UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИЗИТ ВЕЖЛИВОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

За восемь лет дипломатических отношений Украина и Великобритания достигли высокого уровня в офи...

Автор: Юлия Загоруйко

За восемь лет дипломатических отношений Украина и Великобритания достигли высокого уровня в официальной внешнеполитической атрибутике и формулировке дружественных заверений — соглашений, например, заключено двадцать одно, оформлена правопреемственность еще десяти плюс Договор о принципах отношений и сотрудничества. Два украинских президента по разу официально посетили Лондон, бывший премьер от консерваторов также нанес визит в Киев. Что касается Британии нынешней, то за три года пребывания у власти «новых» лейбористов лишь шотландец Джордж Робертсон был первым и долгое время единственным, кто облюбовал Украину, — в ранге министра обороны он дважды посещал нашу страну. А с приобретением нового поста — генсека НАТО — предпринял еще два визита уже в 2000 году.

Шотландец Робин Кук, государственный секретарь по иностранным делам и делам Содружества Великобритании, стал вторым посланником от правительства лейбористов, ступившим на гостеприимную украинскую землю в рамках официального визита 12 апреля.

Программа пребывания в Киеве главы британского внешнеполитического ведомства оказалась достаточно насыщенной — от возложения цветов до открытия нового офиса Британского Совета и студии Би-Би-Си. Кук получил в Киеве очень радушный прием — он обменивался рукопожатиями не только с украинским коллегой-министром, но и с премьер-министром, спикером парламента, Президентом. (Не могу не вспомнить, что во время недавнего визита нашего премьера в Лондон его британский коллега по премьерству, как и остальные члены кабинета, оказались слишком занятыми... Говорят, от встречи с новым украинским премьером не отказалась баронесса Тэтчер, но потом что-то не сложилось... Впрочем, это уже отдельная история).

Робин Кук назвал свой визит в Киев «важным и чрезвычайно приятным». Несомненно он был приятным, особенно потому, что состоялся сразу после тяжелого дипломатического поражения в Зимбабве, где британскому министру не удалось решить проблему белых фермеров и укротить тамошнего президента, который накануне выборов сделал ставку на словесную войну с Лондоном.

Не могло не льстить и количество украинских журналистов, возжелавших лично послушать британского министра. (В Британии пресса «жалует» Кука лишь вскрывая его неудачи во внешней политике и смакуя неурядицы личной жизни).

С прошлого года, когда украинский министр иностранных дел в феврале посещал британского в Лондоне, в двухсторонних отношениях прослеживается постоянство. Кук по-прежнему называет Тарасюка «мой друг Борис», с аккуратным ударением на «о», украинский коллега отвечает ему тем же. Маленькая разница лишь в том, что в прошлом году во время «door-step» интервью, сразу после переговоров министров, в роскошном зале резиденции Робина Кука стояло всего пять журналистов, один фотограф и ни единой камеры. Британские масс-медиа на официальный визит украинского министра иностранных дел отреагировали более чем скромно, практически не заметили его.

Итак, официальная украинско-британская дружба осталась на прежнем уровне, что радует. «Углубление двухсторонних отношений» в формулировках заявлений также не изменилось, что радует гораздо меньше. Было бы приятнее, если бы «углубление» конкретизировалось существенными результатами. Но с ними как раз не густо. В области экономического сотрудничества, например. И хотя по объемам инвестиций в Украину Британия оказалась на третьем месте среди европейских соседей, после Нидерландов и Германии, и по данным на октябрь прошлого года общая цифра инвестирования превысила 238 млн. долл., а в 1999-м выросла на 37 млн. долл., понятно, что суммы эти очень недостаточны. Реальный торгово-экономический оборот явно не соответствует потенциальным возможностям двух стран и по сравнению с 98-м годом уменьшился на 18%. Нет смысла повторять, что причина тут не только в осторожности британской стороны. Когда-то по поводу перспектив развития украинско-британских отношений удачно высказался бывший посол Украины в Великобритании Сергей Комисаренко, в том смысле, что «британский флаг пойдет только за развитием экономических отношений».

Есть, конечно, пункты, по которым двусторонее сотрудничество развивается довольно успешно. Например, очень тесные контакты установлены между министерствами обороны. Продуктивно в Украине работает уже многие годы Ноу-Хау фонд, культурную программу результативно осуществляет Британский совет.

Но, несмотря на наше «уникальное» геополитическое положение в Европе, британское внешнеполитическое ведомство по-прежнему трактует Украину как бывшую советскую республику. И даже, во многом следуя примеру заокеанского брата, не спешит записать Украину в стратегические партнеры. Взять хотя бы эпизод с одобрением «Совместной стратегии ЕС относительно Украины» (на Хельсинкском саммите в декабре 99-го) и не шибкое желание Британии поддержать формулировку, отстаиваемую Украиной. А в прошлом году, помнится, Робин Кук несколько раз подчеркивал готовность Британии содействовать продвижению Украины в ЕС. Видать, не сложилось. Британия сегодня желает тактически и стратегически сдружиться с Россией. Ее право. Она возложила на себя бремя главного западного переговорщика с новым президентом России. Нам вряд ли стоит надеяться, что схема: Робин Кук — в Москву, Тони Блэр — в Санкт-Петербург, а новоизбранный Владимир Путин — в Лондон повторится в той же последовательности в Киеве. К примеру, во время прошлогодних переговоров в Лондоне говорилось о перспективах визита украинского Президента в Британию после выборов. На сегодняшней встрече вопрос обсуждается вновь — может, и не с белого листа, но уже без указания каких-либо сроков.

Результатами официального визита главы британского внешнеполитического ведомства можно считать: подписание меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и консультаций между министерствами иностранных дел двух стран; сообщение о проведении фестиваля украинской культуры в Британии; высказывания Робина Кука в поддержку «просьбы Украины стать членом ВТО»; очередное «поддерживаем европейский выбор Украины и готовы к сотрудничеству», а также обсуждение вопросов текущей совместной работы Украины и Британии в ООН, НАТО, Совете Европы.

Пожалуй, самым впечатляющим результатом визита должен был выглядеть подарок в 10,5 млн. фунтов стерлингов (почти 17 млн. долл.), которые британское правительство выделило на завершение строительства саркофага на ЧАЭС. Украинский Президент еще раз подтвердил, что Украина, согласно договоренности, намерена закрыть ЧАЭС в 2000 году. Однако в свете того, что на достройку саркофага требуется 300 млн. долл., а на вывод из эксплуатации трех блоков ЧАЭС нужны 450 млн. долл., и это не считая стоимости социальных затрат по закрытию станции (сумм этих пока что нет), упомянутые 17 млн. долл. выглядят «впечатляюще». Особенно, если учесть, что Меморандум о закрытии ЧАЭС был подписан между Украиной и странами «большой семерки» и ЕС, а Британия, как известно, и там, и там активный член, было бы интересно услышать от Робина Кука что-нибудь о выполнении Западом условий Меморандума. Он, однако, пожелал нам только «успехов в проведении очередной конференции доноров».

Что действительно впечатлило, так это негромкое проявление благотворительности, одной из самых исключительных традиций британского общества. Скромная страница пресс-релиза от британского посольства в Украине сообщала о том, что в связи с визитом Робина Кука в Киев правительство Британии оказало поддержку шести конкретным проектам в Украине на общую сумму в 75 тысяч фунтов стерлингов. Не так уж и мал этот «золотник», и тем более дорог.