональной наработки и эффективной реализации принятых решений, то эта проблема лежит, с одной стороны, в плоскости уже упомянутого выше возрождения и модернизации внешнеполитических институтов Украины, а с другой — ответственного сотрудничества политических лидеров страны: президента и премьер-министра, а также Верховной Рады Украины.
Действительно, после внедрения в жизнь конституционной реформы выяснилось, что некоторые формулировки Конституции требуют совершенствования и детализации. Надеюсь, что вызовы реальной жизни ускорят конституционное притирание государственных механизмов, и такая коррекция Конституции обязательно произойдет. Тогда обязанности и полномочия конституционных субъектов будут дополнять друг друга без острых противоречий.
Анатолий ЗЛЕНКО, советник премьер-министра Украины
1. Самый большой успех внешней политики Украины в 2006 году.
Успех или просчеты во внешней политике Украины следует рассматривать в контексте сложных внутриполитических процессов, происходивших в стране в течение 2006 года. Выборы в Верховную Раду, затяжной и хаотический переговорный процесс формирования коалиции, непоследовательное продвижение политической реформы и, как следствие, обострение отношений между различными ветвями власти и целый ряд других проблемных вопросов — все это не оставалось за пределами внимания международного сообщества и негативно влияло на международную политику Украины. Это также подрывало в целом систему стабильных отношений нашего государства с остальными странами мира. Несмотря на все недостатки, можно считать, что главным успехом внешней политики Украины в 2006 году была нормализация украинско-российских отношений, результатом чего стал долгожданный визит президента Российской Федерации В.Путина в Украину. Взятый курс на прогнозируемое и взаимовыгодное сотрудничество между Украиной и Россией соответствует национальным интересам нашего государства.
2. Самый крупный провал во внешней политике Украины в 2006 году.
Провал — это своеобразный дефолт внешней политики, который может иметь общенациональные последствия, и потому эта категория является достаточно крайней и неприемлемой. Поскольку подход к внешней политике был скорее идеологическим и в меньшей степени реалистичным, он привел к определенным просчетам и недостаткам во внешнеполитической деятельности нашего государства. На отдельных направлениях наблюдались оторванность внешней политики от политических реалий, чрезмерная поляризация общественного мнения и обострение общественно-политической ситуации вокруг отдельных проблем, в частности искусственного форсирования вопросов евроатлантической интеграции. Внешняя политика не смогла добиться общенационального консенсуса относительно внешнеполитических приоритетов Украины и не стала важным мобилизующим фактором стабильности. Несбалансированность усилий на Западном и Восточном направлениях стала причиной потери внимания к ряду перспективных направлений, где существуют жизненно важные украинские национальные интересы.
3. Кто и что мешало украинской внешней политике в 2006 году быть последовательной и предвиденной?
Так как внешняя политика стала заложницей внутриполитических процессов и реализовывалась в зависимости от тех или иных обстоятельств, она, естественно, не могла себя реализовать в соответствии с пониманием сути процессов, что привело к существенным просчетам на важных приоритетных направлениях внешнеполитической деятельности государства. Это создавало впечатление, что внешняя политика Украины не была в течение 2006 года последовательной и предвиденной. Это также давало основания утверждать, что внешняя политика в определенной степени потеряла свою авангардную роль и активное участие в процессах образования государства.
4. Какие главнейшие задачи стоят перед украинской внешней политикой в 2007 году? На отношениях с какими странами должна концентрировать внимание Украина в следующем году?
Среди многочисленных задач, стоящих перед внешней политикой Украины в 2007 году, максимальное внимание следует уделить вопросам, связанным с обеспечением внешних условий для выхода страны из экономического кризиса, поддержка стабилизации на энергетическом рынке. В центре внимания также должна быть экономизация внешних сношений и продолжение курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию. При решении этих вопросов важно учитывать современные процессы, происходящие в международных отношениях, оперативно реагировать на вызовы времени, актуальные международные процессы и события, прежде всего касающиеся украинских национальных интересов.
Украине необходимо концентрировать дальнейшее внимание на укреплении стратегического партнерства с Россией, США, Польшей, странами Европейского Союза. Следует больше обращать внимания на жизненно важные для Украины направления двустороннего сотрудничества с учетом выхода нашего государства на новые рынки сбыта национальной продукции, поиска иностранных инвестиционных источников. Вместе с тем важно последовательно продолжать сотрудничество по всем азимутам, и в этом контексте внешняя политика должна быть неотделимой от мирового развития.
5. Членство Украины в НАТО — это должен быть сознательный выбор народа, воспринимающего такие понятия, как продвижение стандартов демократии гражданского общества, рыночной экономики, повышение уровня гарантий политической независимости, территориальной целостности и незыблемости границы, активное содействие участию нашего государства в создании новой архитектуры безопасности на евроатлантическом пространстве. Вместе с тем надо понимать, что расширение стратегического партнерства с НАТО будет содействовать обеспечению безопасности и стабильности Украины.
Членство Украины в ЕС — это консолидирующий фактор украинского общества и важный фактор для повышения жизненного уровня украинского народа за счет концентрации усилий на внедрении внутренних реформ и преобразований, принятие европейских норм и стандартов. Но для этого следует учитывать реальные возможности Украины.
Членство Украины в ВТО — это присоединение к глобальной экономике, что будет содействовать участию в системе регулирования мировой экономики и защите украинских национальных интересов.
Членство в ЕЭП — это возможное повышение, на основе учета принципов и стандартов Европейского Союза, экономического потенциала страны, которое должно способствовать ускорению процесса евроинтеграции.
6. Нужен ли Украине новый закон об основах внешней политики?
Одним из базовых документов, регулирующих внешнеполитическую деятельность Украины, является постановление Верховной Рады Украины «Основные направления внешней политики Украины», одобренное Верховной Радой Украины 2 июля 1993 года. Этот документ выполнил свою основную роль, связанную с утверждением Украины в мире как независимого государства. Переосмысление новых реалий внутреннего и внешнего характера, принятие новой Конституции Украины в 1996 году и принятие соответствующих нормативных документов ставят на повестку дня вопрос о необходимости принятия закона об основах внешней политики Украины. Этот документ должен гармонично объединять основы внешней политики с положениями Основного Закона и международными обязательствами Украины. Тем более что Конституция Украины требует, чтобы «основы внешней политики» определялись «исключительно законами Украины».
7. Что надо изменить в украинской Конституции, чтобы сделать более понятной, прозрачной и эффективной процедуру наработки, согласования, принятия и реализации решений в сфере внешней политики?
Действующая Конституция Украины содержит ряд положений, касающихся внешнеполитической сферы. В ней четко выписаны обязанности президента Украины, Верховной Рады и Кабинета министров. Произвольное толкование этих положений, тем более в зависимости от политической конъюнктуры, — опасный шаг, который может нарушить функционирование уже сформированного механизма распределения властных полномочий и ответственности за эту важную сферу государственной деятельности. Четкое соблюдение положений Конституции и вместе с тем логическое завершение процесса политической реформы обезопасит наше государство от лишних общественных потрясений внутри страны и ненужных осложнений на международной арене.