UA / RU
Поддержать ZN.ua

Визы по цене реадмиссии

После четырех раундов полномасштабных переговоров Украина и Европейский Союз приблизились к подписанию Соглашения об упрощении визового режима...

Автор: Алена Гетьманчук

После четырех раундов полномасштабных переговоров Украина и Европейский Союз приблизились к подписанию Соглашения об упрощении визового режима. И хотя на сей раз шансов повторить дипломатические успехи России в этом вопросе у Киева действительно больше, содержание визового соглашения по-прежнему остается тайной за семью печатями. Хотя, министр иностранных дел Борис Тарасюк в свое время уже обещал завершить переговоры до конца 2005 (!) года. Да и брюссельские коллеги не раз были замечены в отходе от своих ранее заявленных позиций.

Впрочем, оптимизм главы украинского внешнеполитического ведомства можно списать на тогдашние переговорные реалии: они вполне позволяли приблизиться к подписанию Соглашения еще до парламентских выборов в марте, тем самым дав возможность одной политической силе продемонстрировать реальные результаты своей работы на евроинтеграционном поприще.

Ситуация кардинально изменилась в двадцатых числах января. Именно тогда, в ходе второго раунда переговоров, евросоюзовская сторона (стараниями, по нашей информации, французских и немецких коллег) окончательно и бесповоротно навязала украинским партнерам так называемый пакетный вариант: подписание соглашения об упрощении визового режима с многострадальным соглашением о реадмиссии.

Нельзя сказать, что к такому развитию событий отечественные переговорщики были не готовы — ведь, этот принцип Евросоюз повсеместно применял не только в случае с бывшими соискателями членства вроде Польши или Словакии, но и России.

И если задаться вопросом, почему во время третьего раунда переговоров украинцы сменили тон на более жесткий, то ответ, по мнению наших дипломатических собеседников, следует искать именно в реадмиссионной увязке, а не, скажем, в смене главы украинской делегации Валентина Наливайченко на Николая Маймескула.

Но что же все-таки в результате этих переговорных перипетий получат граждане Украины? Во-первых, заметим, что участникам переговорного процесса удалось окончательно согласовать категории лиц, посещение которыми любого консульства страны-члена ЕС должно увенчаться получением многоразовой пятилетней визы. К ним относятся официальные лица центральных и местных органов власти (но не владельцы дипломатических паспортов, располагающих безвизовым доступом в евросоюзовское пространство), постоянные члены официальных делегаций, журналисты, бизнесмены. Кроме того, по настоянию украинской делегации подобные привилегии распространятся и на тех украинцев, которые пожелают отправиться в ЕС с целью посещения родителей или детей, проживающих на территории Евросоюза на законных основаниях. При этом следует заметить, что такие визы будут выдаваться бесплатно для всех упомянутых категорий, кроме бизнесменов.

К слову, в объявленном спецпредставителем России по взаимоотношениях с ЕС Сергеем Ястржембским списке категорий российских граждан, на которых распространятся привилегии нового визового режима, журналисты, например, не значатся. Более того, эксперты, знакомые с текстом российского соглашения, едины во мнении, что в нем явно сделан акцент на облегчение въезда в шенгенское пространство российских правительственных мужей и чиновников рангом пониже.

В категории лиц, которым будут оформляться однолетние многоразовые визы, числятся деятели науки и культуры (речь идет об участниках разных программ обмена), а также спортсмены, члены экипажей поездов, профессиональные перевозчики. Важно заметить, что при отсутствии каких бы то ни было нарушений в использовании однолетней многоразовой визы в течение двух лет представители этой категории имеют право также рассчитывать на получение пятилетней визы.

В ходе переговоров удалось отстоять и нынешнюю сумму консульского сбора — 35 евро.

Кроме того, глава делегации ЕС на визовых переговорах бельгиец Жан Луи Дебрауэр дал слово разобраться в довольно критической ситуации, которая сложилась с отнюдь не самым лояльным (а порой просто хамским) отношением к соискателям европейских виз со стороны украинского персонала консульств. После неоднократного упоминания этой проблемы во время переговоров дипломат пообещал связаться с главами дипломатических представительств ЕС в Украине и обсудить этот вопрос.

В то же время представители всех вышеупомянутых льготных категорий рискуют оказаться в общей очереди, если соберутся посетить страны ЕС как обычные туристы.

Многие эксперты выражают определенный скепсис и относительно того, что участники переговорного процесса пошли по пути введения упрощенного порядка выдачи виз по профессиональному принципу, а не по визовым историям. В последнем случае преимуществами визового режима мог бы воспользоваться каждый, кто хоть раз побывал на территории стран ЕС и ничем себя не дискредитировал. А так сотрудникам евросоюзовских консульств в Украине придется потратить какое-то время, чтобы узнать, кто на самом деле является журналистом или научным сотрудником, а кто заблаговременно «вооружился» нужной «коркой».

Так или иначе, как стало известно «ЗН» от участника переговорного процесса с европейской стороны, для того чтобы поставить точку в подготовке визового соглашения, украинским дипломатам осталось выяснить еще два момента: готов ли ЕС предоставить бесплатные визы детям до 18 лет и «зависимыми лицам» до 21 года, а также бесплатные транзитные визы. Впрочем, есть основания полагать: если по первому пункту еэсовцы сделают уступку, то второй украинцы сами снимут с повестки дня.

Другое дело — многострадальное соглашение по реадмиссии. А точнее, временные рамки вступления в силу его третьей статьи, касающейся приема и передачи граждан третьих стран и лиц без гражданства. Украинские дипломаты, вдохновившись удачным опытом российских коллег, продолжают настаивать на трехлетней отстрочке введения в действие этих положений. Этот переходный период необходим Украине для подготовки к столь непростой и чрезвычайно затратной процедуре. По подсчетам профильных ведомств, только в первый год для обустройства адаптационных центров по европейским стандартам Киеву понадобится около 300 млн. евро. Правда, евросоюзовские коллеги, насколько нам известно, назвали эту цифру завышенной, ссылаясь на то, что в свое время поляки также говорили о десятках тысяч нелегалов, с которыми им придется бороться один на один, но в результате нежданных гостей оказалось намного меньше.

При этом в Киеве рассчитывают и на евросоюзовское содействие ЕС в данном вопросе. По крайней мере, в своем ответном письме на имя Бориса Тарасюка еврокомиссар Бенита Ферерро-Вальднер дала понять, что на эти цели могут быть использованы те ежегодные 100 млн. евро, которые ЕК намерена выделить Украине на усовершенствование пограничной инфраструктуры в рамках политики соседства.

О чем же сегодня говорить действительно слишком рано, так это о введении для украинцев безвизового режима. Брюссельские чиновники в неформальных разговорах называют четыре критерия, выполнение которых позволило бы Украине примкнуть к безвизовому пространству с ЕС. Первый — это надежность паспортной системы (так, чтобы один и тот же человек не мог разъезжать по Евросоюзу с несколькими паспортами, в каждом из которых иное написание его фамилии). Второй — адекватная миграционная политика. Третий — безопасность границ. Четвертый — восприятие страны в Брюсселе. Понятно, что пока украинские власти будут демонстрировать абсолютное бессилие в вопросе формирования исполнительных органов власти, а местные дельцы устраивать гражданам Бангладеша или Пакистана безвозвратные «экстрим-туры» в Словакию, украинской дипломатии придется довольствоваться лишь зафиксированным в преамбуле визового соглашения положением: «стороны будут рассматривать внедрение безвизового режима поездок для граждан Украины как долгосрочную цель». Еще одну?